Описание проблем целевой аудитории
Прежде чем выступать перед целевой аудиторией, вы должны обозначить для себя все ее проблемы. Без этого сегодня, к сожалению, нельзя. Проблемы можно взять из портрета клиента. Для чего это обязательно нужно делать? Для того чтобы подготовить правильное грамотное выступление, которое даст вам запланированные результаты.
К примеру, вы руководитель. И у вас в подчинении есть несколько сотрудников. Но несмотря на то что вы их начальник, вы каждый раз перед ними как оратор конкурируете с другими людьми, потому что вы не можете забрать у них сотовые телефоны, не можете запретить общаться друг с другом.
И если вы кого-то вызвали к себе для разговора, а он перед этим смотрел керлинг или футбол, то выцепить его из керлинга или футбола вы можете только в том случае, если уколете его проблемой. Если вы проблему не обозначили, то все ваши слова пройдут впустую. Как только вы зацепите его за больное, он сразу вынужден будет вас слушать и обращать на вас внимание.
Вот поэтому и нужно описывать проблемы того конкретного человека, с которым вы собираетесь разговаривать. Но не факт, что вы будете использовать эти проблемы. Если вы видите, что все идет нормально, что вы попали в аудиторию, то эту проблему вы оставляете на запасной случай. Если вы видите, что что-то пошло не так, вы не попали в ЦА, то у вас всегда есть вариант, который можно использовать.
Как можно выяснить проблемы людей?
Можно провести коллективный или индивидуальный опрос. Если вам нужна информация про одного конкретного человека, то вы можете расспросить о нем других. Спросите у кого-нибудь «Ты не знаешь, почему он злой сегодня?» или «Ты не знаешь, что его волнует?», и вам тут же все расскажут. Если перед вами аудитория, проведите опрос.
Лично я задавал вопросы аудитории и из ответов выделял проблемы, связанные с ораторством. На этом основании я подготовил и провел сначала вебинар, а затем и тренинг. Опросы работают неплохо.
Все люди тщеславные. И если к кому-то подойти и спросить: «Какие у тебя есть проблемы?» — то человек, скорее всего, ответит: «Я король-олень и плаваю поперек ванны, у меня все хорошо». А если к нему подойти и сказать: «Вы такой талантливый, такой великий, можно у вас взять интервью?» — то он тут же согласится.
Интервью — это еще один способ выявления проблем. Люди любят давать интервью. Задавая им вопросы, вы можете вклинить и вопрос о проблемах. И вам отлично расскажут обо всех своих больных местах. Для руководителей шикарно работают разговоры по душам с сотрудниками, вам выплачутся в жилетку и расскажут все, что наболело.
Если речь идет о малой аудитории, то можно пригласить в какой-нибудь кабак. Даже без спиртного вы узнаете всю подноготную. Если у вас свой бизнес и вы хотите узнать побольше про партнера, то пригласите его куда-нибудь и скажите, что угощаете. Больше ничего делать не надо, вам и так все расскажут.
Еще один очень важный момент — это входящая информация. Мало кто умеет ее анализировать. Не пропускайте мимо ушей все, о чем вам пишут, о чем спрашивают во время звонков или семинаров. Запоминайте, записывайте, делайте себе заготовки. Многие игнорируют такую информацию, не обращают на нее никакого внимания и, соответственно, ей не пользуются.
Особенно это полезно делать с работниками. Если к вам подходит четвертый и рассказывает, что у него кредит, значит, записали себе в блокнот «кредиты». Восьмой подошел, сказал, что ребенка не с кем оставить — еще одна проблемка. Эти проблемы вы копите, пока не насобираете досье. Вот почему ораторство и манипуляции — две смежные темы. Манипулировать людьми невозможно, не зная о них какую-то информацию, которую они сами не хотели бы вам рассказывать.
Если вы не знаете про людей информацию, которую они не хотят о себе рассказывать, то ораторствовать тоже невозможно, потому что это все равно что ораторствовать для столба. Эффект будет тот же, потому что не будет эмоций.
87 % людей не верят статистике, из них 97,4 % верят ей больше, если числа дробные. Когда вы людям рассказываете о каких-то проблемах, когда вы им преподносите какую-то информацию, то помните, что 97,4 % любят дробные числа, при этом люди испытывают к вам больше доверия.
Контент
Контент — это основная часть вашего выступления, которую вы доносите до слушателей. Контент может быть своим, может быть заимствованным, или это может быть их совокупность.
Сейчас я расскажу вам технологию составления хорошего правильного контента. Этой технологии я научил уже несколько десятков или даже сотен человек. Этот метод неплохо работает и дает положительные результаты в правильной формулировке своих мыслей.
Как правильно научиться формулировать свои мысли?
Сначала вы берете лист А4 и режете его на полоски. У вас должно получиться сто «лапшичек». Вы должны запомнить, что если вы кому-то хотите что-то рассказать на какую-то тему, то сто «лапшичек» вы должны заполнить ста мыслями. Написать сто мыслей за заданную тему в один день у вас не получится, потому что вас начнет клинить. После 30-й или 50-й мысли вы скажете себе:
«Я больше ничего не знаю».
