Карта 8. башкаус от пор. 170 до а/д моста. м 1 : 200 000


170 - "Кызылтагский" (6А - "левый" - "левый").В начале порога видны сливы до 1,5 м, камни в русле по 3-4 м в поперечнике и все это с интервалом 10-12 м. Но проходы ярко выражены и каких-то явных препятствий нет. За правым поворотом на протяжении 400 метров характер порога не меняется, а местами она усиливается. На левом повороте справа начался скальник и несильный прижим к нему, за левым поворотом еще 200-250 метров таких же препятствий. На выходе - нагромождение скал с маневром от левого берега вправо - влево - вправо и все это сопровождается сливами около 1,5 м. По мнению многих групп это скорее порог, нежели шивера, как часто это препятствие называется в отчетах, а сложность у него - 5С-6А. У этого препятствия нет устоявшегося названия, мало того, в некоторых отчетах оно описывается как два - п.170 и п.171. После п.170, который мы назвали "Кызылтагским", река резко успокаивается.


Посмотрели п.170. Очень длинное (около 800 метров) и серьезное препятствие, в нашу воду - порог категории сложности 6B. Полноценную страховку организовать невозможно. По центру реки идет мощная струя, образующая валы и "бочки". Уйти с нее очень тяжело, а единственный путь - это проход по левому берегу, затем выход в центр, дабы обойти слив с "бочкой", находящиеся по этому же берегу, а потом надо резко уходить с центра струи вправо или влево, т.к. по центру находилась "бочка" в которую попадать ну очень не хотелось, т.к. даже стоя недалеко от нее на берегу, сверху не было видно нижнего уровня воды. Первым пошел К4-1, зайдя, как и планировали слева и, обойдя слив с "бочкой"справа (Фото 36), экипаж сделал попытку снова приблизиться к левому берегу, но сила струи не дала сделать это в полной мере и судно попало в самую серьезную часть "бочки", находящуюся ближе к левому берегу. Судно уходило влево и поэтому нос был развернут в соответствующую сторону (Фото 37). Здесь необходимо отметить следующее: у этого судна под передними гребцами диаметр баллона уже не максимальный - сход на окончание баллона начинается чуть раньше, а спереди слева сидел руководитель группы и капитан данного судна - Михаил Верхотуров, а его вес - около 100кг. В результате, как это обычно бывает при прохождении "бочек", катамаран остановило, развернуло влево вдоль "бочки", затем нос левого баллона моментально оказался под водой, а еще через несколько секунд был ее "выплюнут", но уже ... без капитана. В "благодарность" за подаренную ей жертву река отпустила значительно облегченный нос левого баллона. Затем, секунд через десять, судно, после "испытания на вибростенде", благополучно покинуло злополучную "бочку" и еще через несколько десятков метров успешно зачалилось на левый берег (Фото 38). А, чуть ранее, страховка, находящаяся почти сразу за бочкой на левом берегу, сработала отлично - после появления гребца из под воды в его направлении полетела "морковка". Он тут же ее воспользовался. Но струя воды, как уже не раз писалось ранее, была очень сильная, и в результате, хотя его "по маятнику" и начало прибивать к левому берегу (он "шел" под водой), но нанесло на обливник. И тут сила воды, сначала направлявшая пловца к берегу, но с приближением к нему все больше получавшая направление вниз по течению, оторвала его от "морковки" и понесла вниз. Но, благо, "морковка" сделала свое дело - пловец "шел" вдоль левого берега и проплыв еще метров 50-ят он, хотя и с трудом, но целый и невредимый, выбрался на левый берег. Сиё происшествие значительно повлияло на активность проходивших следом К4-2 и К2, т.к. никому не хотелось повторять путь руководителя и испытывать судьбу еще раз. Первое из них - К4-2, ввиду своего объема решило лучше попасть в первый слив с "бочкой", дабы не попасть в кульминацию данного порога. Что им успешно и удалось, "блямкнувшись" с первого слива они активно отработали влево и прошли между центральной "бочкой" и берегом (Фото 39). К2, ввиду своей большей маневренности, перед первым сливом и "бочкой" резко ушел вправо, пересек струю и прошел справа от основной "бочки". Времени было уже достаточно, и мы встали на ночевку слева от выходной части п.170 в скалах (Фото 40). Тем более, что у одного из участников группы, Федьки Сахаутдинова, был День Рождения.

