Рейтинговые системы оценки банков.
Метод фондового пула
Суть данного метода заключается в том, что все банковские средства, полученные из различных источников, рассматриваются как единый пул средств, имеющихся у банка. Тогда задача заключается в том, чтобы создать первичные и вторичные резервы для обеспечения ликвидности. Первичные резервы состоят из абсолютно ликвидных активов – кассы и остатков на корреспондентских счетах. В состав вторичных резервов входят высоколиквидные активы, которые можно быстро реализовать и которые имеют большую оборачиваемость.
Достоинство этого метода состоит в том, что его можно успешно применять, когда возможности использования операций на денежном рынке ограничены. Кроме того, он менее сложный
Измерение движения денежных средств
. Другой подход к измерению ликвидности состоит в отслеживании динамики изменения объема потребности в ликвидности и источников ее удовлетворения
Недостаток данного метода состоит в колеблемости полученных значений под влиянием множества факторов и неустойчивости динамических рядов
Метод конверсии фондов.
Его суть заключается в том, что средства, мобилизованные из различных источников, используются по-разному. Другими словами, средства увязываются по источникам и направлениям использования При применении метода конверсии фондов необходимо:
· распределить все средства по источникам формирования в зависимости от оборота по счетам и резервных требований;
· распределить средства из каждого источника на финансирование соответствующих активов.
Таким образом, дилемма «риск – доходы» решается отдельно для каждого источника средств, как будто это отдельный банк, отсюда другое название этого метода – метод минибанка
Метод управления резервной позицией
определяем резервную позицию, т. е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у Центрального банка.
· сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;
· в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства. НО ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУГИЕ РИСКИ
· риском изменения процентных ставок;
· риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).
Метод управления кредитной позицией
заключается в определении особой кредитной позиции – того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка
Метод активного управления портфелем он же Секьютерищация
Таким образом, секьюритизация в широком смысле слова означает не только превращение кредитов в ценные бумаги, но и любой перевод их в такую форму, когда их можно реализовать третьим лицам на рынке .
Межбанковские кредиты.
Получение займа у Центрального банка или банка-корреспондента – это один из методов мобилизации средств для корректировки состояния резервов (а следовательно, и ликвидности), иногда называемый также методом «учетного окна» (discount window). Хотя этот метод выравнивания резервов не получил большого распространения, такие займы контролируются Центральным банком.
Займы на рынке евродолларов.
– это инструмент управления пассивами, доступный крупным коммерческим банкам, и пользуются им банки, как имеющие заграничные филиалы, так и не имеющие их. Евродоллары можно определить следующим образом. Это вклады, выраженные в долларах США и хранящиеся в коммерческих банках, которые находятся за пределами США, включая филиалы американских банков.
Финансовое состояние
Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние»экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.
Финансовое состояние — ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.
Финансовое состояние определяется посредством конкретных показателей.
Применительно к макроуровню обычно для определения финансового состояния используют следующие показатели:
§ доходы и расходы государства;
§ дефицит или профицит госбюджета;
§ госдолг;
§ сальдо платежного баланса;
§ уровень инфляции;
§ уровень процентных ставок;
§ валютный курс;
§ объем денежной массы;
§ курс ценных бумаг;
§ объем сбережений и объем долгов экономических субъектов.
§ 12 Модели регулирования финансовых рынков: мировой опыт. Принцип мегарегулирования: положительные и отрицательные стороны.
Главная особенность финансового сегментаамериканской экономики - отсутствие единого финансового регулятора и высокая роль инфраструктурных институтов в сфере фондового рынка и коллективных инвестиций. Унификация правового регулирования обращения эмиссионных ценных бумаг, одним из этапов которой стало появление National Securities Markets Improvement Act of 1996 (NSMIA).
Так, очевидным и своевременным признается
введение глобального инвестиционного института (global investment company), который отвечал бы потребностям не только национального рынка США, но и внешних (иностранных) инвесторов и участников рынка.
В частности, предлагается пересмотреть систему налогообложения доходов и операций в инвестиционных фондах (по аналогии с европейской моделью, освобождающей инвестиционные институты (фонды) от налогообложения прибыли),
создать более прозрачные механизмы начисления вознаграждений для обслуживающей инфраструктуры,
а также провести унификацию механизмов управления инвестиционной компанией (фондом).
ЕС
Первым эпохальным актом стала Директива ЕС от 20 декабря 1985 г. (о координации законов и других нормативных актов, регулирующих образования коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ЮКИТС)), на основе которой и по сей день функционируют рыночные схемы коллективного инвестирования во всех странах ЕС (аналоги открытых и интервальных фондов в России).
Сравнительно недавно появившаяся Директива Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов призвана упорядочить процедуру и условия выпуска финансовых инструментов, ограниченных в обороте.
Функции финансового регулятора в странах ЕС (в наднациональном масштабе) возложены на профильные комитеты Совета ЕС по экономике и социальным вопросам и Комитет по европейским ценным бумагам (European Securities Committee). Европейский Центробанк в данном случае выступает только как дополнительный координирующий орган. Полноценный финансовый регулятор в ЕС на сегодняшний день фактически отсутствует, так как потребность по созданию аналога Европейского Центрального банка для рынков финансовых инструментов и услуг, не связанных с банковским сектором, не очевидна.
Главная задача европейского законодателя и профильного комитета - обобщение положительного опыта национальных правовых систем (как в рамках ЕС, так и за его пределами), выработка рамочных правовых механизмов регулирования ключевых сегментов рынка (в данном случае - финансовых рынков) и способствование их внедрению на национальном уровне.
Характерными чертами современного европейского финансового рынка являются:
1. наличие института "взаимного признания" участников (инвесторов) рынка в странах, присоединяющихся к директивам ЕС;
2. "открытый" характер правовых норм - возможность детальной настройки правил и требований на уровне национального законодательства;
3. относительно высокий уровень интеграции финансовых институтов стран - членов ЕС, развитие взаимоотношений между собой и на уровне наднациональных образований в рамках Евросоюза;
4.выработка новейших и максимально универсальных решений и механизмов правового регулирования открытого фондового рынка, рынка коллективных инвестиций и проектного финансирования;
5. высокий уровень развития компенсационных механизмов (основы закладываются на уровне директив; конкретные решения (фонды) реализуются на уровне стран - членов ЕС);
6. свободный режим движения капиталов в пределах ЕС (основная черта в экономике
На сегодняшний день во множестве развитых и развивающихся стран внедрена система мегарегулирования финансовых рынков, под которой подразумевается единый государственный или общественный орган, в полномочия которого входит централизованное регулирование и/или надзор за всеми или отдельными секторами финансового рынка, например, банковской, страховой сферами, фондовым рынком, сферой негосударственных пенсионных фондов и т.д.
Опыт зарубежных стран показывает, что одной из важнейших предпосылок появления мегарегулятора является расширение и слияние границ секторов финансового рынка.
Новые условия рынков привели к переосмыслению содержания финансового регулирования. Стало очевидно, что задача регуляторов состоит не в том, чтобы формулировать правила поведения для разных типов посредников, а в решении более общих задач, направленных на обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций и принадлежности к тому или иному типу. Такой подход потребовал создания более однородного надзора за одинаковыми видами деятельности, осуществляемыми различными участниками рынка, и соответственно изменения структуры органов финансового регулирования. Реформирование организационной структуры должно было устранить дублирование и снизить затраты на регулирование и со стороны государственных органов, и со стороны регулируемых финансовых институтов.
Регулирование бизнес-поведенияна финансовом рынке направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и правдивой информации и обеспечивать, чтобы финансовые компании в своей деятельности не пытались ввести своих клиентов в заблуждение и не дискриминировали бы их
Обеспечение финансовой стабильностиподразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.
Господствующей идеей первого этапа модернизации систем финансового регулирования стала идея создания единого финансового регулятора – мегарегулятора, который объединял бы функции пруденциального надзора и защиты прав потребителей. Модель единого регулятора предполагала сокращение числа регулирующих органов, конвергенцию их функций и снижение роли центрального банка в пруденциальном надзоре за финансовыми институтами при закреплении за ним функции регулирования финансовой стабильности.
В большинстве стран внедрение единого регулятора происходило без учета целей макропруденциального регулирования. Кроме того, выявился и еще один дефект единого регулятора, который состоит в том, что надзор за системно значимыми платежно-расчетными системами осуществляется центральным банком, а надзор за финансовыми агентами – пользователями этих систем осуществляется единым регулятором. Это явно ограничивает рычаги воздействия центрального банка на финансовую стабильность, что проявилось во время финансового кризиса 2007-2009 годов.
ТВИН ПИКС ( НИДЕРЛАНДЫ)
В данной модели выделяются два основных регулирующих органа: регулятор системного риска и регулятор деятельности на финансовом рынке (business conduct regulator). Регулятор системного риска занимается пруденциальным регулированием всех системно значимых финансовых институтов и платежно-расчетных систем. Эти функции обычно закреплены за центральным банком. Регулятор деятельности на финансовом рынке надзирает за всеми видами финансовых услуг (банковскими, страховыми, инвестиционными) как на оптовых рынках (регулирование бирж), так и на розничных.
13. Регулирование финансового рынка: содержание и принципы государственного регулирования и саморегулирования.
Различают:
1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;
3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение
Цели регулирования финансового рынка:
1. поддержание порядка на рынке,
2. создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
3. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
4. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразованияна ценные бумаги на основе спроса и предложения;
5. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
6. в определенных случаях создание новых рынков,
7. поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
8. воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.
Основными принципами регулирования являются:
разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).
Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему: идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения); концентрация
ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития; установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).
Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:
рыночное саморегулирование — это самонастройка процессов финансового рынкапод влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;
административное саморегулирование — средство формирования саморе- гулируемых организаций.
В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.
Принципы права присущи как праву в целом (правовой системе), так и его частям (отдельным правовым отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам). Общеправовые принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства и применяются ко всем отраслям права без исключения.
Общеправовые принципы и принципы саморегулирования соотносятся как общее и частное, поэтому последние должны не дублировать, а учитывая отраслевую специфику, дополнять правовое регулирование в этой части специальными правилами, характерными именно для саморегулирования и не характерными для общеправового регулирования.
Содержание и роль финансового посредничества. Типы инвестиционно-финансовых посредников, их функции и принципы деятельности.
Значение системы финансовых посредников очень велико. Они обеспечивают стабильное финансирование важнейших общественных нужд, экономят существенные средства и тем самым ускоряют развитие производства. Они обеспечивают дополнительный доход значительной массы людей, избавляя их при этом от непосредственных рисков производства, организации нового дела и т. д. Финансовое посредничество показывает, что экономические отношения необязательно связаны с конфликтами и борьбой. Деятельность финансовых посредников ведет к получению выгоды всеми участвующими в данном процессе сторонами.
Роль финансовых посредников не ограничивается только концентрацией денежного капитала и его рациональным использованием. Они согласовывают и увязывают интересы громадного числа экономических субъектов на конкретном уровне. Финансовое посредничество превратилось в постоянный фактор развитой рыночной экономики, особенно учитывая разнообразие нынешних финансовых активов, включая ценные бумаги и валюту. Характерная черта нынешнего финансового посредничества в том, что деньги, предоставленные взаймы или собираемые в порядке каких-либо обязательных отчислений, используются в подавляющем большинстве случаев в прибыльных операциях. Финансовые посредники своей деятельностью увеличивают объем доходов, создаваемый в обществе. В этом их принципиальное отличие от ростовщичества, которое не улучшало, а ухудшало финансовое положение заемщика.
