Роль евреев в создании бумажных денег
Во многих научно-популярных книгах и даже в некоторых академических исследованиях можно прочитать, что именно евреи якобы и придумали бумажные деньги. И если уж не сами бумажные деньги, то их первые прототипы. Одним из авторов этой версии является известный антисемит Вернер Зомбарт, трудами которого пользовались многие идеологи нацистской Германии. Согласно Зомбарту, именно евреи изобрели долговые расписки, действительные на предъявителя, то есть первыми обезличили письменные финансовые документы, а отсюда уже рукой подать и до банковского чека или ассигнации.
Но, во-первых, при этом Зомбарт игнорирует тот очевидный факт, что первые бумажные деньги имели хождение в Китае за много веков до того, как они появились в Европе, а во-вторых, как остроумно замечает Соломон Лурье, вообще демонстрирует свое полное историческое невежество.
«Если бы Зомбарт был знаком с картиной эллинистической жизни, открывшейся нам из папирусов, – писал С. Лурье, – он увидел бы, что античный мир обладал сложной и развитой системой долговых отношений: был прекрасно организованный нотариат, банковские чеки принимались к уплате наряду со звонкой монетой, формула «на предъявителя» была в большом ходу и т. д. Таким образом, евреи не были изобретателями долгового права, а только в этом, как в некоторых других случаях, сохранили для Средневековья какие-то жалкие остатки античной культуры».
Но, повторю, «сохранение для Средневековья каких-то жалких остатков античной культуры» значит тоже не так уж мало. Широкое использование еврейскими ростовщиками и купцами векселей или просто денежных расписок на предъявителя, вне сомнения, готовило почву для появления бумажных денег. Но первые банкноты, как известно, были выпущены лишь в 1661 году, через 300 лет после сообщения Марко Поло о бумажных деньгах в Китае, в Стокгольме, а затем – спустя еще 30 лет – в Англии. Евреи к этому выпуску прямого отношения вроде бы не имели, но они действительно оказались той группой населения, которая была наиболее заинтересована в как можно более быстром и широком распространении бумажных денег по всему Западному миру – хотя бы потому, что покидая обжитое место накануне готовящегося погрома, куда легче взять с собой бумажные деньги, чем несколько килограммов металла, равных обозначенной на банкноте сумме. Да и спрятать такие деньги куда легче, чем золотые и серебряные монеты. Широко пользуясь банкнотами и для хранения денег, и для взаимных расчетов, евреи вольно или невольно подавали пример остальному населению своих стран, поначалу крайне недоверчиво относившемуся к данному нововведению. И в немалой степени благодаря им к середине ХVIII века, менее чем за столетие, бумажные деньги становятся общеупотребительными во всех странах Европы.
Деньги, отпечатанные кровью…
…Нет, отнюдь не кровью христианских младенцев, как, возможно, уже подумал кто-то из читателей. Просто были в еврейской истории еще одни, совершенно особые деньги – деньги, которые по приказу нацистских властей выпускала еврейская администрация («юденрат») в различных гетто Европы.
Цель этой акции была понятна: прежде, чем уничтожить евреев, нацисты хотели обменять все имевшиеся у них деньги на полуфиктивные денежные знаки.
30 июня 19 40 года в гетто Лодзи были выпущены банкноты достоинством в 50 пфеннигов, на которые обитатели гетто могли приобретать почтовые открытки. Спустя несколько недель в этом же гетто были выпущены банкноты достоинством в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 марок. Обе серии были отпечатаны немецкими властями вне гетто, и на их лицевой стороне был помещен номинал банкноты, а на оборотной – рядом с номиналом – были помещены изображения маген-давида и меноры. (Рядом с подписью главы юденрата на этих банкнотах стояло предупреждение о том, что их подделка строго карается по закону. Ну, а какие законы правили бал в гетто, всем, увы, слишком хорошо известно.) В 1942 году в лодзинском гетто были выпущены даже свои монеты достоинством в 10 пфенингов – из алюминиево-магниевого сплава. В 1943 году к ним прибавились монеты в 5, 10 и 20 марок. На всех этих монетах помещено изображение маген-давида, год выпуска и легенда «гетто». С другой стороны монет указана их номинальная стоимость.
