Проверка как форма финансового контроля.
Основной формой финансового контроля является проверка,
под которой в соответствии с п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №34 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее–Указ) понимается форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Проверки классифицируются по самым различным основаниям как в законодательстве, так и в литературе.
В зависимости от периодичности проведения и включения в координационный план проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановой является проверка, включенная в координационной план контрольной (надзорной) деятельности. Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие.
Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.
Плановые проверки проводятся:
-в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска (сфера контроля (надзора)) для назначения плановых проверок, определенными Указом;
-на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.
В соответствии с п. 7 Указа контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к:
-к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года;
-к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года;
-к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими (контролирующими) органами только в форме совместной проверки, под которой понимается проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами.
Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.
Внеплановые проверки (проверки в отношении проверяемых субъектов без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) назначаются:
-по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;
-Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
-Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
-руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
В контексте проведения внеплановых проверок законодатель выделяет внеплановые тематические оперативные проверки, которые проводятся в пределах компетенции определенными государственными органами.
Для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, проводятся встречные проверки.
В определенных случаях (например, для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица)) может быть проведена дополнительная проверка.
Указ №510 выделяет контрольную проверку, под которой понимается проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки.