Перспективы развития внебюджетных фондов в Российской Федерации
Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности).
В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и Пенсионного фонда по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т. п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.
Пенсионная система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. Преимущества такой пенсионной системы состоит в следующем:
- Возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;
- размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;
- финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.
Однако в такой системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45 %), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, особенно если учитывать существующую демографическую ситуацию.
Пенсионная система бескризисно существует при соотношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, а численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7 % численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4 %, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2 %.
В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, возникает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.
С 2010 года планируется упразднить единый социальный налог и использовать страховой принцип формирования внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и фонда социального страхования). Суть такого подхода к страхованию заключается в том, что государство страхует человека от невозможности работать (во время болезни, рождения ребенка и т. д.). Таким образом, работодатель выплачивает определенную сумму, которая зависит от зарплаты сотрудника, в страховой фонд. Также сумма выплат из этого фонда будет зависеть от срока работы сотрудника. И при наступлении страхового случая работник вместо зарплаты будет получать страховые выплаты. Разумеется, размер оплаты страховки напрямую связан с суммой взносов, опытом работы и размером заработной платы.
Единый социальный налог имеет схему отправления взносов сначала в бюджет, и только оттуда по остальным фондам. При этом не соблюдался принцип «чем больше кладешь - тем больше получаешь», а со всевозможными поправками и дополнениями все выплаты получаются минимальными. Страховой принцип формирования бюджетных страховых фондов позволит получать выплаты, как говорится, «по заслугам».
Система социальных платежей в 2010 году изменится минимально, а точнее сказать останется аналогичной ставкам единого социального налога. Так, на пенсионный фонд будет уходить 20 % от фонда оплаты, на социальное страхование - 2,9 %, 3,1 % - на обязательное медицинское страхование. С 2011 года процентные ставки будут увеличиваться, так для пенсионных взносов они составят 26 %, а для обязательного медицинского страхования - 5,1 %. Объясняется это тем, что при меньших взносах пенсионный фонд не справится с выплатами пенсий, и у государства не хватит средств для оплаты медицинского страхования.
Для обеспечения социальной защищенности отдельных слоев населения с 1 января 2010 года планируется увеличение пенсии на 1700 рублей, таки образом, правительство планирует поднять все пенсии до уровня прожиточного минимума. Для закрепления этой тенденции также планируется ввести так называемую доплату. Доплата будет производиться в том случае, если размер пенсии не походит под прожиточный минимум в каждом конкретном регионе нашей страны.
Правительство ставит перед собой цель увеличить пенсии к 2010 году и ликвидировать бедность среди пенсионеров. А к 2012 году увеличить размер пенсионных выплат до 70-75 % от уровня зарплат работающего населения.
Около 90 % жителей нашей страны заключили договор об обязательном медицинском страховании. Система обязательного медицинского страхования, как форма социальной защиты, стала основным механизмом реформирования здравоохранения в стране. Однако нельзя сказать, что это коренным образом изменило суть деятельности лечебных учреждений. преобразовав лишь их экономическую основу. Отныне медицинские услуги стали, по существу, товаром, который покупает страховая медицинская организация. Любое лечебное учреждение по роду своей деятельности может рассматриваться как предприятие, производящее необходимые населению товары - медицинские услуги.
Одна из острых проблем сегодня - это сокращение бюджетного финансирования отрасли. Сегодня тариф взноса в фонд обязательного медицинского страхования не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1 %. Большая часть (60 %) - это неработающее население (старики, дети, инвалиды, безработные), которые более всего нуждаются в медицинской помощи и за которых платит государство. Однако бюджетное финансирование здравоохранения постоянно сокращается. При таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.
Цены на медицинские услуги ныне формируются по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности, т. е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Попытки решить существующие проблемы системы здравоохранения привели к идее преобразования системы обязательного медицинского страхования в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования. Сторонники такого объединения считают, что создание обязательное медико-социальное страхование позволит сформировать более эффективные механизмы контроля над выплатой пособий по временной нетрудоспособности, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, снизить административные затраты.
Самая главная проблема нашей страны в том, что оно до сих пор не научилось строить планы в долгосрочном периоде. Никто не задумывается о том, как мы будем жить лет через 20-30. На примере пенсионного фонда уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда. Хорошо, что он у нас есть. А если бы его не было.