Но, пожалуй, самые уникальные «деньги Катастрофы» выпускались в гетто в Терезиенштадте, в котором был создан свой «банк гетто». Весной 1943 года для этого банка Пражским национальным банком были отпечатаны банкноты в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 крон. До наших дней дошло несколько серий терезиенштадских банкнот, отличающихся друг от друга по цвету. Однако на всех на них помещено изображение Моше (Моисея) со Скрижалями Завета и маген-давида, а также указание номинальной стоимости банкноты, дата ее выпуска (1 января 19 43 года), серийный номер и подпись старейшины юденрата.
…И деньги за кровь
На протяжении почти шести десятилетий истории Государства Израиль в нем не раз вспыхивали общественные скандалы, связанные с деньгами. Были скандалы вокруг взяток и коррупции в самых высших эшелонах власти, скандалы вокруг нарушения закона о финансировании партий (в центре последнего такого грандиозного скандала, повлекшего за собой судебный процесс, оказались премьер-министра Ариэль Шарон и его сыновья Гилад и Омри). Любой израильтянин без труда припомнит и другие эксцессы, связанные с деньгами и приковывавшие к себе внимание всего общества: падение биржи из-за спекулятивной игры руководителей израильских банков, крушение банка «Мисхари», ставшее следствием того, что его скромная служащая Эти Элон оплачивала миллионные проигрыши своего брата в казино за счет средств вкладчиков, и т. д. И все же трудно припомнить большие страсти, чем те, которые кипели в Израиле в 1952 и в 1999 годах: в первый раз вокруг получения репараций из Германии, а второй – вокруг компенсаций за лежащие в швейцарских банках деньги погибших в Катастрофе евреев.
Еще в 1948 году первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион потребовал от держав-победительниц выделить Израилю часть наследства фашистской Германии в размере 1,5 миллиардов долларов за разграбленное фашистами еврейское имущество. Державы-победительницы тогда не обратили внимания на это требование, но канцлер германии Конрад Аденауэр предложил Израилю «подарок» в размере 2,5 миллиона долларов. Бен-Гурион тогда отверг эту смехотворно малую в государственных масштабах сумму, но в 1952 году вновь вернулся к идее получения репарации от Германии и ознакомил с нею кнессет. После этого его выступления страсти в Израиле накалились до предела. Народ раскололся на два лагеря: на тех, кто считал, что следует принять немецкие деньги, и на тех, кто утверждал, что их нельзя принимать ни в коем случае, так как это будет означать моральную катастрофу еврейского народа. Никакие деньги, по мнению противников получения репараций, не могут искупить убийство шести миллионов евреев, а потому евреи не должны принимать деньги от убийц своих братьев и сестер. Предельно четко эту позицию сформулировал тогдашний лидер парламентской оппозиции Менахем Бегин в своем знаменитом выступлении на иерусалимской площади Цион: «Глава еврейского правительства, – сказал Бегин, – ради наживы намерен поехать торговать честью народа Израиля и совершать сделку, которая запятнает еврейский народ вечным пятном позора… Каждый немец – это нацист. Каждый немец – это убийца!».
На заседании в кнессете Бегин сравнил Бен-Гуриона с римским прокуратором, а немецкие деньги – со статуей свиньи, которую греки внесли в Иерусалимский Храм. После этого он добавил, что скорее сядет в бен-гурионовские застенки, чем позволит правительству вести переговоры с Германией. «Мы отдадим наши жизни! Мы оставим наши семьи, мы простимся с нашими детьми, но переговоров с Германией не будет!» – заявил Бегин. Дело дошло до того, что разъяренные противники получения репарации попытались атаковать кнессет, выбили стекла в его окнах и были жестоко разогнаны полицией. Опираясь на свою коалицию, Бен-Гурион провел нужное ему решение и 10 сентября 19 52 года Израиль и ФРГ подписали соглашение, согласно которому последняя брала на себя обязательство выплатить Израилю 3 миллиарда марок (741 мил-лион долларов) в виде товаров и услуг в рассрочку на 112 лет. Еще 450 миллионов марок Германия должна была выплатить в виде единоразовой компенсации евреям за принудительный труд и потерю здоровья в гетто и концлагерях. Кроме этого, было достигнуто соглашение о выплате евреям-жертвам Катастрофы ежемесячной денежной пенсии из Германии.
