Анализ доходов и расходов ДБ АО «Хоум Кредит Банк»
Доходы и расходы являются обобщающими показателями, характеризующими эффективность текущей деятельности предприятия. Они формируются по результатам производственных процессов и реализации продукции.
Доход организации состоит из доходов от основной и неосновной деятельности. По результатам основной деятельности формируется валовая прибыль организации, и на ее основе после корректировки суммы управленческих и коммерческих расходов прибыль от продаж является одним из основных показателей деятельности организации.
Основными источниками информации для анализа доходов, расходов и финансовой деятельности являются данные аналитического учета для счетов продаж, годовой и квартальной финансовой отчетности. Построение этой формы позволяет изучать формирование отдельных групп финансовых результатов и выявлять влияние основных групп факторов на индивидуальные показатели прибыли.
Анализ доходов и расходов организации включает в себя:
1) Исследование изменений по каждому показателю за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).
2) Изучение структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
3) Изучение динамики изменений показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
4) Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
Цель анализа - определить реальную стоимость чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможность использования прибыли для прогноза, оценить «доходность» Предприятия.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
- Маржинальная прибыль - разница между чистой прибылью и прямыми издержками производства проданной продукции;
- Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг - разница между величиной предельной прибыли и постоянными затратами;
- Валовая прибыль - финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходов и расходов от финансовой и инвестиционной деятельности, прочих доходов и расходов;
- Прибыль до налогообложения - разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на прибыль, а также сумма льгот по подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством;
Чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и других обязательных отчислений.
Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы для ее увеличения. При расчете резервов роста прибыли из-за возможного роста объема продаж используются результаты анализа производства и реализации продукции.
Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности проводится в контексте формируемых доходов и расходов. В ходе анализа изучаются его объем, состав, структура и динамика. В то же время структура доходов и расходов, связанных с другими видами деятельности, анализируется отдельно.
На основании результатов аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменений в величине доходов и расходов, связанных с другими видами деятельности, и их отдельных элементов на отклонение прибыли (убытка) от других видов деятельности.
Еще одной важной областью анализа является оценка формирования прибыли до налогообложения. Структура финансового результата характеризуется соотношением долей отдельных компонентов в общей сумме прибыли до налогообложения. Положительный результат заслуживает финансового результата, если прибыль является значительной частью прибыли от продаж, и она имеет тенденцию к росту.
В таблице 2.6 показаны чистые процентные доходы за 2016-2015 гг.
Таблица 2.6
Чистые процентные доходы
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонения | ||
тыс.тг | % | |||
Процентные доходы | ||||
Кредиты, выданные клиентам | 35 882 843 | 32 327 826 | 3 555 017 | 110,99 |
Денежные средства и их эквиваленты | 1 426 427 | 1 426 490 | 22641698,41 | |
Итого процентные доходы | 37 309 270 | 32 327 889 | 4 981 381 | 115,40 |
Процентные расходы | ||||
Текущие счета и депозиты клиентов | 5 902 264 | 2 410 527 | 3 491 737 | 244,85 |
Счета и депозиты банков | 4 234 360 | 1 831 129 | 2 403 231 | 231,24 |
Продолжение таблицы 2.6
Выпущенные долговые ценные бумаги | 1 266 521 | 1 358 548 | -92 027 | 93,22 |
Депозитные сертификаты | 4 016 | - | ||
Прочие привлеченные средства | - | 1 320 273 | ||
Субординированные займы | - | 7 680 | ||
Итого процентные расходы | 11 407 161 | 6 928 157 | 4 479 004 | 164,64 |
Итого | 25 902 109 | 25 399 732 | 502 377 | 101,97 |
*Примечание - составлено автором по данным источникам [24]. |
Согласно таблице 2.6 чистый процентный доход в 2016 году составил 37 309 270 тыс.тенге и увеличился на 4 981 381 тыс.тенге (15,4%) из них большое увеличение произошло за счет кредитов выданные клиентам на 3 555 017 (10,9%). Данное увеличение стало возможным за счет роста денежных средств банка, приносящих процентный доход на 98,4%. Так же выросли и процентные расходы на 4 479 004 тыс.тенге или же на 64%. Из нах самым большим расходом пришлось на текущие счета и депозиты клиентов на 3 491 737 тыс.тенге (44,8%) и на счета и депозиты банков на 2 403 231 тыс.тенге (31,2%). Так и произошли уменьшения процентных расходов за счет выпущенных долговых ценных бумаг на 92 027 тыс.тенге (3,22%). Итого чистый процентный доход составил 25 902 109 тыс.тенге что показывает увеличение за прошлый год на 502 377 тыс.тенге (1,97%).На следующей таблице 2.7 показаны комиссионные доходы за 2016-2015гг.