К числу финансовых посредников относятся:
1. кредитные организации:
1)– банки, ( самый большой процент)
2)– кредитные союзы, кредитные кооперативы, сберегательные ассоциации и т. п.;
3)– небанковские кредитные организации, обслуживающие, как правило, заранее известный круг лиц в конкретном районе.
2. страховые организации, пенсионные фонды, паевые инвестиционные компании, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и прочие
1)– они не принимают депозитов и не влияют на количество денег в обращении;
2)– здесь организуется связь между отдельным лицом и всей совокупностью лиц, заинтересованных в страховании и пенсионном обеспечении;
3)– данные посредники, в отличие от банков, не платят доходы (проценты) за внесенные средства, но они оплачивают пенсии и производят страховые выплаты в соответствии с договорами;
4)– платежи в страховые и пенсионные фонды частично обязательны (вклады в кредитные организации сугубо добровольные);
5)– коммерческая деятельность страховых и пенсионных фондов жестко регламентирована, чтобы избежать опасности их банкротства.
Участники кредитного рынка
§ Первичные инвесторы — владельцы свободных финансовых ресурсов (домохозяйства и фирмы). Временно свободные средства фирм складываются из временно свободных оборотных средств, амортизации, устойчивых пассивов, прибыли, предназначенной для накопления.
§ Специализированные посредники — кредитно-финансовые организации, которые аккумулируют временно свободные средства и предоставляют их во временное пользование на возмездной основе.
§ Заемщики, юридические и физические лица, государство.
Кредитный продукт – это конкретный вид кредита коммерческого банка, который создается исходя из кредитной политики банка и представляет собой подсистему кредита, включающий временные и количественные характеристики, базирующиеся на потребительских предпочтениях клиентов.
Коммерческий кредит. Исторически раньше возникает коммерческий кредит, так как он возникает непосредственно из процесса производства и реализации товаров, объект кредитной сделки – товарный капитал.
Банковский кредит. Банковский кредит – это такой кредит, при котором владельцы свободных денежных средств предоставляют их в ссуду заемщикам через посредство банков. В качестве субъектов банковского кредита выступает, с одной стороны, банк как кредитор, с другой – предприятие, организации и население как заемщики. Он является основной формой кредита в рыночной экономике.
Государственный кредит.Государственный кредит – это такая форма кредита, при которой в качестве кредитора или должника выступает государство. Исторически раньше стал развиваться государственный кредит, при котором государство выступает как должник.
Потребительский кредит. Потребительский кредит как особая форма кредита представляет собой предоставление рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования
Ипотечный кредит
В таком случае в качестве специфических черт банковской кредитной технологии выступают следующие особенности:
1. Независимость банка от других в производстве кредитных продуктов, в отличие от продуктов в сфере безналичных расчетов, оказание которых требует задействования широкого круга участников.
2. Кредитные продукты производятся банками за собственный счет как в отношении затрат по их формированию, так и в отношении принимаемых рисков
Специфика банковской кредитной технологии предполагает высокую степень самостоятельности банка в части применяемых приемов организации кредитования и высокую степень зависимости от адекватных методов и процедур покрытия риска
Функции страхового рынка
Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций: компенсационную, накопительную, распределительную, предупредительную и инвестиционную.
Компенсационная функция страхового рынка выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которые были объектом страхования.
Накопительная функция (сберегательная) обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную сумму.
Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность этой функции — в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.
Предупредительная функция страхового рынка работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба.
Инвестиционная функция реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т. п.
Страховые организации — институциональная основа страхового рынка, конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховые организации структурируют по принадлежности, характеру выполняемых операций, зоне обслуживания.
Страховые организации делятся на: акционерные, частные, публично-правовые и общества взаимного страхования.