Большинство историков оценивают сегодня поведение Бегина в те дни как «политическую демагогию», а решение Бен-Гуриона – как образец государственной мудрости: он сумел достать для страны деньги как раз в тот момент, когда она находилась на грани экономической катастрофы. Однако не стоит забывать, что Германия расплачивалась в основном не деньгами, а морскими судами, электрооборудованием и, в числе прочего, подержанными паровозами – теми самыми паровозами, которые везли евреев в Освенцим! И потому, несмотря на несомненную экономическую и денежную выгоду, моральная сторона сделки с Германией все равно выглядит сомнительно. Не говоря уже о том, что она позволила антисемитам во всем мире заговорить о том, что за деньги евреи готовы продать любые принципы.
С новой силой эти разговоры вспыхнули в конце 90-х годов, когда Израиль по инициативе депутата кнессета Авраама Гиршзона потребовал от швейцарских банков предать гласности сведения о хранящихся в них счетах евреев, погибших в годы Катастрофы, и передать накопившиеся на этих счетах суммы их наследникам.
В принципе, о том, что сотни тысяч евреев до Второй мировой войны держали свои сбережения в считавшихся самыми надежными швейцарских банках, было известно всегда – иногда там хранились деньги нескольких поколений той и иной еврейской семьи. Понятно, что те евреи, которые сгорели в огне катастрофы, за своими вкладами не явились и – за малым исключением – не успели передать данные о своих банковских счетах своим детям или каким-либо другим наследникам. Кроме того, в швейцарские банки нацисты нередко свозили награбленное у евреев имущество, которое тоже относительно легко было идентифицировать. Как уже было сказано выше, Бен-Гурион оценивал общую стоимость потерянного евреями во Второй мировой войне имущества в 1,5 миллиардов долларов – и это по ценам 1948 года! В ценах конца 90-х годов эта сумма становилась как минимум в 15 раз больше. Но ведь речь шла о деньгах, которые все это время лежали в банках, – и значит, на них набегали проценты. А на эти проценты – новые проценты. И, таким образом, выходило, что швейцарские банки должны евреям такую сумму, что если они выплатят ее, то для многих из них, давно уже считавших эти деньги своими, это обернется крахом.
Естественно, швейцарские банки объявили требование Израиля незаконным и в ответ на него начали разжигать волну антисемитских настроений по всей Европе. Некоторые из них начали в панике уничтожать архивные данные о еврейских счетах, и об одном из таких случаев стало известно благодаря работнику банка, который сумел спасти от огня часть документов и предал гласности действия своего руководства.
Но и в самом Израиле по поводу еврейских денег в швейцарских банках тоже кипели страсти – правда, уже не такие бурные, как в 1952 году. Многие считали, что Израиль, устраивающий международный скандал из-за денег «мертвых евреев», выставляет в нелицеприятном свете весь еврейский народ и оскверняет память погибших жертв Катастрофы. Кроме того, высказывалось опасение, что если Израиль и добьется возвращения этих денег, то будет создан опасный прецедент, который позволит палестинским беженцам 1948 года также потребовать возврата принадлежащего им имущества и выплаты им достойной компенсации. Общая сумма этой компенсации может оказаться настолько огромной, что это нанесет смертельный удар по израильской экономике. Однако Авраам Гиршзон продолжал настаивать на том, что, требуя принадлежащие евреям деньги, Израиль не только не оскверняет память жертв Катастрофы, но и, наоборот, доказывает, что он помнит о своих погибших соплеменниках и готов защищать интересы если не их самих (что, увы, уже невозможно), то их прямых потомков.
