Схема 6. Нижнее ущелье р.Башкаус. Лист№2
01.08 Ночью шел небольшой дождь. Вышли в 9.30.
От устья р.Тускол идет прямой участок 500 м быстротока. затем левый поворот. Просмотреть по берегу не удастся, да это и не обязательно. Перед поворотом справа спускается поросшая лесом лощина ручья Московского - возможный вариант ухода с реки.
133. Сразу за поворотом 300 м несложной шиверы до правого поворота. Чалка вправо перед поворотом.
134 - "Безлюдный" (5С - "правый" - "правый"). Короткий порог длиной 50-60 м, три слива пологих, но мощных, по 1,7 м, через 15 м один от другого. Заход в первый слив справа, чуть ниже в центре обливной камень, вторые два слива в нашу воду видимых камней не имели, более пологие "языки" были левее центра. После порога справа большое улово для чалки.
Через несколько минут встали перед "Безлюдным". Перед ним пара небольших сливов с бочками. В 10.11 закончили прохождение "Безлюдного". Разведывали, проходили чуть правее основной струи.
135. Через 100-150 м несложная шивера в изгибе русла, идти без разведки.
Еще через 150-200 м на крутом левом повороте справа бом, сразу за ним галечная отмель. Чалка справа к концу отмели. Дальше река перегорожена баррикадой из огромных скальных широких обломков.
136 - "Баррикадный" (6В - "правый" - "правый"). Длина 350-400 м. Перепад высот 10-12 м. На входе в порог перед "баррикадой" двое ворот. Левые широкие, чистые, но вся вода бьет в скалы. Правые ворота в зависимости от уровня воды от 2-х до 3-х м. Струя тоже бьет в скалу, но отбойная струя из левых ворот сбивает судно вправо мимо скалы в винтовой слив до 2 м с косой бочкой и пенной ямой. Затем 60-70 метров быстротока надо использовать для выхода от правого берега в центр и набрать скорость перед следующей коварной ступенью. Ворота шириной 4,5-6 метров находятся в центре русла, но в сливе и под сливом стоят два зуба в центре. Левая часть слива закручивается косым валом с обратным гребнем и падает в яму более 2,5 м. Третья ступень в середине порога через 40 м. В центре огромный камень - "Дом". Слева в русле много камней. Справа от центра слив с несколькими обливными камнями в две ступени. Дальше через 15 метров навал на правый плоский камень-скалу, около него еще слив. Далее можно идти и вдоль правого и вдоль левого берега одинаково. Остается на выходе 1 большой - около 2-х м и 2 небольших слива.
В 13.00 закончили прохождение "Баррикадного". Шли справа (Фото 10,Фото 11, Фото 12, Фото 13, Фото 14).
Фото 10. Уклон резко возрастает. Вход в пор. “Баррикадный”
Фото 11. Пор. “Баррикадный”, I ст., вид снизу
Фото 12. К2 во входном сливе пор. “Баррикадный”
Фото 13. К4-2 в нижней части пор. “Баррикадный”
Фото 14. К2 в нижней части пор. “Баррикадный”
137-140.Шиверы средней сложности. Расстояние 1,5-2 км. Чалка справа перед порогом "Крутой". Ориентир - вода проваливается, а ниже слева скальный обломок перегораживает реку.
141 - "Крутой" (5С - "правый" - "правый"). Короткий (50-60 м) порог, несложный, но очень мощный. Линия движения, как и в "Безлюдном" - справа налево. Нужен хороший разгон и после первого большого слива удержать судно носом ко второму сливу и на 8-10 метрах добавить скорости. Чалка за порогом справа сразу.
В 14.30 завершили прохождение "Крутого" (Фото 15). Проходили слегка сместившись вправо.
Фото 15. К4-1 в пор. “Крутой”
142 - "Мельница" (5С - "оба" - "правый").Длинный (200 м) порог с небольшим уклоном без мощных сливов и прижимов, но с обилием камней в русле, что требует постоянной лавировки и выверки положения судна. Линия движения лучше просматривается у правого берега, хотя по некоторым лоциям возможен проход слева - центр.