Таблица 2.7
Комиссионные доходы
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонения | ||
тыс.тг | % | |||
Комиссионные доходы | ||||
Комиссионный доход по страхованию | 12 039 838 | 11 539 126 | 500 712 | 104,33 |
Комиссии от партнеров | 2 966 357 | 1 031 335 | 1 935 022 | 287,62 |
Штрафы от клиентов по договорам | 2 357 769 | 3 726 284 | -1 368 515 | 63,27 |
Карточные операции | 118 589 | 122 526 | -3 937 | 96,78 |
Переводные операции | 32 538 | 23 069 | 9 469 | 141,04 |
Комиссия за услуги по кассовым операциям | 2 603 | 2 965 | -362 | 87,79 |
Прочие | 93 068 | 100 819 | -7 751 | 92,31 |
Итого комиссионные доходы | 17 610 762 | 16 546 124 | 1 064 638 | 106,43 |
*Примечание - составлено автором по данным источникам [24]. |
Изучив данные таблицы 2.7 можно отметить, что комиссионные доходы увеличился на 1 064 638 тыс.тенге (6,43%). Из них самое большое увеличение пришло на комиссии от партнеров на 1 935 022 тыс.тенге и на комиссионный доход по страхованию на 500 712 тыс.тенге (4,33%). Самое малое увеличение составило 9 469 тыс.тенге (41%) на переводные операций. Так же и были уменьшения по штрафам от клиентов по договору на -1 368 515 тыс.тенге (63,2%). И так же малые увеличения пришло на карточные операций на -3 937 тыс.тенге (6,78%) и на комиссий за услуги по кассовым операциям на -362 тыс.тенге (7,79%).
На следующей таблице 2.8 показаны комиссионные расходы банка за 2016-2015гг.
Таблица 2.8
Комиссионные расходы
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонение | ||
тыс.тг | % | |||
Комиссии, уплаченные партнерам | 574 140 | 582 451 | -8 311 | 98,57 |
Комиссии за услуги верификации данных | 415 180 | 485 464 | -70 284 | 85,52 |
Взносы в фонд страхования депозитов | 91 995 | 33 990 | 58 005 | 270,65 |
Обработка операций по платежным картам | 87 690 | 66 437 | 21 253 | 131,98 |
Расчетные операции | 31 011 | 19 645 | 11 366 | 157,85 |
Прочие | 60 115 | 42 210 | 17 905 | 142,41 |
Итого комиссионные расходы | 1 260 131 | 1 230 197 | 29 934 | 102,43 |
*Примечание-составлено автором по данным источникам [24]. |
На данной таблице 2.8 мы видим что комиссионные расходы увеличились на 29 934 тыс.тенге (2,43%) и составили 1 260 131 тыс.тенге. В основном комиссионный расходы составили взносы в фонд страхования депозитов на 58 005 тыс.тенге(70,6%). И незначительные расходы были по оборотным операциям по платежным карточкам на 21 253 тыс.тенге (31,9%) и на расчетные операций 11 366 тыс.тенге (57,8%). Так же были и уменьшения по комиссионным расходам, самую большую часть взяли комиссии за услуги верификации данных на -70 284 тыс.тенге (5,52%) и незначительную сумму взяли комиссии уплаченные партнерам -8 311 тыс.тенге (8,57%).