В конце концов дело о вкладах евреев в швейцарских банках попало в американский суд, после чего представители швейцарской стороны решили пойти на компромисс. Они заявили, что не готовы предоставить данные об имеющихся у них еврейских счетах, так как это будет нарушением их традиционных правил, но выразили готовность выделить 10 миллиардов долларов на выплату одноразовой компенсации всем живущим в данный момент евреям, пострадавшим от Катастрофы, в обмен на отказ Израиля от всех своих претензий на вклады.
Гиршзон оценил это решение как свою личную победу. Однако многие до сих пор считают все происшедшее поражением Израиля. С одной стороны, напоминают они, еврейские деньги, хранившиеся в швейцарских банках, так и не были получены и уже никогда получены не будут. С другой стороны, скандал вокруг этих денег отнюдь не прибавил евреям уважения в мире и вдобавок создал опасный прецедент, который еще может жестоко аукнуться еврейскому государству в будущем. Может быть, даже в самом ближайшем будущем.
«Пластиковые» деньги
Под «пластиковыми» деньгами сегодня во всем мире понимаются кредитные карточки, хотя название это условно: до того как этот вид платежных средств начал изготавливаться из пластика, кредитные карточки делались из металла, картона и прочего материала, и не исключено, что в будущем их будут изготавливать из металлопластика, силикона или какого-либо другого материала. Материал, из которого изготовлена «кредитка», понятное дело, не играет никакой роли – суть заключается в самой идее, по которой в ходе торговой сделки клиент не вытаскивает деньги из кармана, а предъявляет карточку, подтверждающую его кредитоспособность. За саму покупку, таким образом, расплачивается не сам покупатель, а банк или кредитная компания, эмитирующая такие карточки. Лишь затем она снимает со счета своего клиента причитающуюся сумму. Таким образом, возникает новая стадия абстрагирования денег: ни покупатель, ни продавец, по сути дела, не прикасаются ни к какому их материальному носителю – все денежные операции происходят исключительно на их банковских счетах.
Кредитная карточка, несомненно, является одним из самых гениальных изобретений ХХ ве-ка, и евреи на первый взгляд не имеют к ней никакого отношения. Согласно официальной легенде, кредитная карточка была изобретена бизнесменом Фрэнком Макнамарой, не имеющим никакого отношения к евреям. Причем, как это и бывает во всех легендах, произошло это совершенно случайно. В 1949 году во время делового ужина в нью-йоркском ресторане «Мэйджорс Кэбин Грил» Макнамара с ужасом обнаружил, что… забыл дома бумажник. Размышляя над тем, как сделать так, чтобы больше никогда не попадать в столь идиотскую ситуацию, Макнамара и придумал кредитную карточку – он договорился с администрацией этого ресторана, что там будут принимать к оплате маленькие картонные карточки с надписью «Дайнерс клаб», а затем предъявлять их к оплате. В феврале 1950 года состоялась «Первая вечеря» – Фрэнк Макнамара и его адвокат Ральф Шнайдер впервые расплатились при помощи кредитной карточки, после чего они начали свое победное шествие по всей Америке, а затем и по всему миру.
Оставим в покое «сомнительную» фамилию адвоката Макнамары – даже если Ральф Шнайдер и был евреем, он играет второстепенную роль в этой истории.
