Сущность финансов: понятие, стадии общественного производства, первичное распределение и перераспределение.
Сущность финансов: понятие, стадии общественного производства, первичное распределение и перераспределение.
Фина́нсы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Производство —процесс создания материальных благ в течение данного периода времени. Включает также распределение, обмен и потребление созданного продукта. (вместе 4 будет)
Две основные функции финансов: распределительная; контрольная.
Распределительная функция финансов осуществляется в несколько этапов:
1)первичное распределение; 2) перераспределение; 3) вторичное распределение.
Первичное распределение — это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц — заработная плата, у юридических лиц — прибыль, у государства — прибыль государственного сектора, которая централизуется в бюджете и поступления от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также косвенных налогов.
Перераспределение состоит в создании и использовании централизованных фондов. (ранее созданные доходы ПЕРЕрапределяются)
Перераспределение включает два этапа:
— изъятие части доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды;
— использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы — заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде различных выплат и предоставления бесплатных услуг
Контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Необходимость контроля следует из того, что финансовые отношения имеют противоречивый характер, каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для этого необходим постоянный финансовый контроль, соблюдение пропорций в распределительном процессе.
Функции финансов: виды, характеристика, субъект и объект функций.
Объектами распределительной функции финансов - стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).
Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Субъекты контрольной функции:
-органы государственной власти и управления (общегос контроль)
- контрольно-ревизионные отделы министерств (ведомственный контроль)
- бухгалтерии, финансовые отделы ( внутрихоз. Контроль)
- аудиторские фирмы и службы (независимый контроль)
Финансовая система: понятие, структура, характеристика звеньев, основное звено, централизованные и децентрализованные фонды.
Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:
1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);
2) фонды страхования;
3) финансы предприятий различных форм собственности.
Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.
Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие – децентрализованными
Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Типы финансовой политики.
а) классическая;
б) регулирующая;
в) планово-директивная.
Классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. (А. Смит, Д. Рикардо и др.)
Регулирующая финансовая политики исходит из необходимости вмешательства государства в развитие экономики, обеспечение полной занятости. Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличения НД, ликвидация безработицы.) Происходит рост сбережений у населения, и государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашение государственных долгов.
Планово-директивная финансовая политика - в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм включает:
– формы финансовых ресурсов;
– методы их формирования;
– систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
– организацию бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Расходы
кормление чиновников и бюджетников, оборона, судебная деятельность, космос, госдолг РФ и прочее
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Федеральный бюджет России разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
Бюджетное регулирование: понятие, формы межбюджетных отношений (см. БК РФ)
Бюджетное регулирование- это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях' выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов..
Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
• дотаций субъектам Российской Федерации;
• субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
• субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субвенциибюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов
Самостоятельность
хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают направления деятельности и решают, в каких объемах производить свою продукцию. Финансовая самостоятельность проявляется в том, что предприятие:
1) имеет собственные источники доходов;
2) самостоятельно выбирает направления расходов;
3) может участвовать в совместной деятельности с другими предприятиями.
Самофинансирование
базируется окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие должно покрывать свои текущие и капитальных затраты за счет собственных источников.
3. Принцип ответственностипредприятий за результаты своей деятельности Убыточное предприятие, должно, насколько возможно, погасить обязательства перед поставщиками и кредиторами. В стране должен существовать механизм процедуры банкротства, позволяющей защитить интересы лиц инвесторов, кредиторов и вкладчиков. и
4. Принцип материальной заинтересованности в результатах деятельности.
Предприятия должны проявлять заинтересованность в результатах своей деятельности, что выражается в получении прибыли. Продолжение деятельности предприятия возможно только в случае получения прибыли в объеме, позволяющем не только возместить себестоимость реализованной продукции, уплатить налоги и покрыть другие хозяйственные расходы, но и начать новый цикл производства продукции, а также профинансировать развитие своей социальной инфраструктуры.
Планирование выручки от реализации продукции (объёма продаж) и себестоимости.
Планирование на предприятии — процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.
Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов.
Метода планирования выручки:
1) Метод прямого счета - основан на гарантированном опросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов.
В=Р*Ц где В - выручка от реализации; Р - объем сопоставимой реализуемой продукции; Ц - цена единицы реализуемой продукции
2) Расчетный метод – когда объем реализуемой продукции корректируется на входные и выходные остатки.