Как только это случится, сделайте перерыв. Для всех перерыв будет разный. Кому-то хватит часа или двух, кому-то потребуется целый день, а кто-то потратит на это целую неделю. Отдохнув, вы сможете написать еще несколько мыслей. Когда все полоски будут заполнены, вы садитесь и начинаете их раскладывать на кучки по темам. Но пока это не сделано, вы ничего не предпринимаете, потому что информации мало и вы еще не готовы.
Когда будет написано сто мыслей, вы уже можете составить структуру вашего выступления. Если чего-то не хватает, то можете добавить заимствованный контент. Такая методика позволяет за очень короткий срок составлять очень серьезные большие структуры, потому что сто пунктов — это серьезная большая тема, серьезное большое выступление.
К примеру, вам надо подготовить выступление на тему «Зима». И вы начинаете писать все свои мысли, которые у вас возникают. Вы описываете температуру воздуха, агрегатное состояние воды, одежду, болезни, зимние игры. В конечном счете мысли, написанные на «лапшичках», вы группируете по темам и затем раскладываете по кучкам.
Когда у вас получится несколько таких кучек, то уже можете составлять структуру своего выступления. Если чего-то не хватает, добавляете заимствованный контент и пишете оглавление к выступлению. Эта методика позволяет за короткий срок составить серьезную большую структуру. Именно так мы с Аллой Фолсом заработали ее первый миллион.
Продающая биография
Еще одна составляющая ораторского «шведского стола» — это ваша продающая биография, или вашей фирмы, или движения вашей партии. Биография есть у всех, и у всех должна быть такая продающая история. Такой элемент должен быть у вас заготовлен раз и навсегда, потому что вопросы вашей биографии или истории вашей фирмы могут всплыть для вас в самый ненужный момент.
Вы должны отточить, отрепетировать историю, показав ее окружающим с той стороны, с которой вам выгодно и интересно. Особенно это касается ваших личных достижений и достижений вашей компании.
На любую ситуацию можно посмотреть с разных сторон. Четыре года назад я работал с челябинскими дилерами «Мегафона». На самом деле это был индивидуальный предприниматель с пятью сотрудниками, которые достаточно неплохо работали. «Мегафону» это настолько понравилось, что он мне написал благодарственное письмо. В письме выражали благодарность за то, что я отработал с их дилером. И подпись «Мегафон».
Благодаря этому письму ко мне пришел ОТП Банк, но уже не их дилер, а самый настоящий банк со своими 15-ю филиалами по стране. Когда я отработал с ОТП Банком, то их продажи в сфере банковских кредитов увеличились на 47 %. Это очень серьезный результат очень серьезной организации.
Такие вещи нужно организовывать для себя, для своей биографии. Если бы мной не была продумана моя биография и факты не были бы преподнесены нужным образом, то никакого ОТП Банка тоже не было бы.
Биография — это элемент ваших выступлений. Она должна быть заготовлена, как соленые огурцы в банке, которые стоят в погребе. Всегда кто-то приходит неожиданно, и если у вас есть такие вкусные, хрустящие, замаринованные заготовки, то вы можете достать их в любой момент — и все будут довольны.
Продающих биографий вашей деятельности может быть несколько. Например, вы имеете два бизнеса — услуги и товары. Для клиентов и партнеров ваших услуг вы будете делать акцент в биографии на одном, для товарного бизнеса акцент будет выставлен на другом.
Биографию можно преподносить по-разному, но всегда нужно говорить только правду. Вы можете что-то недоговорить, сказать не все. Но если вы соврете, то ложь погубит вашу репутацию за одну секунду. Недоговоренное всегда можно договорить. Но если вас кто-то уличит во лжи, то отмыться от этого будет крайне тяжело.
Я никогда не говорю, что работал с «Мегафоном», я говорю, что работал с дилерами, а с ОТП Банком работал напрямую. Где заслуги реальные, там реальные. Если лишь соприкасались в деятельности с какой-то организацией, так и напишите: пересекался, например, со Сбербанком. И это будет нормально. Если кто-то захочет увидеть вас директором Сбербанка, то он увидит это. Кому не захочется, тот не увидит. Обманывать людей нельзя. Можно смотреть под разным углом.
Еще одна простая вещь в биографии — это игра с цифрами. Цифры, как пластилин, можно лепить из них то, что вам выгодно и интересно. В позапрошлом году на инфоконференции выступали американцы. И когда Джим Грэм рассказывал о своем супермаркете, где оборот составляет 30 миллионов в год, то вся аудитория ахнула.
Но сходите в любой супермаркет в России и узнайте, какой оборот в год делает этот супермаркет. У американца это был не супермаркет, это какая-то палатка. Посчитайте, что такое 30 миллионов долларов в год. Это ни о чем. Но тем не менее, когда вы берете свой месячный оборот и умножаете его на 12 месяцев, а потом еще на 5 лет, то получается очень нехило.
Самое главное, что вы никого не дурите, когда говорите, что за последние 7 лет через вашу компанию прошло 12 000 клиентов. Но если 12 000 разделить на 7, на 12, а потом еще на 30, то получится, что даже не каждый день к вам кто-то приходил.