К тому же, повторим, речь идет все-таки не более чем о легенде, хотя и основанной на реальных событиях. Различные историки бизнеса начинают отсчет существования кредитных карточек с разного времени. Одни утверждают, что она началась еще в 1914 году, когда ряд американских компаний стали выдавать своим богатым клиентам карточки, позволявшие им приобретать товары в кредит и с определенными скидками. Другие отсчитывают историю кредитных карточек с 1928 года, когда в Бостоне были выпущены металлические карточки, позволявшие автоматически считывать данные клиента и отпечатывать чек на его имя, куда оставалось лишь внести сумму покупки. Третьи – с 1949 года, когда некоторыми компаниями был на постоянной основе введен принцип «Покупаешь сейчас – платишь потом». И все-таки большинство историков подлинным изобретателем кредитной карточки считают служащего нью-йоркского отделения Национального банка «Флэтбуш» Джона С. Биггинса. И хотя Биггинс не пользовался никакими карточками, разработанная им кредитная схема «Charge-it» практически совпадает с той, по какой сегодня работают кредитные компании во всем мире.
«Но ведь Дж. С. Биггинс, похоже, тоже не был евреем!» – заметит проницательный читатель. И будет прав: Дж. С. Биггинс и в самом деле не был евреем. Но вот отделение банка, в котором он работал и в котором ему и пришла в голову эта кредитная схема, размещалось не где-нибудь, а… в Бруклине – квартале Нью-Йорка, густо заселенном евреями, составлявшими большинство клиентов Биггинса. Вводя свою систему покупок в кредит, Биггинс понимал, что она в немалой степени основывается на доверии между банком и клиентом и честности последнего. И только потому, что он мог поручиться головой за своих клиентов-евреев, Биггинс и начал позволять им делать покупки под расписки, которые оплачивались банком, а затем – в определенный день месяца – со счетов этих клиентов снималась сумма сделанных ими покупок. При этом Биггинс полагался не только на еврейскую честность, но и на еврейскую практичность – она не должна была позволить его клиентам делать покупки на суммы, превышавшие их возможности.
Таким образом, не будучи изобретателями кредитной карточки, евреи невольно стали теми, кто подтвердил жизнеспособность самой ее идеи.
Увы, в первые годы существования кредитных карточек банки и кредитные компании столкнулись как раз с теми трудностями, которых так счастливо удалось избежать Биггинсу, – клиенты то и дело норовили обмануть банк, либо, увлекаясь, делали покупки, которые были им не по карману и никак не соответствовали величине их банковского счета. В результате пока не были продуманы меры защиты, компании, эмитирующие кредитные карточки, несли немалые убытки.
Сегодня кредитная карточка как средство платежа получила широкое распространение во всем мире, а в Израиле оплата товаров и услуг с ее помощью давно уже является самым распространенным видом платежа. Настолько распространенным, что в Израиле про кредитные карточки ходит немало анекдотов, в том числе и весьма скабрезных, например, анекдот о том, как типичный израильтянин механически расплачивается в публичном доме с проституткой, прося вдобавок разбить причитающуюся с него сумму на 12 платежей.
По мнению многих экономистов, именно чрезмерная увлеченность израильтян оплатой кредитными карточками привела к тому, что почти у 70 % взрослых граждан страны на личных счетах наблюдается хронический «овердрафт» – отрицательная сумма. Все объясняется просто: постоянно делая покупки с помощью кредитной карточки, большинство израильтян вообще не контролируют состояние своего счета. При этом они пребывают – и не без оснований – в твердой уверенности, что банк в любом случае оплатит кредитной компании их покупки и позволит им и дальше пользоваться кредитной карточкой, так как регулярный «овердрафт» на счетах приносит и ему немалую прибыль за счет взимающихся с него процентов.
Так возникла парадоксальная ситуация: если в свое время еврейская рассудительность позволила расширить эксперимент с кредитными карточками на все США, а затем и на весь мир, то Израиль является единственной страной, где обладатели кредитных карточек совершенно безрассудно тратят деньги. И банки позволяют им это делать, так как они извлекают прибыль из самой неплатежеспособности своих клиентов.
Сами израильтяне, похоже, довели понятие денег до крайней степени абстракции – в последнее время большинство из них предпочитает делать крупные покупки и совершать различные банковские операции посредством Интернета. И потому не удивительно, что новейшая израильская поговорка гласит, что деньги – это лишь очки, которые набрал или потерял в игре по имени Жизнь.
