Налоги – обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Функции налогов:
· Фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства;
· Социальная (распределительная) – поддержание социального равновесия путем изменения соотношений между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;
· Регулирующая и стимулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.
Функции налогов реализуются посредством налогообложения, основой которого является налоговая система – совокупность форм и методов взимания налоговых платежей.В ней заложено глубокое противоречие: предстоит, с одной стороны, обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.
Налоговая система будет рациональна при соблюдении определенных принципов:
· Налоговая ставка должна устанавливаться с учетом возможностей плательщика и уровня доходности – принцип ограничения бремени налогов;
· Налогообложение доходов должно носить однократный характер;
· Обязательность уплаты налогов;
· Простота и удобная форма выплаты налогов – принцип дешевизны уплаты налогов;
· Гибкость и адаптируемость налоговой системы к меняющимся условиям;
· Обеспечение регулирующей функции налогов – процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени воздействовал (через накапливаемые финансовые ресурсы) на реализацию политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);
· Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно – принцип дешевизны обложения;
· Процесс налогообложения должен влиять на распределение доходов в целях придания ему большей справедливости – эффективность распределения;
· Комбинация налогов должна образовывать единую систему, в которой каждый налог имеет конкретную цель.
Основные элементы налоговой системы:
· Налогоплательщик или субъект налога – лицо, на которое законодательством возложена обязанность платить налог;
· Объект налога – доход или имущество, на которое начисляется налог;
· Налоговая база – сумма, с которой взимается налог;
· Налоговая ставка – часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога;
· Налоговые льготы – уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов;
· Налоговые платежи – виды и группы налогов;
· Налоговое бремя – величина налоговой суммы.
Виды налогов:
I. Прямые налоги – взымаются непосредственно с владельцев имущества и получателей дохода.
1.1. Реальные налоги – налоги на отдельные объекты имущества: поземельный, подомовой, промысловый, на ценные бумаги.
1.2. Личные налоги – налоги на имущество или доходы отдельных лиц: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на сверхприбыль, налог на доходы от добычи нефти, налог на доходы от денежных капиталов, налог с наследства и дарения, поимущественный налог.
По прямым налогам ставка налога может быть одинаковой для всех облагаемых сумм.
1. Косвенные налоги – взимаются в сфере реализации или потребления товар и услуг.
1.1. Акцизы – налоги, взимаемые внутри страны включением их в цены товаров широкого потребления: индивидуальные налоги на товары, однократные универсальные налоги в форме налога с продаж, многократные универсальные налоги в форме налога с продаж, НДС.
1.2. Таможенные налоги – налоги с ввозимых, транзитных и вывозимых товаров: экспортные, импортные, транзитные, фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные, специфические, адвалорные, смешанные.
1.3. Фискальные монопольные налоги – монополии государства на производство и продажу товаров через установление высоких цен: на соль, сахар, табак, спички, спирт.
По косвенным налогам средняя ставка повышается по мере роста суммы обложения.
2. Налоги по характеру налоговой ставки:
2.1. с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения;
2.2. пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм, взимается независимо от размера дохода;
2.3. прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы;
2.4. регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.
3. Налоги по форме поступления:
3.1. центральные (федеральные) – взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет: налоги на доход, налоги на прибыль.
3.2. Местные и региональные – взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступающие в местный бюджет: налоги с продаж, налоги на недвижимость.
3.3. Республиканские.
В условиях России налог на прибыль делится в определенной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетом регионов. Местные власти имеют право назначать местные налоги.
Налоги и проблема равенства
В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными дохами должны платить равные налоги).
Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении сокращается. Это связано с ростом средней ставки налога по мере увеличения дохода. Это - подоходный налог, некоторые виды имущественных налогов.
Налоговая система является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении возрастает. Это связано с сокращением средней ставки налога по мере увеличения налога. Это - все косвенные налоги, социальный налог.
Налоговая система является пропорциональной, если налог не оказывает влияния на степень неравенства. Средняя ставка налога остается постоянной. Это - налог на прибыль.
Виды фискальной политики:
1. Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) –
А) в краткосрочном периоде имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер.
Б) в долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и оптимизацией структуры госрасходов.
2. Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) –имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер.
А) в краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.
Б) в долгосрочной перспективе растущие налоги могут послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно если сокращение госрасходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. В результате возникают предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в переходных экономиках.
Типы фискальной политики.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин госрасходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объемов производства и темпов инфляции.
Это активная фискальная политика, заключающаяся в сознательном манипулировании налогами и госрасходами. Она осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги посредством специальных решений правительства.
Проблемы:
· Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
· Административные издержки;
· Пристрастие к стимулирующим мерам ( увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры)
При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправлено создается бюджетный излишек.
Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов, госрасходов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Эта политика пассивна, она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
При недискриционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.
Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Встроенные стабилизаторы относительно смягчают проблему временных лагов дискреционной фискальной политики, т.к. эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.1.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.
Рис. Кривая Лаффера
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер, т.е. рост производства (ВВП) сочетается в этом случае со снижением уровня цен.
ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