Глава 5. Рождение человека с развитым самосознанием

Дух времени

Мы живем в такое время, напряженней которого и быть не может. Перед нашими глазами происходит драматический переворот — такой, какого человечество еще не знало.

Это переворот осуществляется тихо и, прежде всего, в сознании людей. На людей оказывает воздействие мощное духовное землетрясение. Практически камня не осталось на камне, ни одно из привычных представлений не избежало проверки. В Восточной Европе очень тихо развалился целый идеологический лагерь, потому что государственная пропаганда больше не в состоянии была обволакивать пеленой человеческое сознание.

Мы переживаем глобальный кризис, рождение новой духовной эпохи, эпохи сознания. Навряд ли хоть один переворот в истории человечества имел такое глубокое значение, как сегодняшний. Его можно сравнить разве что с переворотом 10 000 лет назад, когда люди перешли к оседлости, начали заниматься обработкой полей и скотоводством, построили первые деревни и города.

Тогда мы, люди, захватили власть над землей, почва превратилось в производительную силу. Мы научились сеять и собирать урожай. Мы провели границы вокруг своей частной собственности. Материальное имущество и благосостояние превратились в символ социального статуса — началась эпоха материализма. Наше мышление — до сих пор оно было анималически-мистическим — стало рационально-логичным.

Настолько же глубокая ломка старого происходит и сегодня. Сейчас мы овладеваем своим внутренним, отличным от других ареалом сознания. Мы отказываемся от ментального (с помощью религии или идеологии — все равно) управления каких-то внешних сил и начинаем мыслить сами. Мы начинаем осознавать, что используем лишь небольшую часть потенциала мозга. Мы пробуждаемся к новой жизни.

Мышление и сознание становятся ведущими производительными силами. Мудрость и осознанность свойственны теперь не отдельным выдающимся людям (основателям религий или научным гениям). Началась широкая волна их распространения — эпоха духа прокладывает себе путь. У нашего мышления появляется новое качество, оно выходит на новый уровень, становясь глобальным и интуитивным.

Новое мышление

Как уже говорилось, основой глобального кризиса является не экономический кризис, а кризис сознания. Мышление и мировоззрение перестали удовлетворять человечество. Мы пытаемся вчерашними методами решать завтрашние проблемы. В то время как человечество должно срастись в единую кооперацию с Природой (а только в этом есть перспектива выжить), наше мышление все еще находится под влиянием эгоцентризма, конкуренции и соперничества.

Что же не так в старом мышлении? От каких мыслей следует избавиться, не допустив, чтобы оно стало нашей общей судьбой? Что определяет новое мышление?

Материалистически-патриархальный способ мышления когда-то сослужил нам хорошую службу: он помог человечеству во многих областях добиться технического прогресса, а также внешнего благополучия и богатства. Теперь же этот способ мышления стал самым большим препятствием для глобального прогресса человечества. Идти по материалистическому пути — это значит придавать слишком большое значение материальному, внешнему миру, паразитировать на Природе подобно раковой опухоли, техническую возможность ставить выше общечеловеческой целесообразности.

На смену этому материалистическому мышлению сейчас приходит мышление духовное: уважительное отношение к духу и природе, к внутреннему миру и межчеловеческому общению. Спиритуальность (spiritus — дух), то есть духовность, отдает предпочтение духу перед материей и ставит наше мышление с головы на ноги. Духовное мышление старается избегать односторонности, оно стремится к гармонии между духом и материей, между внутренним и внешним миром, между человеком и техникой, между мужской и женской энергией. Истинная, земная духовность показывает нам путь к материальному благополучию и богатству. При этом исчезает необходимость эксплуатировать природу и других людей и маниакально стремиться к материальным владениям. Духовность придает большое значение благосостоянию всех людей с тем, чтобы они имели возможность развивать свой дух без всяких внешних забот. В этом состоит парадокс духовности: она не цепляется за внешнее богатство, но без труда его создает. Духовность развивается за счет мастерского использования материальности.

Если духовное мышление долгое время было присуще небольшим эзотерическим кругам, то теперь ощущается широкая революция сознания, которая втягивает в свою орбиту многих. Истинный переворот в развитии на планете Земля предполагает наличие у человечества нового мышления, ему необходима новая жизненная философия, используемая на практике большинством людей. Многие сегодня осознают собственную ответственность за будущее жителей планеты, за продолжение процессов созидания. Нас не могут спасти ни гуру, ни элитарные круги: возникновение новой эпохи — эпохи сознания — гораздо теснее связано с кооперативной деятельностью всего человечества.