Фото 36. К4-1 в одном из сливов пор."Кызылтагский"

Фото 37. Пор."Кызылтагский". К4-1 не успевает уйти от "бочки", буквально через секунду нос левого баллона вместе с гребцом уйдет глубоко в воду и катамаран ...

Фото 38. ... после 10 сек. работы в "бочке" выйдет без
переднего гребца, он плывёт впереди

Фото 39. Пор."Кызылтагский". К4-2 обошёл "бочку" слева

Фото 40. Утро. Стоянка в глыбах под тентами на левом берегу Башкауса в выходной части пор."Кызылтагский". Слева виден впадающий правый приток - р.Кызылтаг

Фото 41. К-2 в предвыходном сливе (около 2.5м) пор."Кызылтагский"

08.08 Обнесли выходную часть пор."Кызылтагский" в связи с тем, что слева к реке подошла скальная стенка и это не давало возможность ни до конца разведать препятствие, ни организовать какую бы то ни было страховку, а на правый берег, в условиях большой воды перечалиться не представлялось возможным, в то время как подход к выходному сливу порога представлял из себя сплошную "кашу", да и сам слив, даже издалека, смотрелся очень внушительно.

171-172.Очень простые шиверы, короткие. Справа поросший лесом плоский берег. Здесь можно встать на стоянку, т.к. дальше можно встать только на "Упрямом".

173-174. Несложные, но мощные шиверы.

Через полкилометра левый берег поднимается, русло сужается, до 10-15 метров, впереди пор."0гозо". В середине порога слева впадает водопадом р.0гозо. Просмотр необходимом более что через 150 м после "Огозо" за правым поворотом пор. "Семейный" и сразу за ним "Упрямый" и "Томский".

175 - "Огозо" (6А - "правый" - "правый"). Длина порога около 100 м. Падение 10-12м. До устья р. Огозо лучше идти левее центра 4-5 сливов, перед устьем двойной косой слив вправо и затем еще 3-4 слива от 1,5 до 2,0 м в правой части русла. Чалка за порогом вправо.

В нашу воду он уже не представлял той сложности, которую мы ощутили на порогах "Кульминации". Было несколько, с достаточными интервалами между ними, "бочек", а заканчивалось это достаточно серьезным сливом типа "горка", но уже без "бочки". Линия движения достаточно прозрачна - обход "бочек" и пробивание слива по центру (Фото 42).

Фото 42. К4-1 в выходном сливе (около 2м) пор. "Огозо".

176 - "Семейный" (6В - "правый" - "правый").Протяженность менее 100 м. После порога "Огозо" правый изгиб русла и сразу влево сброс в порог, заканчивающийся прижимом к скале, расположенной поперек реки в конце порога и выходом вдоль правого берега шириной 6-8 м. Порог мощный. На заходе слив до 1 м в нем зуб в центре. Проход левее. Зуб не позволяет точнее зайти в первый водопадный слив высотой 2,5-Зм. Если пройти правее, то до слива приходится еще бороться с прижимом к правым камням. Через 10 метров еще один слив около Зх метров с косым валом, отбивающим влево под скалу. Через 15м третий слив около 2,5 м. После чего слабый прижим в поперечную стену и выход справа. Чалка за выходом справа. Сразу же начинается порог "Упрямый".

Очень мощный и красивый в нашу воду порог. Но, в связи с тем, что мы уже опаздывали на встречу с машиной, ждавшей нас около моста через Башкаус (встреча, как уже было сказано выше, была назначена на 7-ое августа), находившегося недалеко от его впадения в Чулышман, то мы решили обнести п."Семейный", представлявший из себя очень мощный и крутой спад воды, который всей своей силой бил сначала в поперек расположенную скалу левого берега (создавая водяную подушку, часть воды из которой уходила налево и образовывала круговорот вдоль скалы левого берега), а затем, резко развернувшись, в скальный выступ правого берегов. Велика была вероятность разломать катамараны о выступ правого берега и затем долго их чинить, что нас, собственно, и остановило.

Встали на стоянке в конце пор. "Упрямый".

Фото 43. К2 на выходе из пор."Семейный"

177 - "Упрямый" (6А - "правый" - "правый").Длина 120-130 м. Большой уклон. На заходе две гряды камней, проходить лучше слева, прыгать через зуб во второй гряде. Затем сплавляться по левой половине струи 35-40 м до квадратного 3х3х3 м камня в центре, около него два слива около 2 м высотой и после навал на выступ левого берега. Надо уйти в центр и до выхода из порога ещё два пологих слива с валами на расстоянии 40-50 м. Чалка справа. Наверху над порогом между камней есть место для стоянки.

Фото 44. К2 в начале пор. "Упрямый"

09.08 К4-1 и К4-2 обнесли "Семейный" полностью, а К2 обнес входную и прошел выходную его части (Фото 43).

Прошли "Упрямый". "Четверки" проходили вдоль правого берега. "Двойка" зашла по центру (Фото 44), но, затем, не успев сместиться вправо, не очень удачно прошла основную часть порога.

178 - Томский" (5А - "правый" - "правый").Через 50 метров после п.177 на прямом участке 3 ступени со сливами 1,5 м и камнями в русле.


Прошли "Томский", он не очень запомнился.

179-196.Цепь шивер, половину из которых смело можно называть порогами 5 к.сл., а отдельные по мощности напоминают п."0гозо", 'Упрямый" и гораздо сложнее п. "Безлюдный", "Мельница". Сливы в шиверах 1,5-2 м, валы до 1,5 метров, навалы на камни, "дома" в русле. Облегчает задачу то, что между шиверами есть возможность расслабиться, перевести дух, много места для чалки на любой берег. Протяженность этого участка 10 км, по сложности можно охарактеризовать следующим образом: 1 км после "Томского" до поворота русла на С-В и 2 км после этого поворота характер шивер похож на пор."Томский", затем 2,5-3 км шиверы ослабевают, русло расширяется, но перед устьем реки Комылтыт(на карте)(Ковалдут на схеме)(справа) в русле появляются обилие камней, нужна постоянная лавировка и подстраховка. Через 2 км, после впадения ручья слева, шиверы заменяют классические прижимы на каждом повороте: у выпуклого берега - камни, у вогнутого валы и прижим к скалам. Это продолжается еще 2-2,5 км - 5-6 раз. Когда слева начинаются высокие желтые скалы с подобием пещер в них на большой высоте (выпавшие куски породы) надо быть внимательными.
197 - "Тесный" (6В - "правый" - "оба"). Непроход в середине порога в воду чуть ниже средней. Щели 1,5-2 м. Длина порога около 100 м. В среднюю воду и больше появляется проход справа.


Вечером прошли "Тесный" (Фото 45). В нашу воду "непрохода", естественно, не было. Этот порог - последний "шестерочный" на Башкаусе, если, конечно, не считать "Селевой". Он тоже устроил нам "показательные выступления".

Сначала, без особых проблем, порог прошла 2-ка. Порог идется по правому берегу, т.к. где-то, ближе к середине, слева находится мощный слив с "бочкой", справа от которого чистый и пологий сход струи. Затем косой слив с небольшой "бочкой" справа, который все-таки лучше проходить левее, но затем большой скальный обломок по центру, который тоже проще проходить справа.
Затем, несколько перестраховавшись, и за счет этого, попав в правую "бочечку", но, далее безболезненно обойдя основной скальный обломок справа, прошел К4-1. А после этого, заменив Федю Сахаутдинова на Владимира Денисова, пошел К4-2. И тут произошел несколько курьезный случай, добавив нам напоследок адреналина. Вновь севший на судно гребец плохо подогнал под себя коленную посадку, в результате чего, уже на слабенькой входной бочке (предыдущие суда проходили ее справа), он успешно был выбит из седла, а так как судно в "бочке" притормозило, то он прошел весь порог в свободном плавании. К4-2 же весь порог пытался его догнать, но, даже догнав, на такой сильной струе (это было уже около скального обломка) ребятам не удалось вытащить его на судно, тем более, что им же было необходимо и активно работать, дабы самим не залететь, куда ни надо. Благо, после порога, находился довольно спокойный участок воды, на котором, наконец, они и смогли ему помочь (Фото 45).

Фото 45. Пор."Тесный". Выходная часть. К4-2 догоняет вылетевшего во входной, относительно небольшой, "бочке" переднего гребца

Встали на стандартную стоянку слева от "Калибра". Для этого необходимо чалиться на самом входе в порог "Калибр", сразу за скалой левого берега, идущей вдоль всего порога "Тесный". Переправа с правого берега на левый, даже в условиях большой воды, в этом месте проблем не вызывает.

198 - "Калибр" (5С - "левый" - "левый").Начинается в 50 м за п.197 сплошной грядой камней поперек реки, через 10 м еще одна гряда, и еще. После чего вода, просочившись между камней, собирается правее центра и делает дугу вдоль правой скалы влево.


10.08. Прошли "Калибр". Проходили вдоль левого берега, линия движения хорошо просматривается.

199.От "Калибра" до "Селевого" чуть больше 1.5км сплава, на первых 500 м пара прижимов, затем около 1км Селевое озеро. Чалка справа на осыпь в конце озера.


Дошли до "Селевого"(Фото 46, Фото 47).

Фото 46. Оз. "Селевое". К4-2

Фото 47. Впереди – пор. "Селевой"... и гроза

200 - "Селевой" (6D - "правый" - "правый"). Отдельные участки возможны для прохождения, но в середине порога непроход у огромного "дома" и в конце перед разбоями водопадный слив через зубья. Осыпь на правом берегу живая. Поэтому характер порога постоянно меняется. Порог образовался в 1990 году, и, вероятно, через 10-15 лет порог можно будет ходить, т.к. он сгладится. Обнос 350-400 метров.


Он значительно изменился:

      • стал двухступенчатым, причем первая ступень, визуально (без учета остроты камней), идется без больших проблем (если бы еще за ней не было второй ступени);
      • во второй ступени все меньше воды уходит прямо (в разбои), и все больше уходит резко влево (хотя в нашем случае струя била именно прямо, но очень быстро, сквозь камни, уходила налево).

Но, в нашу большую воду, желание проходить его ни у кого не возникло, хотя мы и планировали, по возможности, его пройти.

Обнесли его (Фото 48, Фото 49).

Фото 48. Пор."Селевой", верхняя часть

Фото 49. Пор."Селевой". "Котёл" в средней части

201-216.На протяжении 8км расположены шиверы с обилием камней, со сливами 1-1,5 метра, иногда крупные камни, жесткие валы. В устье Чебдара на левом берегу классная стоянка. На правом тоже есть стоянка.
217. Последний прижим к левому берегу в 300 метрах ниже устья Чебдара. Дальше препятствий нет. Разбои. До устья Башкаусу - 7км.


Разобрав на обносе К4-2, шли до моста через Башкаус на двух судах - двойке и тримаране (К4-1 + баллон от К4-2), что оказалось тоже совсем нескучным занятием в связи с тем, что на тримаране сидело восемь человек с грузом, а полноценно могли работать только четверо. Он, из-за своей массы, стал плохо управляемым, а валы и "бочки", находящиеся на этом участке в нашу воду, тащили и швыряли его совсем не так, как нам казалось должны были нести и раскачивать, даже с учетом его массы и водоизмещения. "На посошок", так на посошок.

Вода хоть и падала, но все равно оставалась выше средней.