Акционерная форма страховых компаний доминирует на развитых рынках.
Акционерная страховая компания — негосударственная организационная фор-ма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал, оформленный как акционерное общество. Уставный капитал акционерного страхового общества формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить свой финансовый потенциал.
Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье.
В государственном страховании в качестве страховщика выступает государство. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность.
Правительственные страховые организации относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и выплате компенсаций рабочим и служащим, временно утратившим работу.
Общество взаимного страхования − это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование — некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.
В развитых странах доля рынка взаимного страхования достигает 50% всего страхового рынка.
Товар страхового рынка — страховой продукт. Продвижение и реализацию продукта на страховом рынке осуществляют страховые посредники.
Специализированные страховые компании производят отдельные виды страхования, например, страхование жизни, автотранспорта и т. п. К этому виду компаний относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированного портфеля договоров перестрахования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
Универсальные страховые организации предлагают широкий набор страховых услуг. Поскольку на страховом рынке осуществляется купля-продажа страхового продукта, то необходимы и продвижение страховых агентов на рынке, и их реализация. Эти операции осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры.
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с представленными полномочиями.
Страховые брокеры — независимые физические или юридические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его услуги — посреднические в исполнении договора cтрахова-ния, за которые он взимает оговоренный процент.
Функционирование страхового рынка предполагает наличие про-фессиональных оценщиков рисков и убыт-ков -сюрвейеровиаджастеров.
Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр страхуемого имущества. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.
Аджастеры — это уполномоченные лица или компании, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков.
I. Экономический анализ
Экономический анализ включает оценку качественных и количественных характеристик внешней среды бизнеса.
В целом можно рекомендовать следующую структуру данных для экономического анализа:
1. ВНП, темпы роста и другие макроэкономические показатели;
2. численность населения;
3. распределение доходов;
4. природные ресурсы;
5. инфраструктура;
6. валюта: курс и инфляция;
7. конкурентная среда.
III. Культурный анализ
Рассматриваются основные характеристики поведения, объединяемые в 5 групп:
1. групповая принадлежность;
2. значимость работы;
3. межличностные отношения;
4. коммуникации;
5. этика и этикет.
Рейтинговые системы оценки банков.
Рейтинговая оценка банков – система комплексного исследования и сравнения кредитных организаций по основным финансовым показателям. Кроме того, встречаются рейтинги, базирующиеся на экспертных заключениях, например о качестве менеджмента Чаще всего для построения рейтингов используются данные баланса и счета прибыли и убытков.Главный предмет изучения – определение кредитной надежности. Существует несколько видов рейтинговой оценки банков
Линейные списки, или ренкинги, – перечни кредитных организаций, составленные на основе ряда финансовых показателей. ( СМИ,. Порталы)
Многомерные списки и комплексные оценки на базе финансовых и иных показателей – разбивка банков на группы в соответствии с заданными критериями, такими, например, как надежность, устойчивость, валюта баланса и проч. ( Агентства редко СМИ Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings, а в нашей стране – «Эксперт РА», Moody's Interfax Rating Agency, Национальным рейтинговым агентством, АК&M.)
когда различным критериям присваивается тот или иной удельный вес, а окончательная оценка выставляется в баллах. Примечательно, что рейтинг банков определяет и орган надзора – ЦБ РФ. Согласно указанию Банка России от 31.03.2000 № 766-У, все кредитные организации делятся на две категории, а каждая из них – на две группы.
Первая категория – это финансово стабильные кредитные организации. К их числу относятся банки группы 1 – «кредитные организации без недостатков в деятельности», а также группы 2 – «кредитные организации, имеющие отдельные недостатки».
Вторая категория – проблемные кредитные организации: «банки, испытывающие серьезные финансовые трудности» (группа 3) и «банки, находящиеся в критическом финансовом положении» (группа 4).