В этот период возникает масса течений, характерных для сект. На некоторое время они создают в группах новые виды зависимости. Такие регрессивные водовороты постоянно будут сопровождать великий поток, ведущий к сознательному обществу.

Истинная духовность есть освобождение, а не порабощение мышления. Духовность помогает человеку стать самостоятельным, она не заставляет становиться зависимым. Духовность создает на Земле благополучие и не позволяет распространяться нечисти. Духовность входит в этот мир, становится его частью, но не тянет обратно к самолюбованию. Духовность ведет к миру и гармонии, взаимоуважению и человечности.

Духовный путь

Как же может измениться мышление, если изменения не затрагивают отдельного человека? И как это мышление может стать мощной реальной действительностью, явившись началом новой эпохи, если оно не знакомо ни одному человеку?

Духовный путь — это выход не только из глобального кризиса для всего человечества, но и из жизненного кризиса для отдельного человека.

Мы уже размышляли на тему, какое влияние оказало материалистическое мышление на развитие человечества, если сегодня оно ускоряет саморазрушение человечества по принципу раковой опухоли. Какое значение это мышление имеет для жизни отдельного человека?

Человек (маниакально) пытается найти смысл жизни, счастье, внутренний мир, веру и, наконец, любовь. Но бесполезно искать эти внутренние ценности во внешнем мире. Материалистическое мышление питает иллюзию, что эти ценности можно отыскать в материи. Их якобы можно даже купить. Но поскольку подобный поиск не может удовлетворить, то на первый план выходит материально ориентированная эгоцентрическая маниакальность. Таким образом, душа человека остается пустой. Ее как будто нет.

Мы уже знаем: чем больше человек погружается в этот материалистический поиск, чем больше эгоизма он проявляет ко всему человечеству, тем больше опасностей поджидает нас на Земле. В тупик нас ведут отнюдь не ошибки отдельных политиков и сильных мира сего.

Каждый из нас, имея ориентированное на материальный мир мышление, вносит свой вклад. Мы имеем такое политическое руководство, которого заслуживает наш образ мыслей.

Но все большее количество людей, переживая личный жизненный кризис, осознает, что материальный путь исчерпал себя, у него больше нет целесообразной перспективы.

Духовный путь — это путь внутрь, путь любви и мудрости, путь «просветления». И чем больше людей пойдут по этому духовному пути, тем более мощное и сознательное общество будет развиваться. Таким образом мы сможем создать внешний мир богатства и благополучия для всех, кто стимулирует наше общее духовное развитие.

Но этот духовный путь каждый из нас должен пройти самостоятельно. Никто не может сделать этого за нас, точно так же, как каждый ребенок должен сам научиться писать и решать примеры с помощью таблицы умножения. Это образовательная задача, которую можно представить в виде нового рождения, осуществленного самостоятельно. Мир предстает перед нами совсем в другом свете, изменяется мировоззрение (отношения становятся более мирными, легкими и светлыми), отношение к самому себе и другим людям становится более осознанным, оно пронизано любовью.

Пришло время многим из нас отправляться в духовный путь, хотя по всей дороге видны обманчивые мерцающие огоньки. Эти огоньки не освобождают нас от поисков, они просто заменяют материальные поиски эмоциональными. К ним добавляется и зависимость. Духовное мышление на самом деле вытаскивает нас из эмоциональной затхлости и помогает добиться самостоятельности и умения держать себя в руках.

На этом духовном пути к нам приходит умение отличать чувства от интуиции, эгоистичную влюбленность в свое ЭГО (нарциссизм) от истинной, преобразованной и эффективной любви к самому себе.

Отмежевание от вводящей в заблуждение идеологии может укрепить убежденность, повысить самосознание, придать своей походке больше уверенности.

Духовное рождение

Духовный путь часто сопряжен с глубоким жизненным кризисом, который сотрясает самые основы: это кризис партнерства или же профессиональный. То, что до сих пор было очень важно, теряет свою ценность и ставится под сомнение. Происходит переоценка ценностей.

Духовное рождение, как и любое другое, проходит болезненно («родовые схватки»). Это пятое рождение в ходе развития личности, рождение настоящего человека. Если мы сами не находим достаточно времени для того, чтобы найти себя и пройти процесс развития, то жизнь обязательно найдет способ предоставить в наше распоряжение какой угодно долгий срок. Следует понять, что при пятом рождении главная задача становления жизни — это сам человек. Для этого нужно много внимания.

