Тема 2.2.2 Типичные нарушения при совершении операций по вкладам

План:

1.Аудит депозитных операций

2.Программа проверки совершения операций по вкладам

3.Депозитные операции юридических лиц, документооборот, возможные нарушения.

4.Депозитные операции физических лиц, документооборот, возможные нарушения.

Аудит депозитных операций

Цель проведения проверки депозитных операций:

1) Оценка полноты и своевременности исполнения обязательств кредитных организаций перед вкладчиками.

2) Проверка соблюдения норм гражданского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ и внутренних положений кредитной организации.

При осуществлении депозитных операций должны быть соблюдены следующие условия:

1) Депозитные операции осуществляются только на основании выданной Банком России лицензии (лицензии на осуществлении депозитных операций выдается истечении двух лет со дня регистрации кредитной организации).

2) Отношения между вкладчиками и кредитной организацией регулируются договором банковского вклада. Дополнительно вкладчику может выдаваться сберкнижка.

3) Изменения условий вкладов должно быть оговорено в дополнительном соглашении.

4) Депозиты физических и юридических лиц должны учитываться на отдельных лицевых счетах и дифференцироваться в зависимости от сроков и процентных ставок.

5) Списание или зачисление денежных средств с депозитного счёта для вкладчика юридического лица должно осуществляться только через расчётный счёт.

Документы необходимые для проверки:

1) Договор банковского вклада.

2) Книга регистрации счетов вкладчика.

3) Внутренние положения по осуществлению депозитных операций (отдельные по каждому виду вкладов, как в филиале, так и в головной организации).

4) Лицевые счета вкладчиков (регистр аналитического учёта).

5) Оборотная ведомость или ведомость остатков с указанием всех счетов (регистры синтетического учета, итоги которых должны быть равны).

6) Отчёт о прибылях и убытках для проверки отнесения начисленного процента на расходы банка.

Порядок проведения проверки депозитных операций предусматривает проверку следующих направлений:

1) Проверку наличия внутренних положений по осуществлению депозитных операций и его соответствия гражданскому кодексу РФ и действующим норматив актам ЦБ РФ.

2) Проверка наличия и правильности оформления договора банковского вклада.

3) Сверка количества и заключенных договоров с открытыми лицевыми счёта вкладчиков по книге регистрации.

4) Сверка данных аналитического учета с синтетическим (сверяются остатки в лицевых счетах вкладчиков с данными ведомостями остатков).

5) Проверка правильности присвоения номера счета второго порядка балансовым счетам.

6) Проверка корреспонденции счетов (депозитные счета корреспондируют со счетам и 20202, 30102, расчетные счета клиентов).

7) Проверка наличия справок от юридических лиц об уведомлении налоговой инспекции о фактах открытия депозитных счетов.

8) Проверка правильности начисления процентов.

9) Наличия фактов расчётов по депозитам с юридическими лицами наличными деньгами.

10) Проверка своевременности и правильности отражения в балансе кредитной организации выплачиваемых процентов (для этого данные лицевых счетов по учету процентов сопоставляются с данными оборотной ведомости и отчета о прибылях и убытках).

11) Проверка соответствия подписей на расходных документах клиентов заявленных образцам подписей.

В перечень нормативных актов, которые необходимо принять во внимание при подготовке и проведении аудита вкладов (депозитов) и прочих привлеченных средств, следует включить:

- Гражданский кодекс Российской Федерации

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

- Инструкция ЦБ РФ от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

- Положение ЦБ РФ 15 октября 2015 г. N 499-П «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

- Положение ЦБ РФ от 16 июля 2012 г. N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

Информационной базой аудита являются:

1. внутрибанковские документы, затрагивающие пассивные операции, в т.ч:

- депозитная политика банка;

- процентная политика;

- правила (положения, регламенты) совершения операций по вкладам (депозитам) физических / юридических лиц / межбанковским депозитам;

- положения о порядке отражения операций привлечения средств клиентов в бухгалтерском учете;

- положения о подразделениях, принимающих участие в осуществлении операций с привлеченными средствами, и должностные инструкции работников этих подразделений;

- утвержденные распорядительным документом банка условия отдельных видов вкладов физических лиц;

2. типовые формы документов (договоров, бланков), используемых банков при осуществлении операций со вкладами (депозитами);

3. действующие тарифы банка на операции по вкладам физических лиц;

4. действующие договоры вкладов (депозитов), закрытые (исполненные) договоры;

5. заявления на открытие счета вклада (депозита) и прилагаемые к ним документы клиентов;

6. доверенности на распоряжение счетом по вкладу физического лица;

7. заявления на перевод со счетов вкладов физических лиц;

8. карточки образцов подписей (если их наличие предусмотрено договорами банковского вклада);

9. книгу регистрации открытых счетов;

10. оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета – ф. № 101;

11. ведомость остатков по лицевым счетам вкладов (депозитов) на определенные отчетные даты;

12. лицевые счета (выписки) по расчетам вкладов, начисленных процентов, и документы дня по ним;

13. первичные документы, подтверждающие движение по счетам вкладчиков

14. лицевые счета по учету расходов банка, возникающих при осуществлении операций с привлеченными средствами, а также документы дня по ним;

15. материалы предыдущих проверок по данному направлению деятельности

16. протоколы совещаний коллегиальных органов управления, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с привлечением денежных средств банком, за проверяемый период;

17. переписка с клиентами и контрагентами по вопросам, возникающим в ходе осуществления операций с привлеченными средствами (розыск утерянных сумм и т.д.);

Наши рекомендации