Но тем не менее 12 000 — это круто.
Анекдот про правильную игру с фактами:
Абрам искал себе съемную квартиру. Но как только арендодатели узнавали, что у него шесть детей, то сразу же ему отказывали. После очередного отказа Абрам говорит жене:
— Сара, сходи, пожалуйста, на кладбище, наведи порядок на могиле родителей, дети тебе помогут.
Сара взяла детей и ушла на кладбище. К вечеру Абрам снял квартиру. Жена спрашивает:
— Как же у тебя это получилось?
— У меня спросили, велика ли моя семья. Я сказал, была большая, но жена и шестеро детей сейчас на кладбище.
Очень важно научиться играть с цифрами, играть с фактами. Эти вещи вы должны тестировать на своей целевой аудитории. Опробовали какой-то элемент. Если есть положительный отклик, то вы себе в блокноте делаете отметку, что все хорошо, все супер, все правильно — и в нужный момент это используете.
Кейсы
Следующий важнейший элемент выступлений — кейсы из жизни. Этот элемент можно вставлять в выступление куда угодно. Кейс из жизни может выступать в роли якоря или контента, если содержит какую-нибудь «фишку». Когда я вам рассказал про Аллу Фолсом и «лапшички», то это как раз явилось той самой конкретной «фишкой» конкретного контента.
Больше всего вызывают доверие у слушателей кейсы из ваших жизней, или ваших работников, или ваших учеников — то есть тех, кто находится под вами. Вы можете использовать и заемные кейсы, но к ним уже будет меньше доверия. Выданные вами кейсы должны быть докручены и доделаны.
Докручивать кейсы можно, рассказывая их тем, кто находится в ручной доступности. Если ваш рассказ вызвал реакцию типа «вау!» или «о-о-о!», то это здорово. Если ваш собеседник сидит и ковыряет в носу от скуки, то это значит, ваш кейс не работает, и надо что-то доделать, докрутить.
Плохих историй не бывает — так же, как не бывает и плохих биографий. Бывает неправильная формулировка того, что вы хотите рассказать. И вы должны это понимать.
Истории, притчи, анекдоты
При подготовке выступления вы можете использовать не только кейсы из жизни, но и различные истории, притчи и анекдоты. Люди очень любят анекдоты. Анекдот — это та же притча, наполненная эмоцией. В притче эмоция размазанная, а в анекдоте это целый всплеск. Если после притчи вы сделали вывод, то у вас получилась уже поучительная история.
Одно время я взял себе за правило рассказывать каждый день хотя бы один анекдот. Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды, давая напутствие сотрудникам перед работой, я не рассказал очередной анекдот. И вы знаете, люди стали возмущаться, потому что они его ждали, они к этому уже привыкли. Анекдот для них служил дозой хорошего настроения.
Анекдоты, которые нравились людям, я записывал в отдельный файл. На сегодня у меня порядка 120–130 анекдотов, которые хорошо работают, но их надо уметь рассказывать. Нужно выбирать тот анекдот, от которого вас прет, который вам интересен. Если у вас от него загораются глаза и вы смеетесь, то и окружающие люди тоже будут смеяться. Если вам что-то не нравится, то лучше не рассказывайте.
Когда я работаю над тренингом по продажам, я обязательно готовлюсь к возражениям в момент своего выступления. Меня очень удивляет, что мало кто это делает. Обычно на эмоциональные возражения я рассказываю анекдот:
Летит самолет. Высота 10 000 км. Капитан корабля обращается к пассажирам:
— Уважаемые дамы и господа! С вами капитан корабля, Белановский Александр. Сейчас мы пролетаем над Самарой, высота полета 10 000 км. А-а-а…
Минутная пауза, после минутной паузы пассажиры слышат следующее:
— Еще раз добрый день, уважаемые дамы и господа! Это все наша стюардесса, она пролила мне на брюки кофе. Видели бы вы мои штаны спереди!
В салоне сидит пассажир и тихо произносит:
— Видел бы ты мои штаны сзади!
Вопль «а-а-а» — это эмоция, после которой выключился звук. То есть это такой же эмоциональный отказ, когда вы звоните клиенту по телефону и в ответ слышите «Да пошел ты…». Тем, кто парится, почему их послали, я всегда рассказываю этот анекдот. Поэтому на эмоциональные возражения есть один единственный ответный способ — подождать, когда эмоция уйдет, а потом еще раз перезвонить.
Где найти хороший анекдот? Я заходил на сайт анекдотов и каждый день ровно по 15 минут читал все подряд. К этим 15 минутам добавлял еще 15 минут на прочтение притч. За полтора года я набрал неплохой багаж тех самых «фишек» и анекдотов, которые нравятся лично мне.
Вы можете рассказать историю интересно только тогда, когда она вам самому интересна. Но не всегда ваши интересы и смех совпадают с интересами и смехом в аудитории. Поэтому все истории, притчи и анекдоты необходимо тестировать. Если вы рассказали, а аудитория не восприняла — это тоже хорошо, потому что вы по крайней мере это протестировали.