От "Мельницы" нам досталось по полной программе. Было пасмурно, изредка накрапывал дождик. Уровень воды несколько подрос. Справа, недалеко от начала порога, находится осыпь, по которой периодически сходят "минисели", и, которые, судя по всему, образовали и "поддерживают" порог в нужном состоянии. Когда мы ходили на разведку порога, то имели удовольствие наблюдать ТО, чему больше подходит название "микросель", но ЧЕГО хватает для того, чтобы и близко не возникало желание попасть под ЭТО. Только мы прошли осыпь, как сверху сначала начали сыпаться камешки, затем камни, а под конец, с бешеной скоростью и с соответствующим звуком, полетели здоровенные булыжники, которые отскакивали от осыпи и часть из которых падала на берег, а часть - в реку. Особенно же крупные каменюки долетали чуть ли не до середины Башкауса. А когда мы пытались представить, что же может случиться с катамараном или человеком, в которого, не дай бог, попадет такое "ядро", то становилось не по себе. Обратно с разведки мы возвращались перебежками, прячась, по возможности, за большими глыбами, и смотря все время вверх по склону - не начнется ли чего аналогичного снова. Первым в порог пошел К4-1. Он двигался ближе к правому берегу а, для того чтобы обойти справа один из основных сливов, слишком приблизился к берегу, за что и был наказан - после прохождения очередного слива катамаран бросило вправо в результате чего он оказался близко к выступающим от берега камням, где, почти сразу, его развернуло и, после неудачной попытки зачалиться, левый баллон был зажат под камень. С трудом, минут через 10, он был вытащен, после чего удачно закончил прохождение порога (Фото 16). К2 пошел левее и..., на обливнике, в районе все того же основного слива, сделал оверкиль, но экипаж успешно зачалил катамаран на левый берег, по которому порог разведывал и организовывал страховку К4-2 (Фото 17). К4-2, просмотрев по левому берегу порог и его прохождение предыдущими судами, вдоль него без проблем и прошел порог. В 16.25 закончили прохождение "Мельницы". Как потом оказалось после прохождения всего Башкауса - этот порог мы прошли максимально плохо, т.к. ничего и близко похожего не было более не с одним судном.
Фото 16. Пор. “Мельница”. При попытке зачалиться,
К4-1 зажало мощной струей под плиту и начало сильно
подтапливать правый баллон
Фото 17. Пор. “Мельница”. К2 наехал на обливник
и перевернулся
143 - "Пирамида" (4С - "правый" - "б/р").В центре глыба 5 м высотой. Справа от нее часть прохода внизу забита камнями, но еще правее к берегу совсем чистый проход, пологий слив. Слева от скалы можно слиться, продираясь по камням.
144-148. Простые шиверы.
На правом берегу появляется березняк на низком берегу, через 600-700 м впадает справа р.Оныш. Чалка сразу за устьем. Здесь отличная стоянка, переправа на левый берег Оныша, стоянка на террасе выше, место для бани выше по Онышу.
В 16.48 встали на Оныше.
02.08 Ночью шел дождь. Вода поднялась примерно на 40-50 см и утром продолжала прибывать. Пасмурно. В 11.50 вышли.
149-152.Простые шиверы на протяжении 2х км. Слева впадает ручей, через 700-800 м справа впадает ручей.
153. Шивера в устье ручья сложнее предыдущих. Через 50-70м
154.Крутой слив более 1,5 м в косых воротах левее центра. Слева скала, затем, каменистая осыпь и впереди русло сужается и падает вниз. Это порог "Ключевой" Чалка слева к осыпи. В расширении русла перед порогом неглубоко (0,3-0,5 м).
В 12.05 встали слева перед порогом "Ключевой". Когда мы подошли к порогу, то вода была относительно небольшая, но она продолжала быстро подниматься.
