Понятие идентификации клиента.
Идентификация клиента в банкерегулируется в основном законом115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», а также Положением Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Идентификация - понятие, появившееся в финансово-кредитной сфере в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Вышеуказанный закон принят в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, физических лиц и организаций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В связи с чем, определенные организации, а также государственные органы, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, наделены правами и обязанностями, направленными на выявление и предупреждение действий своих клиентов, направленных на получение доходов, имеющих незаконное происхождение и/или финансирование терроризма.
В частности, к организациям, контролирующим деятельность своих клиентов в рамках данного закона, относятся:
• кредитные организации;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• страховые организации и лизинговые компании;
• организации федеральной почтовой связи;
• ломбарды;
• организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
• организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
• организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
• организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
• операторы по приему платежей;
• коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
• кредитные потребительские кооперативы (в том числе сельскохозяйственные);
• микрофинансовые организации;
•общества взаимного страхования;
•негосударственные пенсионные фонды;
•операторы связи,имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Именно во исполнение своих обязанностей, определенных Федеральным законом № 115-ФЗ, вышеуказанные контролирующие организации в обязательном порядке проводят идентификацию своих клиентов (сбор определенных сведений о клиенте).
Идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
По идентификации бенефициарных владельцев контролирующие организации должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определил бенефициарного владельца как «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента». Бенефициарный владелец в РФ не имеет прав или обязанностей, связанных со своим положением.
Идентификация проводится при проведении клиентом любой операции,до приема клиента на обслуживание, за исключением трех случаев. Идентификация может не проводится банками :
1) при проведении операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма);
2) при проведении операций по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
3) при осуществлении, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случая, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Новые правила идентификации физических лиц с 27.12.2015 года определены Положением Банка России от 15.10.2015 года № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ устанавливает требования к идентификации (в том числе упрощенной идентификации) кредитными организациями клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Положение Банка России от 19.08.2004 № 262-П ранее определявшее порядок идентификации банками клиентов, утрачивает силу с даты вступления в силу нового Положения.
С даты вступления в силу нового Положения объем сведений и документов, собираемых в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, должны соответствовать новым требованиям.
Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание до дня вступления в силу нового Положения, должны быть приведены в соответствие при очередном обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.
Идентификация клиента (его представителя, выгодоприобретателя или бенефициарного владельца) означает получение о них нижеследующей информации:
По физическим лицам - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
По юридическим лицам - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Банками идентификация физических лиц может быть проведена по упрощенной форме (упрощенная идентификация), т.е. будут зафиксированы только сведения о фамилии, имени и отчестве клиента и данных документа, удостоверяющего его личность. Упрощенная идентификация проводится только при осуществлении следующих операций:
• переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия счета
• банковских валютно-обменных операций и операций с чеками, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Упрощенная идентификация может быть проведена на основании паспорта физического лица или его водительского удостоверения.
Упрощенная идентификация по таким операциям физических лиц может быть проведена, только если одновременно выполняются следующие условия:
Условие 1: Операция не входит в перечень операций, которые подлежат обязательному контролю со стороны контролирующей организации. В частности, к таким операциям в частности относятся:
1) следующие операции на сумму 600 000 рублей и выше (если операция совершается в иностранной валюте, то в сумме эквивалентной 600 000 рублей):
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
-получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
- операции, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
-открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
2) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств (иного имущества) от иностранных граждан, граждан без гражданства в сумме 200 000 рублей и выше (либо ее эквивалент в иностранной валюте);
3) операция, одной из сторон которой является лицо, причастное к экстремистской деятельности или терроризму.
Условие 2: В отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у банка не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Условие 3: Операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ.
Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев проводится каждой контролирующей организацией в соответствии с Программами, разработанными и утвержденными этими организациями на основании Федерального закона 115-ФЗ и выпущенных в его рамках ведомственных нормативных актов.
Банк России обращает внимание кредитных организаций:
Вступающие в силу с 27 декабря новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты. При покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей идентификация клиента по-прежнему не требуется. Если сумма операции больше, то клиент предоставляет паспорт, а анкету заполняет сам банк.
Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с требованиями нового Положением Банка России от 15.10.2015 № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.
Законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».