В=Он + Т - Ок (Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода; Т - товарная продукция предполагаемая к выпуску в план. периоде; Ок - остатки нереализованной продукции на конец план периода). Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действующих ценах периода предшествующему планированию, товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого.
Основной целью планирования себестоимостиявляется выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений.
Методы планирования себестоимости:
- нормативный;
- планирование по технико-экономическим показателям.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы по всем ресурсам.
При втором методе (более предпочтителен, т.к учитывает многие факторы)учитываются:
а) технические (внедрение в плановом периоде новой технологии и техники);
б) организационные (совершенствование организационной структуры управления предприятием, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы организации труда);
в) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
г) уровень инфляции в плановом периоде;
д) специфические факторы (например, изменение геологических условий разработки полезных ископаемых).
План по себестоимости продукции включает следующие разделы:
1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).
2. Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции.
3. Сравнение плановых калькуляций (Расчет себестоимости единицы продукции) отдельных изделий.
4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих затрат и структура себестоимости.
Метод экстраполяции
Анализ динамики за несколько лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Эффективен для обоснования технико-экономического плана или проекта
Метод совмещенного расчета
Этот метод предполагает синтез двух методов: прямого счета и аналитического расчета прибыли предприятия.
Деньги, кредит, банки
Кредитные деньги.
Наличные и безналичные. Причем к наличным принято относить не только ассигнации и казначейские билеты, но также такие кредитные деньги: как векселя, чеки и банкноты. К безналичным деньгам относятся записи на банковских счетах, включая платежные пластиковые карты, кредитные пластиковые карты и электронные деньги.
Денежные агрегаты.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты.
Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).
Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3[1]:
· М0 = наличные деньги в обращении (монеты, банкноты).
· М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), остатки средств в национальной валюте на расчетных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций.
· М2 = М1 + срочные вклады.
· М3 = М2 + сберегательные вклады, сертификаты и государственные облигации.
В РФ из недостатков денежной системы можно отметить большую долю наличных денег (22 % в 2014 г.), когда в развитых странах этот показатель едва достигает 7-10 %.
Налично-денежная эмиссия.
Эмиссия наличных денег, или денежных знаков, производится в целях обеспечения экономики средствами обращения и платежа
Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории государства осуществляются исключительно центральным банком.
При осуществлении наличной эмиссии Центральный банк должен обеспечивать стабильность национальной валюты, что закреплено Конституцией. Это означает недопущение появления в обороте излишних денег по сравнению с количеством, необходимым для обеспечения нормального денежного обращения. (а вот казначейство может печать, сколько хочет, ради покрытия дефицита бюджета)
В цепь звеньев процесса выпуска денежных знаков в обращение, включены следующие элементы: составление прогноза потребности в наличных денежных знаках; их изготовление с защитой от фальшивомонетчиков, включая разработку дизайна; замена ветхих купюр; организация работы расчетно-кассовых центров; транспортировка денежной наличности; собственно выпуск в обращение.
Эмиссию наличных денег ЦБ РФ производит через свои подразделения – расчетно-кассовые центры (РКЦ), обслуживающие коммерческие банки и их клиентов. Сейчас в России 475 таких центров. В РКЦ открываются резервные фонды и оборотные кассы. Оборотная касса обеспечивает постоянный кругооборот наличных денег в ходе выдачи денег на заработную плату, инкассирования наличности из торговых сетей и пр. Относительный излишек наличных денег переводится в резервный фонд – это и есть изъятие денег из обращения. Напротив, перевод наличных денег из резервного фонда по так называемому эмиссионному разрешению в оборотные кассы является выпуском денег в обращение.
Поскольку расчетно-кассовые центры обслуживают коммерческие банки по всей стране, эмиссия происходит, по сути, децентрализованно. Она отражает пульсацию потребности в деньгах предприятий, работающих на данной территории, и населения этих регионов. Если предприятию – клиенту банка требуется наличность для выдачи заработной платы, а на территории инкассирование торговой и иной наличной выручки проходило вяло, банки запрашивают эмиссионное подкрепление из расчетно-кассовых центров, которые разрешат расходовать резервный фонд. В противоположной ситуации деньги изымаются из обращения.
Таким образом, на территории всей страны постоянно происходят колебания количества денег в обращении. Эмиссионный баланс в целом по стране ежедневно сводится в Центральном банке при получении информации от расчетно-кассовых центров по всей территории страны.