Общие административные расходы коммерческого банка показаны на таблице 2.9
Таблица 2.9
Общие административные расходы
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонение | ||
тыс.тг | % | |||
Вознаграждения работникам и налоги по заработной плате | 10 240 847 | 8 255 305 | 1 985 542 | 124,05 |
Износ и амортизация | 1 953 998 | 1 593 039 | 360 959 | 122,65 |
Информационные технологии | 1 384 704 | 918 769 | 465 935 | 150,71 |
Услуги коллекторских компаний | 1 100 940 | 812 607 | 288 333 | 135,48 |
Реклама и маркетинг | 1 078 026 | 426 852 | 651 174 | 252,55 |
Аренда | 1 043 776 | 947 857 | 95 919 | 110,11 |
Телекоммуникационные и почтовые услуги | 770 546 | 678 160 | 92 386 | 113,62 |
Профессиональные услуги | 726 166 | 866 929 | -140 763 | 83,76 |
Налоги, отличные от подоходного налога | 701 417 | 602 853 | 98 564 | 116,34 |
Командировочные расходы | 239 842 | 192 723 | 47 119 | 124,44 |
Прочие | 552 494 | 351 322 | 201 172 | 157,26 |
Итого | 19 792 756 | 15 646 416 | 4 146 340 | 126,50 |
*Примечание-составлено автором по данным источникам [24]. |
По данным, представленным в таблице 2.9 можно сделать вывод о том, что административные расходы организаций за 2016 год увеличились на 4 146 340тыс.тенге или на 26,5% и составили 19 792 756 тыс.тенге.
Нужно отметить, что за 2016 год наибольший темп увеличения произошло за счет вознаграждения работникам и налоги по заработной плате, которые к концу 2015 года по сравнению с его началом увеличились соответственно на 1 985 542 или на 24%. Так же большие увеличения расходов произошли за счет рекламы и маркетинга на 651 174 тыс.тенге (52,5%), информационной технологии на 465 935 тыс.тенге (50,7%), износ и амортизацию 360 959 тыс.тенге (22,6%) и на услуги коллекторских компаний на 288 333 тыс.тенге (35,4%). Так же незначительные расходы пришлись на телекоммуникацию и почтовых услуг на 92 386 тыс.тенге (13,6%), за аренду 95 919 тыс.тенге (10,1%), за налоги 98 564 тыс.тенге (16,3%) и на командировочные 47 119 тыс.тенге (24,45). Произошло и уменьшение по расходам за профессиональные услуги на -140 763 тыс.тенге (3,76%)
В таблице 2.10 показаны расходы по подоходному налогу за 2016-2015гг.
Таблица 2.10
Расход по походному налогу
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонение | ||
тыс.тг | % | |||
Расход по текущему налогу | ||||
Расход по текущему подоходному налогу | 4 961 070 | 3 031 792 | 1 929278 | 163,63 |
Расход по текущему подоходному налогу, (переплаченный) /недоплаченный в прошлых отчетных периодах | -216 239 | 381 178 | -597417 | -56,72 |
4 744 831 | 3 412 970 | 1 331861 | 139,02 | |
Расход по отложенному налогу | ||||
Изменение величины отложенного налога вследствие возникновения и восстановления временных разниц | -354 558 | 35 960 | -390518 | -985,97 |
Итого расхода по подоходному налогу | 4 390 273 | 3 448 930 | 127,29 | |
*Примечание-составлено автором по данным источникам [24]. |
Из данной таблицы 2.10 мы видим, что расходы по подоходному налогу за 2016 год выросли на 1 929 278 тыс.тенге. Так же были и уменьшения расходов по текущим подоходным налогам на -597 417 тыс. тенге.
Отложенные налоговые активы и обязательства Временные разницы, возникающие между балансовой стоимостью активов и обязательств, отраженной в финансовой отчетности, и суммами, используемыми для целей расчета налогооблагаемой базы, приводят к возникновению чистых активов по отложенному налогу по состоянию на 31 декабря 2016 года и чистых обязательств на 31 декабря 2015 года. Такие обязательства и активы по отложенному налогу отражены в настоящей финансовой отчетности. Срок использования временных разниц, уменьшающих размер налогооблагаемой базы по подоходному налогу, не ограничен действующим налоговым законодательством Республике Казахстан.