Следует отметить, что оценка Банком России – прежде всего констатация текущей, сложившейся ситуации в той или иной кредитной организации. А независимые рейтинги банков составляются для того, чтобы можно было прогнозировать их будущее.
Американская рейтинговая система CAMELS, метод информ наболяюдатеоя Capital);Assets);Management(Earnings);Liquidity);Sensitivity).
3. Трансфертное ценообразование и управление спрэдом банка.
Трансфертное (трансферное) ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.
Основное преимущество системы трансфертного ценообразования заключается в том, что она позволяет эффективно и централизованно управлять активами и пассивами банка в целом
Экспертный метод предполагает назначение трансфертной цены высшим менеджментом или органом, отвечающим за управление ресурсами банка (например, Комитетом по управлению активами и пассивами) на основании административного решения, либо на основании переговоров менеджеров.
При использовании рыночного метода в качестве трансферт–цен принимаются цены на соответствующий продукт на внешнем рынке.
Затратный метод трансфертного ценообразования может применяться в отсутствие эффективного внешнего рынка и заключается в определении общих затрат на производство банковского продукта.
Одной из попыток разрешить недостатки существующих методов трансфертного ценообразования является метод альтернативных рыночных затрат. Этот метод определяет трансферт–цены как предельные затраты заимствований банка на рынке капитала.
Модель спрэда предназначена для оценки решений по управлению процентной маржой и процентным риском за счет регулирования внутрибанковских цен на ресурсы в зависимости от изменения внешних условий (на денежном рынке), а также распределения совместных банковских издержек по активным и пассивным операциям. Управление осуществляется путем изменения внутрибанковских цен на перевод средств.
Банк имеет головную контору и филиалы, которые обмениваются ресурсами на возмездной основе.
МАРЖА - разница между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и другими показателями.
4. Модель длительности в управлении активами и пассивами банка.
Управление активами и пассивами представляет собой скоординированное управление банковским балансом, принимающее во внимание альтернативные сценарии ставки процента и ликвидности.
Главная задача – добиться необходимого соотношения различных видов активов и пассивов по суммам, срокам и процентным ставкам.
Под управлением активами и пассивами (УАП) подразумевается, во-первых, управление балансом банком, во-вторых – управление процентным риском. Первая трактовка понятия УАП связана с тем, что банк в основном состоит из активов и пассивов, представляющих собой различные финансовые инструменты, которые привлекаются и размещаются на платной основе. Управление ими и составляет основную суть банковского финансового менеджмента.
Среди множества методов, используемых для управления активами и пассивами банка, выделим следующие:
1. Управление дисбалансом.
2. Управление стоимостью капитала через длительность.
3. Управление спрэдом и трансфертными ценами.
Управление дисбалансом направлено на максимизацию чистого процентного дохода банка, рассчитано на краткосрочнуюперспективу.
Управление стоимостью капитала через длительность – стратегический метод, в качестве целевого показателя использует рыночную стоимость банка и ставит задачи ее сохранения и приумножения.
Трансфертное ценообразование предполагает использование в крупном многофилиальном банке и позволяет управлять эффективностью использования финансовых ресурсов банка.
Услуги и операции по Активам |
1. Выданные кредиты банковской клиентуре 2. Приобретенные банком ценные бумаги и долговые обязательства, обращающиеся на рынке 3. Выданные межбанковские кредиты |
Услуги и операции по Пассивам |
1. Привлеченные депозиты банковской клиентуры 2. Эмиссия собственных ценных бумаг и долговых обязательств для обращения на рынке 3. Привлеченные межбанковские кредиты |
Изменения в стоимости активов относительно изменений в стоимости обязательств определяют изменения в рыночной стоимости капитала банка. Модель длительности сосредотачивает внимание на управлении рыночной стоимостьюсобственного капитала банка, ее изменении в связи с изменениями процентных ставок. Длительность – это мера относительной эластичности процента при определении изменений в рыночной стоимости ценных бумаг.
Длительность рассчиты