8. Понятие денежного обращения, закон денежного обращения.
Денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет спрос). Денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него осуществляется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов)
1.Безналичное денежное обращение — это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг, - предоставляет большие удобства по сравнению с наличным обращением, что происходит отказ от наличного обращения. Основными инструментами безналичного обращения являются ценные бумаги (векселя, чеки) и также кредитные карточки.
2. Наличное обращениев виде денежных знаков. Наличное обращение наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. В налично-денежном обращении заложены ограничения (по удобству и практичности) для хозяйствующих субъектов. Оно в меньшей степени поддается контролю со стороны государства
Закон денежного обращения отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтобы деньги могли выполнять свои функции.
Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
§ количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
§ уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
§ скорость обращения денег (связь обратная).
И. Фишер (1867-1947). В своей работе «Покупательная сила денег, ее определение и отношение к кредиту, процентам и кризисам» (1911 г.) он попытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем товарных цен. :
Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:
М * v = Q * P,
§ M — масса денег;
§ v — скорость обращения;
§ Q — количество товаров;
§ P — цена.
Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен. Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.
Содержание и структура денежного оборота.
Денежное обращениепредставляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет спрос). Денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него осуществляется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов)
Существуют различные признаки, определяющие структуру денежного оборота. Рассмотрим классификацию по трем основным признакам (их гораздо больше).
1.Наиболее распространена классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. Денежный оборот по этой классификации подразделяется на безналичный и налично-денежный. Такая классификация весьма важна, но она не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота. (описан в предыдущ вопросе)
2.Поэтому характер отношений, обслуживающих ту или иную часть денежного оборота, является дополнительным признаком классификации денежного оборота. По данному признаку денежный оборот обычно разбивают на три группы:
- денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги, нетоварные обязательства юридических и физических лиц;
- денежно-кредитный оборот – обслуживает кредитные отношения в хозяйстве;
- денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.
3. В зависимости от субъектов, между которыми функционируют деньги:
1) оборот между банками (межбанковский);
2) оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский);
3) оборот между юридическими лицами;
4) оборот между юридическими и физическими лицами;
5) оборот между физическими лицами.
Инфляция спроса
Когда спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Существует много денег при малом количестве товаров.
Инфляция спроса обусловлена:
1. ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, их приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по существу не требуются, поскольку она не переходит из рук в руки;
2. дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а, следовательно, и дополнительный спрос;
3. кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;
4. притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а, следовательно, и излишний спрос.
Валютная система России.
Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.
1. Основой валютной системы является национальная денежная единица — российский рубль, введенный в обращение в 1993г.В 1998 г. рубль был деноминирован по соотношению 1:1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми. Законодательно установленное весовое количество золота в советском рубле (1922—1992 гг.) приобрело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц.
2. С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях.
3. Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей.
4. Регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка.
5. Что касается следующего элемента валютной системы — международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.
6. Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
9. В России сложился механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по направлениям:
1. Формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию.
Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Министерство экономики. Главный исполнительный орган валютного регулирования — Банк России
2.Центральный банк РФ, а также Правительство РФ осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры золото-валютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга;
Счёт текущих операций
A. Торговый баланс
B. Баланс услуг
C. Текущие трансферты
Необходимсть кредита
Индивидуальная организация производственного процесса хозяйствующих субъектов создает условия для временного высвобождения средств и потребности в них. Но в отдельных случаях этих средств может оказаться недостаточно для осуществления инвестиций в реконструкцию и модернизацию производства. В связи с этим у них возникает потребность в кредите.
Потребность в дополнительных денежных средствах может возникнуть также из-за недостаточности фактических запасов оборотных средств и нарушения в ритмичности поступления денежной выручки от реализации продукции и оказанных услуг и иных платежей.
Временное высвобождение денежных средств может возникать не только в сферах материального производства и обращения. Оно появляется также и у государства, бюджетных и общественных организаций, а также у населения.
Временное высвобождение денежных средств у одних хозяйствующих субъектов и временная потребность в них у других — это две неразрывные стороны единого процесса кругооборота капитала. Возникшее противоречие между высвобождением и потребностью в средствах разрешается посредством кредита
Функции кредита.