Требования к минимальным резервам В соответствии с нормативными актами, выпущенными НБРК, требования к минимальным резервам рассчитывается как общая сумма определенных соотношений различных групп обязательств банков. Банки должны соблюдать эти требования путем поддержания средней величины резервных активов (в виде наличных средств в национальной валюте и остатков денег на корреспондентских счетах в НБРК) в размере равном или превышающем средние минимальные требования.
На таблице 2.11 показаны кредиты выданные клиентам за 2016-2015гг.
Таблица 2.11
Кредиты, выданные клиентам
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонение | ||
тыс.тг | % | |||
Кредиты, выданные розничным клиентам | ||||
Кредиты, выданные денежными средствами | 73 549 504 | 75 329 100 | -1 779 596 | 97,63 |
Потребительские кредиты, выданные клиентам | 44 948 116 | 31 127 604 | 13 820 512 | 144,39 |
Кредитные карты | 5 997 194 | 1 416 467 | 4 580 727 | 423,39 |
Итого кредитов, выданных розничным клиентам | 124 494 814 | 107 873 171 | 16 621 643 | 115,40 |
Резерв под обесценение | -6 797 502 | -11 243 335 | 4 445 833 | 60,45 |
Кредиты, выданные клиентам, за вычетом резерва под обесценение | 117 697 312 | 96 629 836 | 21 067 476 | 121,80 |
*Примечание-составлено автором по данным источникам [24]. |
По данной таблице 2.11 мы видим что кредиты выданные розничным клиентам выросли на 16 621 643 тыс.тенге (15%). Из них потребительские кредиты увеличились на 13 820 512 тыс.тенге (44,3%) так же кредитные карты увеличились на 4 580 727 тыс.тенге (23,3%). Но уменьшились кредиты выданные денежными средствами на 1 779 596 тыс.тенге (7,63%).
Величина кредита, выдаваемая клиенту, зависит, с одной стороны, от просьбы самого клиента. Однако данная просьба клиента предоставить ссуду в определенном размере может не совпадать с реальными возможностями возврата кредита, с реальными подсчетами банка. Размер кредита зависит от экономических обстоятельств, в том числе:
1) величины разрыва в платежном обороте заемщика;
2) реального накопления товарно-материальных ценностей, поступающих в обеспечение кредита, и степени их ликвидности;
3) уровня маржи;
4) степени риска и доверия банка к клиенту;
5) наличия определенного объема ресурсов у банка и др.
На следующей таблице 2.12 показаны текущие счета и депозиты клиентов.
Таблица 2.12
Текущие счета и депозиты клиентов
2016 г. тыс. тенге | 2015 г. тыс. тенге | отклонения | ||
тыс.тг | % | |||
Текущие счета и депозиты до востребования | ||||
- Розничные клиенты | 7 182 385 | 8 982 845 | -1 800 460 | 79,95 |
Продолжение таблицы 2.12
‐Корпоративные клиенты | 1 104 082 | 3 736 131 | -2 632 049 | 29,55 |
Срочные депозиты | ||||
- Розничные клиенты | 32 206 873 | 9 100 456 | 23 106 417 | 353,90 |
‐Корпоративные клиенты | 33 025 187 | 22 482 512 | 10 542 675 | 146,89 |
Итого | 73 518 527 | 44 301 944 | 29 216 583 | 165,94 |
*Примечание-составлено автором по данным источникам [24]. |
Как видно по таблице 2.12 депозиты клиентов выросли на 29 216 583 тыс.тенге (65,9%) из них по срочным депозитам розничных клиентов выросли на 23 106 417 тыс.тенге (53%) так же и выросли депозиты корпоративных клиентов на 10 542 675 тыс.тенге (46,8%). Но уменьшились текущие счета и депозиты до востребования розничных клиентов на 1 800 460 тыс.тенге (9,95%) так же и уменьшились и счета корпоративных клиентов на 2 632 049 тыс.тенге (9,55%).
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в 2016 году предприятие было более рентабельно, этому свидетельствуют более высокие показатели рентабельности продаж, рентабельности от банковской деятельности.