Характеристика этапов бюджетного процесса в России
Введение
В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики. Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.
Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта.
Цель данной работы – анализ ключевых понятий и составляющих элементов бюджетного процесса, выявление влияния данного процесса на экономическую обстановку Российской Федерации.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- ознакомиться с особенностями бюджетного процесса, с потенциальными ошибками на пути к пониманию его сути;
- изучить основные этапы, методы бюджетного процесса и способы его совершенствования;
- проанализировать связь между бюджетным процессом и экономической политикой государства.
Основа бюджетного процесса
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. [5]
В основе бюджетного процесса лежат следующие принципы:
· обязательное облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, чаще всего в виде закона;
· последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, в основе чего лежит разграничение бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной властей (органы исполнительной власти ответственны за составление проектов и исполнение бюджета, органы представительной
· власти - за его принятие и утверждение и за принятие и утверждение отчета об исполнении бюджета);
· ежегодность утверждения бюджета (по общему правилу утверждается на один финансовый год);
· непрерывность бюджетного процесса, при котором бюджетный механизм перестает работать.
· В этом случае бюджетный процесс (на стадии исполнения бюджета) продолжается на основании параметров бюджета, принятого в прошлом году. [2]
Методы сбалансированности бюджета
Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов, представлены основные методы достижения сбалансированности (см. таблица 1).
Таблица 1- Классификация методов сбалансированности бюджетов субъектов РФ
Признак классификации | Методы |
Состояние бюджета | применяемые при дефиците применяемые при профиците. |
Применение на стадиях | применяемые на стадии планирования бюджетного процесса применяемые на стадии исполнения |
Влияние на стороны бюджета | влияющие на расходы |
Период воздействия на бюджет | краткосрочные, действующие в течении текущего периода |
Форма воздействия | прямые, косвенные |
Зависимость от полномочий | применяемые органами власти субъекта |
Органов власти | Применяемые при межбюджетном выравнивании |
Зависимость от направлений | применяемые при реализации инвестиционной реализуемой региональной политики |
финансово-бюджетной политики | применяемые при осуществлении политики в области расходов применяемые при реализации долговой политики политики и политики в области собственности. |
К универсальным методам сбалансированности регионального бюджета, направленным на расходы относится секвестирование расходов2[ЗА2] . Дефицит бюджета вызывает невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Суть заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, складывается ситуация, когда уже принятый бюджет не может быть выполнен в соответствии с тем планом, который был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы. [3]
Секвестирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение финансирования данных статей по сравнению с первоначально панируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Таким образом, обычно секвестированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству. [5]
Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодолени
несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы субъекта РФ через межбюджетные отношения. [4]
В настоящее время основная часть налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных «сверху» доходных источников.
Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг в различных регионах. [5]
При недостаточности собственных доходов у территориальных образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня. [3]
Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета субъекта РФ в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности регионального бюджета.
Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности субъекта РФ должна включать в себя следующие элементы управления: планирование основных показателей бюджета; мероприятия по повышению
доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; секвестрирование расходовбюджета, финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.
Бюджетные отношения
Бюджетные отношения выполняют особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей.
Виды потребностей: |
1.Оказание услуг общественного сектора экономики:
1.1 Услуги образования.
1.2 Услуги здравоохранения.
1.3 Услуги культуры и других отраслей социальной сферы.
2. Расширение общественного производства
3.Регулирование межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики.
4. Содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления:
4.1 Судебной власти.
4.2 Органов правопорядка.
4.3 Обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
Исходя из изложенного бюджетные отношенияпредставляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач. [2]
Бюджетный фонд
После образования Российской Федерации в условиях разделения единого бюджетного фонда по уровням власти правомернее говорить о том, что бюджетные отношения материализуются не в едином централизованном фонде, а в совокупности фондов денежных средств, формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для определения любого из этих фондов,абстрагируясь от уровня управления (федерального, регионального или местного), на котором они формируются, правомерно использовать термин «бюджетный фонд», который является материальным воплощением бюджетных отношений. [1]
Бюджетный фондпредставляет собой обособленную часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической
деятельности и части национального богатства, концентрируемую в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемую для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Таким образом, формирование бюджетных фондов происходит путем вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей «концентрации» части денежных средств в распоряжении органов власти и местного самоуправления для удовлетворения общественных потребностей. [2]
Межбюджетные отношения
Заимствование у банков
Вероятность сокращения расходов частного сектора в случае государственного заимствования у банков меньше, чем при заимствовании у предприятий и домашних хозяйств. В то же время российские банки в период кризиса получили значительную финансовую поддержку в виде размещения государственных средств и кредитов. Если эти средства, которые так и не дошли в предполагавшихся объемах до реального сектора экономики, будут направлены на приобретение государственных долговых обязательств, то банки вторично получат крупный подарок. Для них размещение денег в государственные ценные бумаги более надежное и выгодное дело, чем кредитование предприятий. [2]
Процентные ставки (interest rate) межбанковского заимствования во многих странах являются основным инструментом политики центральных банков. Они носят разные названия, но общий смысл их заключается в том,
что под такие процентные ставки коммерческие банки занимают друг у друга средства на короткое время для регулирования своих балансов. Отличие процентной ставки от дисконтной заключается в способе начисления сумм: если банк заимствовал у другого банка сумму S под г процентов, то он вернет сумму (1 + r/100 )*S; при задании г в виде процентов годовых и заимствовании на срок Т дней, сумма к возврату определяется формулой :
(1 + r Т / 100 *360 ) S.
