Где искать информацию о транспортных проектах?
Помимо указанных выше административных сайтов, очень рекомендую специализированные транспортные форумы. Для Москвы и Московской области это форумы сайтов roads.ru и nashtransport.ru. На форумах общаются люди, работающие в сфере транспортного строительства (проектировщики, сотрудники подрядных организаций и т. д.), а также те, кто серьезно интересуется этой темой. Там выкладывают проектные документы, карты, фотографии со строек и т. п. Только владея полной информацией об интересующем объекте (а не прочитав газетную заметку, в которых часто встречаются неточности и ошибки), можно принимать решение об инвестиционной покупке.
Но гарантий все равно нет. Даже если директор строительного департамента Москвы – ваш лучший друг, его «инсайд» не будет стопроцентно точным, так как строительные планы постоянно меняются (даже после начала стройки). Результат зависит от множества людей (от президента страны до проектировщиков) и множества факторов (от состояния грунта и наличия нужной техники до политической обстановки). В любой момент строительство могут заморозить, отменить или перенести на другую площадку. Так было, например, с Четвертым транспортным кольцом. Первый участок уже вовсю строился, когда мегапроекту сказали «нет!». Многолетние труды проектировщиков и разработчиков – насмарку.
Зайдите на наш сайт по ссылке http://homestaging.ru/где-купить-квартиру-для-инвестиций/. Там вы найдете табличку с адресами станций метро, которые планируется построить в Москве в 2014–2016 гг. Эти данные достаточно точные и актуальные, так что можете на них опираться при поиске квартиры для инвестиций.
Часть II
Новостройки
Глава 1
Зарываем деньги в бетон!
Какую квартиру выбрать: вторичку или новостройку? Этот вопрос нужно решить в самом начале, потому что методы поисков на первичном и вторичном рынке существенно различаются.
Плюсы новостройки
• Это новая квартира. До вас в ней никто не жил, кроме бригады строителей из Средней Азии. Ее энергетика чиста, аура ясна, а биополе безмятежно колосится.
• У нее нет запутанной истории обменов, приватизаций, перепродаж и сомнительных дарений, совершенных под гипнозом.
• Ее довольно просто купить. Улыбчивый менеджер по продажам оперативно подсунет вам кипу документов и охотно покажет, где нужно расписаться (желательно не читая).
• Дом и коммуникации пока не изношены и, скорее всего, не обрушатся в ближайшие десять лет.
• Многие застройщики предлагают для новостроек программу рассрочки под вменяемый процент, а в некоторых случаях – беспроцентную. А это уже существенная экономия, потому что «деньги сегодня» – всегда дороже, чем «деньги завтра»!
• Вы можете наблюдать процесс строительства «в прямом эфире» и, если вы в этом разбираетесь, оценить качество строительства – желательно ДО покупки.
• Новостройка – хорошая инвестиция. Даже если цены на вторичном рынке не вырастут, к моменту оформления собственности ваша квартира подорожает минимум на 20–30 %.
Минусы новостройки
• Ключей придется ждать некоторое время, причем точно это время не знает никто, даже директор компании-застройщика. Если вы снимаете жилье, ваши расходы возрастают, ведь придется платить за аренду еще полгода, год, два, три – как повезет.
• Есть риск стать «обманутым дольщиком» и вообще не получить квартиру.
• Кредит на новостройку, как правило, дороже, чем на «вторичку».
• Новостройки обычно сдаются без отделки, и вам придется сразу делать ремонт.
• Как любят предупреждать во всевозможных статьях, после получения ключей вам придется около года «жить на стройплощадке», пока все соседи будут делать свои ремонты.
• Если строится новый микрорайон, долгое время вокруг не будет никакой инфраструктуры.
Как минимизировать минусы?
Долгое ожидание.
Выбирайте застройщика с нормальной репутацией (застройщиков с хорошей репутацией у нас практически нет) и большим «портфолио» введенного в эксплуатацию жилья.
Помните, что возведение панельного дома занимает, как правило, несколько месяцев, а монолитного или монолитно-кирпичного – от года. Хотите въехать побыстрее – берите панель.
Риски.
Как минимизировать риски при покупке новостройки – мы подробно поговорим в главе «Схемы и риски».
Дорогие кредиты.
Узнайте, в каких банках аккредитован данный жилой комплекс. «Аккредитован» значит, что банки уже изучили всю документацию по проекту и застройщику и теперь готовы давать кредиты на квартиры по упрощенной схеме (без лишней волокиты и кипы документов). Скорее всего, они кредитуют и самого застройщика, поэтому весьма заинтересованы, чтобы тот побыстрее все распродал. Как правило, у таких банков условия кредитования самые мягкие, но не всегда! Обязательно изучите и сравните условия ипотеки в других банках – например, на портале kredit.ru.
Ремонт.
Лично я (Анна) не считаю это большим недостатком. На вторичном рынке тоже большинство покупателей сразу делают ремонт – что называется, «под себя». Да и не так страшен ремонт, как его «малюет» наше воображение! Но если мысль о ремонте вам претит, выбирайте квартиры с отделкой от застройщика. В последнее время таких проектов появляется все больше, особенно в сегменте эконом-класса.
Жизнь на стройплощадке.
Тоже не такой уж и недостаток. Как показывает практика, если соседи соблюдают законодательство и правила приличия, «жизнь на стройплощадке» вполне терпима. Но опять же, не хотите стройплощадку – берите квартиру в проекте с «отделкой по умолчанию».
Недостаток инфраструктуры.
А вот это проблема. Жить в необустроенном районе вам действительно предстоит еще долго. Нет, магазины, парикмахерские и прочие коммерческие объекты разрастутся вокруг быстро. Обычно застройщик выделяет под коммерческие объекты первые этажи домов и продает/сдает их в аренду еще на стадии строительства. А вот детский садик, школа и поликлиника в пешей доступности могут так и не появиться, даже если в красивых рекламных проспектах все это фигурировало. Знаем историю, как в одном жилом комплексе, выросшем на пустыре за МКАД, вдали от цивилизации, застройщик обещал покупателям школу, а потом, продав большинство квартир, решил строить вместо школы парковку. Так рентабельнее.
Выход. При выборе объекта ориентируйтесь только на существующую или хотя бы уже строящуюся инфраструктуру. А не на красивые 3D-картинки в рекламе.