Функции кредита – проявление сущности кредита, выражение его общественного назначения. Функции кредита относятся к кредитным отношениям в целом, а не к отдельным взаимоотношениям заемщика и кредитора.
Классификация форм кредита
В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать:
· - товарную,
· - денежную,
· - смешанную (товарно-денежную) формы кредита.
Товарная форма кредита исторически предшествовала денежной форме (кредит предоставлялся мехами, скотом, зерном).
В настоящее время товарная форма используется:
· - при продаже товаров с рассрочкой платежа,
· - прокате вещей,
· - при аренде имущества.
В современных условиях кредит в основном предоставляется в денежной форме.
При смешанной форме кредит выдается в форме товара, а возвращается деньгами или наоборот.
В зависимости от того, кто является кредитором, выделяют следующие формы кредита:
· - банковскую,
· - хозяйственную (коммерческую),
· - государственную,
· - международную,
· - гражданскую (частную, личную).
При гражданской форме кредита в качестве кредитора выступают частные лица. Она может носить как денежный, так и товарный характер, часто имеет дружескую подоплеку: ссудный процент устанавливается в меньшей сумме, чем в банках, может не взыскиваться вообще; кредитный договор не заключается, чаще используется долговая расписка, хотя и она применяется не всегда; срок кредита не является жестким. Повышенное значение при этой форме кредита приобретает элемент доверия.
В зависимости от целевых потребностей заемщика выделяют:
· - производительную,
· - потребительскую формы кредита.
При производительной форме ссуда используется на цели производства и обращения.
Потребительская форма используется населением на цели потребления.
При прямой форме кредита ссуда выдается непосредственно ее пользователю.
Косвенная форма возникает, когда ссуда берется для кредитования других субъектов.
Регулирование экономики.
Классификация форм кредита осуществляется по:
1) назначению:
- коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;
-финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;
2) видам:
-товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);
-валютные (в денежной форме);
3) технике предоставления:
-наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;
-акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;
-депозитные сертификаты;
-облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;
4) валюте займа (международные кредиты в валюте):
· либо страны-должника;
· либо страны-кредитора;
· либо третьей страны;
· либо в международных валютных единицах (чаще в экю, замененных евро в 1999 г.);
5) срокам:
· краткосрочные кредиты (от 1 дня до 1 года, иногда до 18 мес);
· среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
· долгосрочные (свыше 5 лет);
6) обеспечению:
· обеспеченные кредиты;
· бланковые кредиты.
В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок.
Эмиссионная
Центральный банк обладает эмиссионной монополией в отношении наличных банкнот, а в некоторых случаях и монет (хотя обычно их чеканит казначейство). Банкнота — кредитные деньги, которые выпускает Центральный банк стран (обычные наши бумажки) - бессрочное долговое обязательство.
Банк банков»
Основными клиентами Центральных банков мира являются локальные коммерческие банки. «Банк банков» хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, является посредником между ними, осуществляя центральные расчетные операции в банковской системе, предоставляя ей кредиты. Такой расчетный центр выполняет функции регулятора платежной системы страны, координируя организацию всех расчетных систем.
4. Банкир правительства
Центральные банки имеют тесную связь с государством. В данном случае они выступают в роли кредиторов и финансовых консультантов. В центральном банке открываются счета всех правительственных ведомств.
5.Денежно-кредитное регулирование
Разработка и реализация единой денежно-кредитной политики осуществляется путем совместной работы правительства и центрального банка. Такая политика проводится в целях обеспечения перманентного экономического роста, снижения уровней инфляции и безработицы, стабилизации платежного баланса в положительной зоне. Регулирование осуществляется за счет воздействия на количество единиц национальной валюты в обороте, уровни процентных ставок и ликвидности банковской системы.
6.Внешнеэкономическая функция
Процессы деятельности Центральных банков простираются и на работу по международным расчетам, платежному балансу, движению валютных ценностей, сотрудничеству с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными организациями.
В нее входят:
Совет директоров-высший орган ЦБ. Состоит из председателя (на 4 года его) и 12 членов Совета.
Совет решает вопросы направлений единой денежно-кредитной и валютной политики, концепций совершенствования банковской системы , осуществляет экспертизу проектов законодательных актов в области банковского дела.
Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов. Руководит центральном аппаратом совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление.
Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ. Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.
Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.
Российское объединение инкассации– крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. О<