11.08 Дождь. ГАЗ-66 Юры Демьянова, нас не дождавшись, уехал в Новосибирск. Отправили Айдара Яхина и Федю Сахаутдинова через Телецкое озеро домой в связи с тем, что “проснулись” старые раны у Айдара. Федя – сопровождающий, изъявил желание сам. Катамаран-двойку они забрали с собой. Ищем машину. Сушим вещи. В связи с потерей времени из-за паводка и опозданием на заказанную машину приняли решение идти сразу на р.Карагем, а потратили как раз столько, сколько было у нас запланировано на прохождение Мажойского каскада р.Чуя. Празднуем успешное ПРОХОЖДЕНИЕ БАШКАУСА иАРМАГЕДДОН.

12.08 Встали в 04.00. В 05.00 должны уехать на УАЗ-452, найденном в п.Балыкча. Ночью местные “аборигены” стащили у нас 3 наддува от К4-1, гидрокостюм и срезали сушившуюся "морковку".

К обеду приехали в п.Акташ. Договорились на утро следующего дня о машине (ГАЗ-66). Забрали “заброску”, оставленную у местных жителей на подъезде к началу маршрута. Вечером - деревенская баня.

7.2. Река Карагем

Река Карагем является правыми притоками р.Аргут и берет свое начало на южном склоне Северо-Чуйского хребта на высоте более 2500м. Длина реки 50км. Площадь водосбора 560кв.км. Средняя высота водосбора 1800м. Средний уклон 28м/км. Ориентировочный расход воды в устье Карагема при среднем уровне в июле - августе составляет 50-60м.кв./км. Большинство притоков Карагема берет свое начало с ледников, поэтому ледниковое питание реки составляет половину этого расхода. Спортивный сплав по Карагему обычно начинают от Карагемской поляны, расположенной чуть выше устья левого притока р.Иолдо-Айры на высоте около 1900м. Наиболее сложным для прохождения является первое ущелье, длиной около 8км, со средним уклоном 24м/км. Здесь расположено 19 порогов. Второе ущелье следует через 2км после первого. Его длина 4км, средний уклон 18м/км. Здесь расположено 3 сложных порога. Перед третьим ущельем находится сложный порог "Разбойники". Длина ущелья около 5км, средний уклон 13м/км. В ущелье две шиверы и порог. В нижней части Карагема расположен каскад "Чибитских" порогов длиной около 3км со средним уклоном 16м/км.

В районе 06.00 выехали в сторону Чаган-Узуна (Белтир) (Фото50).

Традиционно пеший переход на Карагем начинался от фермы на реке Джело и проходит через перевал Карагем (2850м). В начале 90-ых годов через перевал до Карагемской поляны была проложена тракторная дорога, которая, однако, к концу 90-ых уже довольно сильно разрушилась. Перед подъездом к перевалу вначале идет относительно горизонтальный участок дороги, затем длинный пологий спуск и снова крутой подъем серпантином, после которого - только спуск в долину реки Йолдо-Айры. Вдоль Йолдо-Айры дорога с перевала идет сначала по правому берегу, а метров за 800 до левого притока с красивыми водопадами переходит на левый берег и перед устьем притока слева возвращается на левый. Через 150-200 метров после брода начинается лес и есть хорошее место для стоянки. Следующее хорошее место для лагеря есть через 1,5 км.


Дорога очень непростая, даже для ГАЗ-66 (Фото 51, Фото 52). К обеду доехали под финальный серпантинный взлет на перевал Карагем, начинающийся от перемычки между двух небольших озер (Фото 53). Дальше ехать было рискованно, т.к. дорога была мокрая и скользкая. Началась пешка. На перевал поднимались минут 45. Пошел снег (Фото54). При спуске с перевала открываются красивейшие панорамы (Фото55). Спустившись до появления воды и кем-то принесенных, но сильно влажных, дров, пообедали. Шли в основном по тропе, т.к. по дороге идти было гораздо труднее, тем более что местами она сильно разрушена.

Встали на ночевку на левом притоке Иолдо-Айры.

Фото 50. Вверх вдоль р.Чаган-Узун

Фото 51. На подъезде к Карагемскому перевалу

Наши рекомендации