155 - "Ключевой" (6В - "левый" - "левый"). Один из красивейших порогов Башкауса. Состоит из трех ступеней. Первая длиной около 80 метров. Сброс воды по камням в центре русла без просматривающегося прохода для катамарана. Имеются очень большие шансы сломать катамаран или повиснуть рамой на очередном "зубе". Первый слив второй ступени проходит наискосок через всю реку и разбит на правые и левые ворота. Правые более чистые и пологие, но попасть в них можно из первой ступени. На подступах к левым воротам стоят два больших скальных обломка, отбойные струи от которых сбрасывают влево на нагромождение камней. После первого слива струя проходит еще два слива, затем прижим к скалам правого берега. В центре большой камень, обойти его лучше справа, затем через 10м еще слив, через 10м опять камень в центре, его лучше обойти слева, после еще слив, быстроток 70-80 м, и третья ступень. 4-5 сливов 1,5-2 м высотой, последний из них в начале левого поворота на 900.
Штатная стоянка находится за левым поворотом на левом берегу. Чалка слева около больших плоских камней: на один камень убираются целиком два катамарана.
Лирическое отступление.Одной из составляющих той ГРАНИ, о которой шла речь в “Предисловии”, является I ступень порога “Ключевой”. По статистике, взятой нами из журнала, находящегося в капсуле между I и II ступенями этого порога, не менее 70% групп обнесли I ступень порога. Фотографии различных уровней воды и соответствующие впечатления после прохождению приведены в "Приложение 1. Записи из тетради на пор."Ключевой" (Фото 86-Фото 91).
"Прелесть" 1-ой ступени заключается:
- в большом падении уровня воды;
- в разделении, находящимся по центру камнем, всего потока на две части, причем вода в левой части струи очень конкретно сваливает влево, а у правой - вправо, мало того, в обоих случаях это заканчивается скальными берегами, в которые (а для левого с отрицательным уклоном) бьют соответствующие части разделенного надвое потока.
И если, когда мы подошли, еще возникали мысли насчет прохождения слева, то с ростом воды, а это происходило "на глазах", они растаяли очень быстро. Справедливости ради следует заметить, что свал воды вправо и соответствующий навал на скалу правого берега тоже не становились ласкающими глаз, а совсем даже наоборот. Единственно возможный вариант прохождения заключался в максимально близком прохождении справа от центрального камня, а затем тут же резкий уход влево - на центр. Секундное замешательство могло привести к непредсказуемым последствиям. Правда, при этом необходимо было становиться лагом к основному сливу и "бочке", что не хотелось делать в связи с большой мощью последних. Но выбора не было, т.к. лучше лагом упасть в "бочку", нежели быть "размазанными" по правой скале. На"первопрохождение" уговорили К4-2, т.к. все-таки 4-ре тонны. К4-2 прошел идеально, но даже его водоизмещения не хватило, чтобы при заныривании в какой-то момент не уйти в "бочку" целиком (Фото 18). Следующим пошел К4-1. И, то ли экипаж чуть зазевался, то ли напор воды еще более усилился, а может боязнь резко стать лагом, заложенная в крови, взяла верх, но судно не успело уйти влево, и тут же было подхвачено мощнейшим свалом воды вправо (Фото 19). Гребцам К4-1 и остальным, находившимся на берегу, показалось, что еще мгновенье (Фото 20) и судно со всего маху будет прижато к скале правого берега, но поток, идущий вдоль нее, не позволил этому произойти и судно благополучно закончило прохождение первой ступени. Вода, к этому моменту, поднялась еще выше и К2 благоразумно решил обнести 1-ую и 2-ую ступени "Ключевого". После же выделения в большом количестве адреналина и для восполнения затраченной энергии мы решили пообедать. В 16.40 закончили обед. Прохождение 2-ой и 3-ей ступеней оставалось возможным только вдоль левого берега (Фото 21). Но вода поднялась на столько, что после 1-ой ступени образовался мощный круговорот, который значительно препятствовал нормальному попаданию во 2-ую. Первым пошел К4-1. Катамаран завели под самый выход из 1-ой ступени, и оттуда, пытаясь пересечь струю, он и стартовал. Это, хоть и с большим трудом, но удалось и К4-1, пробивая валы и "бочки" (Фото 22,Фото 23), успешно прошел 2-ую ступень. 3-ью же ступень мы просто не обнаружили - ее залило водой. К4-2 смог зайти во вторую ступень только со второй попытки, далее же также удачно прошел ее до конца.За сутки вода прибыла более чем на 1 метр. В 20.30 закончили прохождение "Ключевого". Встали на стандартной стоянке на левом берегу на левом повороте за "Ключевым". За это время вода прибыла еще.
Фото 18. К4-2 вовремя уходит влево.
Вода продолжает подниматься, "кофе с молоком" постепенно превращается в "какао"
Фото 19. К4-1 лагом съезжает с горки и ...
Фото 20. ... его несет прямо на скалу правого берега ..., но отбойный вал помогает выйти из этого, не очень (мягко говоря) удачного положения
Фото 21. Вечер. Погода портится, тучи сгущаются. Но идти надо. II ст. пор. “Ключевой”
Фото 22. К4-1 в сливе II ступени “Ключевого”
Фото 23. Пор. “Ключевой”, II ступень, очень высокая динамика потока
03.08 Ясно, но вода за ночь прибыла и продолжает прибывать. На "Ключевом" на 1-ой ступени залило входной камень. Об этом мы узнали, когда относили журнал к рефлектору над "Ключевым".
156-158. Являются преддверием самого опасного участка каньона. Опасность заключается в том, что в случае аварии на одном из этих порогов судно или отдельный участник могут быть унесены в пор. "Капкан" и "Мясорубка". Преследование их на судах, особенно в "Мясорубке" чревато новой аварией. Преследование по берегу возможно справа до "Камикадзе", а слева только от "Капкана" до "Каменного острова". Почти все, описанные в тетради грота "Камикадзе" несчастные случаи произошли по причине переворотов или смыва участников в п.157,158, некоторые в I ступени "Капкана".
156. От стоянки река уходит влево за скалу, там через 50-60 м короткий порог с прижимом к камням левого берега, сливы и валы 1,5 м.
157. Через 150-200 м быстротока с валами 1-1,5 м, несколько сливов между большими обливными камнями.
158. На левом повороте на 35-40 метрах через всю реку 2-ух метровый слив водопадного типа. Справа перед сливом большой камень с острой вершиной (треугольный, 2 м высотой). У левого берега в створе слива такой же камень. Ниже в центре в 4-х м за сливом острый обливной камень 2м х 2м. Проходить надо от центра чуть левее там наиболее пологий слив. Справа слив падает отвесным водопадом. В сливе надо поймать отбойной косой вал от левого камня и уйти вправо от зуба 2х2. Через 50м еще один слив высотой до 1 м, в левой трети от берега камень. Идти надо вдоль правого берега. Чалка возможна в непосредственной близости от порога Капкан (5-15 м) к правому берегу.
Прошли на пределе нервов и сил по паводковой воде несколько сот метров и зачалились за метров 200 перед "Капканом". Вода стала "дурная". Все залито, но было несколько мощнейших "бочек", которые мы с трудом, но обошли.
159 - "Капкан" (6В - "правый" - "правый").Ориентир порога - серые скалы по левому берегу, крутое падение воды в первых двух ступенях. Первая ступень - левая половина русла перегорожена камнями, в правой два узких водопадных слива 2,5м на острые зубья - непроход. Через 15м вторая ступень - два пологих слива 1,5 м в центре, сжатых камнями, во втором в правой половине камень. Через 25 м еще слив 1,5 чистый. Через 50 м слив с проходом у правого берега, затем через 40 и 30 м еще два слива по 1,0 м и через 50 м пор. "Мясорубка" за плавным правым поворотом. Пороги "Капкан", "Мясорубка", "Каменный" остров необходимо просмотреть все, и после этого принимать решение о вариантах обноса или прохождении.
160 - "Мясорубка" (6С - "правый" - "правый"). Начинается через 40-50 м за плавным правым поворотом. Перед 1-й ступенью быстроток около 30м, сложно зачалиться. В первой ступени в центре реки поперек стоит камень шириной 7-8 метров, чуть выше его на обоих берегах еще по большому камню. Заход справа от широкого камня может привести к аварии. Проход слева возможен и далее линия движения наиболее ясна в левой части струи. Необходимо сделать правильную оценку возможностей судов и экипажа. Обнос судов удобнее делать с отвязкой баллонов. Сразу за большим камнем с полосой, справа на выходе из "Мясорубки" есть маленькая гавань, где можно собрать и спустить по очереди суда. Отсюда удобно выходить в правый слив "Каменного острова".
161 - "Каменный остров" (6А - "правый" - "правый"). Начинается за устьем ручья левого берега. Большая каменная глыба - "остров" делит реку на два потока, ниже, в 10-12 метрах, еще одна треугольная глыба, затем идет навал левой струи на выступ скалы левого берега. Правая струя также сваливает под левый берег, но уже ниже.
Через 30 метров гладкого быстротока начинается первая ступень порога "Камикадзе". Все это напротив грота с террасой на правом берегу. Здесь находится одна из известнейших стоянок Башкауса.
Фото 24. Очередной подъём воды нас застал на “Капкане”. Вход залит. Мощные “бочки”
Фото 25. Пор. “Капкан”, вход. Вид снизу. Ослепительное солнце и вода прибывает
Фото 26. Выходная часть пор. “Капкан”.
За правым поворотом - еще один перл Башкауса - пор."Мясорубка"
Плохо, когда воды нет. См. "Приложение 3. Фото пор."Капкан" при малых уровнях воды" (Фото 92, Фото 93). Но также плохо, когда её слишком много. Обнесли вещи на стоянку над пор. "Камикадзе". Когда вернулись, у К4-2 лопнул на солнце от давления левый передний наддув. Ниже “Капкана” с левого берега грандиозное зрелище – ручей падает с высоты метров 200. Порог “Мясорубка” также вызывает большое уважение. В малую и среднюю воду все идут слева. Но в нашу воду туда не попасть (Фото 27). Основная масса воды идёт прямо, т.е. часть бьет в центральную глыбу, а часть идет в правый проход (Фото 28). Огромнейшая плита, которая перегораживает с правого берега русло и, в которую бьет правая часть паводковой струи, гудит.
Фото 27. Пор. “Мясорубка”. Левый проход
Фото 28. Пор. “Мясорубка”. Правый проход
Правый берег на этом участке реки – скалы, тропа местами повреждена. Чуть выше, в лесу, огромные глыбы, покрытые мхом. Много зарослей шиповника и гибрида чёрной смородины.
04.08 Стоим над "Камикадзе". Выясняем варианты выхода с Башкауса из-за очень большой воды. В "Капкане" все входные глыбы полностью в воде. Ни в одной из записей, находящихся в журнале, мы не встретили описания такого уровня воды!!! А множество трагедий в Нижнем ущелье происходило именно на этой связке порогов даже в среднюю и малую воду.
Фото 29. Пор. “Камикадзе”. Вид со стоянки
Фото 30. Стоянка в гроте на пор. “Камикадзе”
Лирическое отступление./Цитата из видеофильма "Уфимский "Мустанг" на Башкаусе и Карагеме"99/.
"Стоянка на "Камикадзе" достойна отдельного описания.
Проходимый участок правого берега заканчивается двумя полугротами. Дальше – отвесная скала. Внизу ревёт порог. Через 200 м он уходит за поворот. Так что просмотреть его до конца невозможно. В большом полугроте – памятные доски в честь погибших здесь ребят, а в каменной расселине лежит журнал, где многие годы каждая группа оставляет свои записи. Много мрачных и трагичных историй. Здесь "переломная" точка. Еще одна ГРАНЬ. Многие группы уходили отсюда, бросая часть продуктов и снаряжения и выбираясь труднопроходимыми тропами к долине Оныша или к Ко. Всё это, плюс паводковый уровень воды с соответствующим ее постоянным грохотом, изрядно действует на нервы.В Нижнее ущелье мы вошли по паводковой воде. И она ещё поднималась. Одна за другой ломались продольные, поперечные балки, вёсла. Был оверкиль в "двойки" в "Мельнице".Все понимали – надо уходить. Разведали тропу выхода. Но очень хотелось увидеть то, что находится за "Камикадзе". Ждали спада воды. В журнале описана не одна трагедия, которой заканчивался сплав по большой воде в районе связки порогов "Капкан" - "Камикадзе". Разобрали суда перед "Капканом", обнесли на стоянку в район "Камикадзе". После 3-х суток было принято решение – идти дальше, на пределе возможностей судов и нервов, последние из которых, как известно, не восстанавливаются."
05.08 Вода начала падать. Было принято решение о дальнейшем сплаве, начиная с "Камикадзе". Обнесли катамараны и собрали их перед "Камикадзе". Ходили на разведку по описанному в журнале пути выхода из ущелья.
06.08 К утру вода еще упала. Впереди - "Камикадзе".
162 - "Камикадзе" (6В - "оба" - "левый"). Имеет две ступени. На заходе в первую ступень 25-30-ти метровый шиверистый участок с обливными камнями. Основная струя от левого берега переходит в правую половину, продольная гряда камней в центре реки. Правее от нее есть возможность пройти, но это если начинать ниже "Каменного острова". Вдоль левого берега тоже идет струя. В створе слива в центре стоит группа из 4х крупных камней. Слив пологий, но высокий, в 4-5 м бочка и еще через 5-7 м пульсар, за которым в струе камень. Сброс через камень выше 2,5 метров. Основная задача уйти после слива влево от пульсара. Вправо хуже, т.к. нависает скала. На плавном левом повороте на 300 вторая ступень 'Камикадзе" - два слива в правой половине реки высотой до 2-х м, слева у берега большие скальные обломки. Линия движения очевидна, основная задача - не прижиматься к правым скалам.
Основная задача в большую воду - держаться подальше от правого берега, т.к. вся струя быстро и жестко к нему прижимается, а затем идет вдоль него, где на катамаране идти совсем не безопасно. Сплав начинали с конца "Каменного острова". Вперед опять "пустили" К4-2. Но мощь струи не позволила ему уйти от правого берега, и он, несколько раз "погладив" правым бортом скальную стенку, с большим трудом сместился к левому берегу только к середине порога. К4-1 это удалось гораздо в большей мере, а К2 - в еще большей, чем К4-1. Выходной слив проходили вдоль левого берега. Его мы просмотреть не могли, а издали он производил очень серьезное впечатление. Так и оказалось, но все суда прошли его успешно.
163-165. Далее плавный длинный изгиб реки, на котором через каждые 30 метров валы и бочки до 1 м на протяжении 400-500 метров - 3 шиверы по 50 метров каждая, между ними быстроток, отдельные валы, камни.
166 - "Стиральная доска" (5А - "правый" - "правый"). Скальник с правой стороны заканчивается и начинается каменистая осыпь с редколесьем - здесь пор. "Стиральная доска". Порог находится на прямом участке и линия движения по основной струе видна от начала порога. Длина порога около 100 м. Приличный уклон.
В нашу воду все это было залито "дурной" водой с сопутствующими ей валами, "бочками" и мощной струей. Всё же впередиидущее превратилось для нас в один длинный (около 600 метров) порог, который для нас и стал "Троглодитом".
167. В конце пор. 166 справа опять начинается скальник, и порог почти сразу переходит в шиверу, идущую до п.168 "Троглодит". Сначала шивера не сложная, но затем сливы становятся круче, камней все больше. Скальник справа заканчивается. Перед левым поворотом ступень со сливом 1,5 м у правого берега затем еще одна поменьше. За поворотом в 20 м слева у берега наклонный камень • дом 6 м высотой. Около него слив 1,5 м. Через 20 м еще слив на прямом участке и опять впереди левый поворот, забитый огромными скальными обломками (самый высокий высотой 6-7 м). За ними ничего не видно, проход по основной струе, около этих обломков один слив перед поворотом за 10-15 м, второй на самом повороте. Здесь сложно, но можно зачалиться вправо. От этого поворота виден и пор. "Троглодит " и короткий правый поворот у выступа скалы левого берега.
168 - "Троглодит" (6В - "правый" - "правый"). От поворота 20-25 м разгона по валам, затем слив через всю реку до 1,5 м, затем через 10-12 м еще слив с языком около 2 м косой справа налево, струю отбрасывает под левый берег справа несколько камней. Через 15м еще такой же слив, тоже косой. Через 5 м еще один поменьше около 1,5 м. На уровне его в центре реки начинается "Троглодит" - продольный острый камень длиной 6-7 м - в нашу воду сверху он был закрыт водой и виден только снизу, проход между ним и левым берегом 6-7 м. Заканчивается еще одним пологим сливом. Чалка справа. Слева скала, но ниже перед пор. "Свинья" можно зачалиться. Справа, между порогами "Троглодит" и "Свинья" находится еще одна штатная стоянка.
"Троглодит" наметили проходить сначала по центру, затем слева от скального обломка, за ним смещаться вправо, чтобы пройти выходной слив максимально справа (Фото 31, Фото 32). Первым пошел К2. Он идеально прошел этот сложнейший порог - с места старта с правого берега, он сразу же, не доходя до основных препятствий, пересек струю, прошел середину порога вдоль левого берега, затем, пользуясь "тенью" "бочек" и камней, также резко пересек реку слева направо и вдоль самого правого берега пробил выходной слив "Троглодита". Все, находящиеся на берегу, были очень воодушевлены этим прохождением, которое со стороны смотрелось как легкое и непринужденное. "Четверки" не могли себе позволить такую амплитуду передвижения и поэтому пошли с гораздо меньшей. Следующим пошел К4-1. Сначала все шло по плану, но перед скальным обломком катамаран попал в относительно небольшую "бочку" (Фото 33), из которой он вышел не сразу и, самое главное, не вправо (ближе к обломку), а влево. В связи с произошедшим пришлось идти по основной струе, с которой, собственно, и планировалось уйти, воспользовавшись "тенью" скального обломка. В результате, при пересечении струи (Фото 34), судно налетело на следующий, но уже незначительно торчащий из воды обломок, "облизало" его слева и только после этого, воспользовавшись теперь уже его "тенью", ушло вправо. Выходную часть порога К4-1 прошел аналогично К2. К4-2, учтя опыт прохождения порога предыдущим судном, прошел без особых проблем. Дошли до стоянки между "Троглодитом" и "Свиньей". А так как препятствия в сочетании с уровнем воды превратили прохождение каждых 100 метров реки в очень непростое и долгое мероприятие, требующее значительных нервных и физических затрат, и в связи с тем, что мест, пригодных для стоянок, не предвиделось, то мы решили остановиться на ночевку. Тем более что подспудно мы пытались протянуть время для того, чтобы вода упала более значительно и, соответственно, идти, как нам казалось, стало бы гораздо легче.
Фото 31. Пор. "Троглодит". Средняя и нижняя части
Фото 32. Пор. "Троглодит". Обсуждение тактики
прохождения выходной ступени
Фото 33. Пор."Троглодит". Средняя часть.
К4-1 поймал "бочку", которая "продержала" его около одной минуты
Фото 34. Пор."Троглодит". Средняя часть. К4-1,
с большим трудом пересекая струю, уходит направо
07.08 Вода упала, но, как всегда, не так сильно, как хотелось бы.
169 - "Свинья" (5С - "правый" - "левый"). 100-120 м сплава по быстротоку правее центра, затем слив влево в косые ворота. Слив крутой, напоминает второй слив в "Баррикадном", но после него относительно спокойно и до него тоже. При заходе главное удержаться на языке в правой половине слива. Слева слишком круто и открыт зуб. Если взять много вправо - можно навалиться на гряду камней и развернуться в сливе лагом. Справа в районе слива выступает скала, похожая на свинью. Дальше 50-80 м быстротока, слева стоят скальные обломки - "дома" - 3-4 шт.
Как и все предыдущие пороги, начиная с "Камикадзе", из-за большого количества воды порог был залит до неузнаваемости (Фото 35). Так как основная струя воды и соответственно основные препятствия находились подле правого берега, то порог проходили ближе к левому берегу, после чего на него же и чалились. Для этого суда заводили выше по течению - к непосредственному выходу из "Троглодита".
Фото 35. Полуприкрытые водой перевёрнутые "грабли" в пор."Свинья"