При пятом рождении свое внимание мы переключаем с внешнего мира на самих себя, выдвигая собственную личность в центр интересов. Теперь, прежде всего, нас волнуют следующие вопросы: кто же я на самом деле? Какой все это имеет смысл? Что произойдет после того, как все материальные потребности будут удовлетворены? Что значит — понять и выполнить свою жизненную задачу?

Если уж мы говорим о пятом рождении, то следовало бы упомянуть и первые четыре. Тогда у нас появится возможность осознать пятое в полном объеме.

Первым рождением является зачатие, начало новой жизни. За счет объединения потенциалов двух людей появляется новый потенциал, наш собственный, то есть то, чем мы станем в идеальном случае.

Второе рождение имеет физический характер. Мы освобождаемся от зависимости от матери, начинаем дышать и есть самостоятельно. Второе рождение представляет собой объявление о своей независимости и физической самостоятельности.

Третьим рождается наше ЭГО (часто этот процесс называют «фазой упрямства»). Ребенок начинает говорить «Да» и «Нет», освобождаясь таким образом от тесной связи с матерью. Третье рождение представляет собой заявление о своей эмоциональной независимости, сигнал эмоциональной самостоятельности (многие из нас всю жизнь сохраняют эмоциональную зависимость от матери).

Четвертое рождение мы переживаем в пубертатный период, когда начинаем идентифицировать и анализировать собственную личность. Это заявление о социальной независимости от родителей, поиск и примерка общественных ролей (большинство людей застревают на этом этапе развития, потому что не могут перейти от управляемых извне ожиданий к внутреннему самоопределению).

После пятого рождения мы перестаем играть социальные роли и фиксировать свое внимание на материальном мире. Мы обнаруживаем свое истинное Я, воспринимая себя как духовное существо. Начинается новая жизнь, теперь уже на духовном уровне. Здесь мы осознаем себя неотделимой частью одного общего и берем ответственность за общественное развитие. Реализация во всех областях жизни происходит с легкостью. Начинается жизнь мастера. Если до сих пор пятое рождение было доступно относительно небольшому количеству людей (являлось, скорее, исключением), то сейчас многие идут по этому «пути просветления». И таких людей становится все больше.

Настало время вспомнить о своем истинном Я и, став действительно культурными людьми, создать на планете Земля достойное жилище.

Рождение самосознания

Так же, как отдельный человек проходит в своей жизни несколько рождений, и в эволюции человечества (филогенезе) можно выделить различные родовые процессы.

Первое рождение — это появление идеи о том, что человек является существом, «созданным по образу и подобию Божьему». Быть подобным Богу совсем не значит, что мы похожи на него внешне. Мы тоже являемся творцами с неограниченными возможностями. Мы — «дети Божьи», и наша работа — продолжить созидательный процесс на планете Земля. Бог может узнать в нас себя. Это глубинная идея понятия «быть человеком».

Второе рождение — это физическое становление человека. Мы отличаемся от других приматов: прямохождение, обособленность большого пальца, развитая ладонь, модифицированное горло (у нас появилась возможность издавать дифференцированные звуки), развитой мозг, который дает возможность достигать фантастических результатов в мышлении и сознании. Это рождение произошло приблизительно полтора миллиона лет назад. Но, оставаясь охотниками и собирателями развивающейся культуры кочевников, мы оставались природными существами.

Третье рождение человечества связано с аграрной революцией. Мы начали освобождаться от Природы, создавая производительную социальную культуру. Это рождение можно сравнить с детской «фазой упрямства». Мы упрямы по отношению к Матери-Природе, стремимся к господству над ней. В нашем мышлении проклевываются ростки осознания ЭГО. Сначала это ЭГО настолько преувеличено, что человек начинает считать себя центром вселенной (антропоцентрическое мировоззрение).

Четвертое рождение — это промышленная революция. Это, можно сказать, пубертатный период в развитии человечества. Во главу угла ставится создание имущества, богатства. ЭГО (в эгоизме) прислушивается только к самому себе, его представления о всемогуществе начинают кружить ему голову. Это тот период, когда мы создавали материальную основу в виде благополучия и богатства.

В данный момент мы переживаем пятое рождение, то есть становление самосознания человечества. Мы начинаем осознавать, что являемся не отдельными особями, а клетками одного большого организма. Мы осознанно включаемся в этот организм, осознанно становимся частью одной семьи — человечества.

Наши рекомендации