Официально регулируемые ставки межбанковского заимствования являются определяющими для всех прочих ставок денежного рынка; от них зависят ставки по государственным долговым ценным бумагам, уровни доходности по всем прочим финансовым инструментам, проценты по кредитам клиентам банков.
Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. Нужно также учитывать, что денежные накопления населения, которые могут быть использованы на приобретение государственных облигаций, не так уж велики. К тому же наличные деньги в значительной мере сконцентрированы у той части населения, которая не склонна доверять свои сбережения ни банкам, ни государству. Это ослабит инвестирование в производство. [5]
Изложенное выше не означает, что не нужно увеличивать выпуск государственных ценных бумаг. Этот рынок нужно развивать. Он не только обеспечивает приток средств в бюджет, но и должен быть серьезным инструментом регулирования экономики. Чтобы банки инвестировали в производство, они должны иметь представление о средне- и долгосрочных параметрах процентных ставок. Такие ориентиры могут сформироваться в результате выпуска государством облигаций со сроками обращения 5-30 лет при доходности на низком уровне. Уровень доходности таких ценных бумаг обозначит порог, превышение которого будет ориентировать на кредитование реального производства. Другими сторонами этого процесса являются готовность экономики брать и погашать займы, и приемлемый уровень рисков.
Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. [4]
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- упорядочивание государственных обязательств;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. [2]
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять
реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. [5]
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
· реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
· ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
· жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
· усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике. [3]
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. [1]
Заключение
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.
В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
- увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов;
- циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
- сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
- повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2015 год).
2. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
3. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
4. Е. Гуревич. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры // Вопросы экономики. – 2015. – №3.
5. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика Российской Федерации: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2014.
6. Кособоков А.Л. Государственное регулирование экономики: формы и методы факультет/ Москва 1996г.
7. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики/ Москва 2000 г.
8. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики / Москва 1999 г.
9. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране. Финансы № 5, 2002г.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента /Под.ред.Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп. – М:ЮНИТИ-ДА
11. Финансовые проблемы бюджета-2005 (по материалам конференции Гильдии финансистов)//Финансы. - 2005. - №10-стр.11-14.
12. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№ 11-стр.10-13.
13. Экономика и жизнь №39, 2001г
[ЗА1]Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
[ЗА2]Секвестировать:В течении определенного промежутка времени (обычно - остатка финансового года) пропорционально сокращать расходы. Необходимость в секвестировании происходит при дефиците бюджета или сокращении дохода.
Введение
В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики. Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.
Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта.
Цель данной работы – анализ ключевых понятий и составляющих элементов бюджетного процесса, выявление влияния данного процесса на экономическую обстановку Российской Федерации.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- ознакомиться с особенностями бюджетного процесса, с потенциальными ошибками на пути к пониманию его сути;
- изучить основные этапы, методы бюджетного процесса и способы его совершенствования;
- проанализировать связь между бюджетным процессом и экономической политикой государства.
Характеристика этапов бюджетного процесса в России
Бюджетный процесс состоит из четырех этапов (рис.1)
Составление проекта бюджета |
Стадии бюджетного процесса |
Рассмотрение и утверждение бюджета |
Исполнение бюджета |
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета |
СС
Бюджетный год
Бюджетный период
Рисунок 1 – Структура этапов бюджетного процесса
Первый этап - составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и утверждение проекта. [1]
Второй этап - рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению.
Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Третий этап - исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. [2]
Четвертым, завершающим этапом бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. [3]
На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).
Основа бюджетного процесса
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. [5]
В основе бюджетного процесса лежат следующие принципы:
· обязательное облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, чаще всего в виде закона;
· последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, в основе чего лежит разграничение бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной властей (органы исполнительной власти ответственны за составление проектов и исполнение бюджета, органы представительной
· власти - за его принятие и утверждение и за принятие и утверждение отчета об исполнении бюджета);
· ежегодность утверждения бюджета (по общему правилу утверждается на один финансовый год);
· непрерывность бюджетного процесса, при котором бюджетный механизм перестает работать.
· В этом случае бюджетный процесс (на стадии исполнения бюджета) продолжается на основании параметров бюджета, принятого в прошлом году. [2]