В самом деле, когда деньги совершенно лишились своего материального носителя и превратились лишь в мелькание неких цифр на экране компьютера, они и в самом деле начали напоминать очки в какой-то загадочной игре. У вас на счету приличная сумма? Что ж, значит, все в порядке, вы выигрываете! У вас на счету «минус»? Значит, пока вы проигрываете в этой игре, что вовсе не означает, что вы не можете себе позволить ту или иную покупку: ведь банк все равно готов продолжать кредитовать вам деньги, да и кредитная карточка под рукой. А сумма максимально указанного в ней кредита с этой точки зрения начинает выступать в качестве обозначения уровня игры, на котором вы находитесь: если банк разрешает вам пребывать в минусе лишь на 5 000 шекелей, значит, вы все еще находитесь на первом уровне. Цифра кредита возросла до 10 000 шекелей – вы перешли на второй уровень и теперь можете позволить себе гораздо больше, даже если проигрываете в игре. Уровень кредита достиг 50 000? Вы – удачливый игрок, доказавший свою способность выигрывать, а то, что у вас на счету увеличилась минусовая сумма, лишь доказывает величину ваших возможностей.
И кто сказал, что израильтяне не правы в этом своем отношении к деньгам?!
Иудаизм и фальшивомонетчики
Еще еврейские мудрецы эпохи Талмуда разъяснили, что изготовление фальшивых денег является тяжким преступлением как перед Богом, так и перед людьми – куда более опасным, чем искажение мер и весов, хотя за него и следует то же наказание.
Трудно сказать, насколько фальшивомонетничество было распространено среди евреев в минувшие эпохи – во всяком случае, несмотря на активные поиски, автору этих строк так и не удалось найти ни одного еврея среди знаменитых фальшивомонетчиков прошлых веков.
Но явление это, вне сомнения, имело место в еврейской среде – иначе просто невозможно объяснить, зачем в эпоху Средневековья понадобилось принимать ряд галахических постановлений, направленных против тех, кто занимался изготовлением фальшивых денег.
Согласно этим постановлениям, фальшивомонетчик должен быть официально предупрежден о том, что своими действиями он не только идет против Торы, но и навлекает беду на всю еврейскую общину города или государства. Если же он не внял этим предостережениям, то община имеет полное право выдать его властям, уверив их, что никто, кроме этого человека, среди евреев изготовлением фальшивых денег не занимается.
В случае же если какого-то еврея арестовали по ложному обвинению в фальшивомонетничестве, найдя у него фальшивую монету или банкноту, то он имеет полное право без всяких угрызений совести назвать имя настоящего преступника.
Думается, такая жесткость и однозначное неприятие фальшивомонетчиков обществом в итоге привело к тому, что это преступление в Новое время практически не встречается в еврейской среде.
В то же время в современном Израиле фальшивомонетничество стало довольно распространенным явлением, и именно это вынудило Госбанк и монетный двор Израиля усилить меры защиты бумажных денег. Причем зачастую подделки изготавливались самым примитивным образом – на цветных лазерных принтерах, которые в начале 90-х годов в Израиле еще были в новинку.
После того как израильские банкноты оказались довольно сложны для производства подделок, мошенники перешли на изготовление фальшивых десятишекелевых монет, причем достигли в их подделке такого мастерства, что даже опытные банковские сотрудники не всегда могут отличить фальшивую монету от настоящей.
Известны и случаи массового производства в Израиле фальшивых долларов, принесшие их изготовителям десятки тысяч самых настоящих шекелей.
Наконец, не раз в Израиле активно подделывались и одношекелевые монеты, причем в данном случае фальшивомонетчики даже не утруждали себя какой-нибудь чеканкой, они просто выпускали кружки, совпадавшие по диаметру, весу и толщине с монетами достоинством в 1 шекель.
Читатель наверняка уже догадался, для чего использовались такие подделки – правильно, для опустошения автоматов по продаже всевозможных напитков и сладостей с последующей перепродажей добычи за полновесную монету. Правда, больших прибылей изготовителям заменителей шекелевых монет это не принесло: они были арестованы полицией еще до того, как их прибыль от продажи ворованных напитков превысила 20 000 шекелей.
Наиболее распространенным и наиболее опасным видом фальшивомонетничества в современном Израиле является, несомненно, подделка кредитных карточек. Как минимум каждые четыре месяца в стране арестовывается новая группа, занимающаяся их изготовлением. При этом для того, чтобы добыть реальные номера и секретные коды кредитных карточек других граждан, мошенники пользуются самыми различными средствами. Иногда они подкупают сотрудника кредитной компании, чтобы тот передал им информацию из компьютера или сделал оттиски с уже готовых кредитных карточек (в этом случае просто изготавливается карточка-двойник, которой мошенник начинает пользоваться параллельно с истинным владельцем), иногда взламывают компьютерную систему банков или кредитных компаний, а порой и просто устанавливают миниатюрные скрытые камеры над банковскими аппаратами по выдаче наличных денег. В последнем случае камера фиксирует номер карточки, а затем и тот секретный код, который набирает ничего не подозревающий клиент банка.
По словам сотрудников отдела израильской полиции по расследованию финансовых преступлений, общий убыток, наносимый гражданам и кредитным компаниям изготовителями фальшивых кредитных карточек, исчисляется несколькими миллионами в год, однако, несмотря на это, случаи отказа от пользования кредитными карточками крайне редки.
Что дальше?
В 2004 году один израильский инженер, выходец из бывшего СССР, запатентовал систему, позволяющую, по его словам, окончательно освободить человечество от наличных денег. Именно наличные деньги, по его мнению, и являются главным злом современного мира: ради них грабят и убивают, с их помощью покупают наркотики и уклоняются от уплаты налогов. Следовательно, нужно создать систему, которая окончательно избавила бы человека от необходимости пользоваться наличными деньгами. И ему, по его словам, удалось придумать и даже запатентовать такую систему, которую он назвал «электронный кошелек».
«Электронный кошелек» представляет собой не что иное, как миниатюрный, толщиной в несколько микрон датчик, который безболезненно помещается под любой участок кожи человека – скажем, под кожу большого пальца. Этот датчик с помощью определенного устройства (оно и составляет ноу-хау изобретения, а потому принцип его работы держится в секрете) находится на постоянной связи с банковским компьютером и содержит всю информацию о состоянии банковского счета своего владельца. Таким образом, с помощью «электронного кошелька» все расчеты люди могут производить, попросту прикладывая свой палец к небольшому прибору, считывающему информацию с такого датчика. Вы вошли в автобус, приложили палец к панели – и с вашего счета немедленно сошла сумма, равная стоимости билета за проезд, и эта сумма тут же перешла на счет автобусной компании. Вы покупаете колбасу в магазине – и снова, получив товар, прикладываете палец к панели, установленной в этом магазине вместо привычной кассы. Наконец, вы отправляетесь за покупкой автомобиля, прикладываете палец к панели – и на ней загорается красный свет, свидетельствующий о том, что ваших финансовых ресурсов явно недостаточно для такой покупки. И таким образом продавец автомобилей избавляется от опасности получить на руки банковские чеки, за которыми на самом деле нет никаких реальных денег…
Все денежные расчеты в обществе, где пользуются электронным кошельком, становятся, таким образом, открытыми для соответствующих органов, и финансовые преступления в нем делаются практически невозможными, как невозможной становится и, скажем, покупка и продажа наркотиков – если она не легализуется государством.
Я прекрасно понимаю, что сегодня массовый переход на «электронный кошелек» кажется утопией. Но ведь еще не так давно такой же утопией казалось и массовое использование кредитных карточек. И кто знает – может быть, пройдет всего пара десятилетий – и весь мир начнет пользоваться именно электронным кошельком, поставив окончательную точку в истории наличных денег. И этой точкой мы будем обязаны скромному израильскому инженеру.