Имущественному страхованию физических и юридических лиц
Оценка повреждения имущества при наступлении страхового случая проводится с целью определения размера ущерба, причиненного имуществу, застрахованному по договору имущественного страхования при наступлении страхового случая. Оценка повреждения имущества предполагает определение размера ущерба, причиненного любому имуществу, в том числе недвижимости, оборудованию, продукции, материалам и т.д.
Ущербом считается:
1. В случае уничтожения или похищения предмета - его действительная стоимость с учетом износа исходя из рыночных цен;
2. В случае повреждения предмета - разница между указанной выше его действительной стоимостью и стоимостью этого предмета с учетом обесценивания в результате страхового случая. Все имущество по степени его важности для удовлетворения семейных потребностей делится на приоритетное, гибель которого задевает не только личные, но и общественные интересы, и прочее имущество.
На основе законодательства РФ в правилах и договорах имущественного страхования предусмотрены следующие процедуры определения порядка и условий выплаты страхового возмещения:
1) устанавливаются основания для выплаты страховых возмещений;
2) регламентируются основания и обосновывается методика исчисления величины страхового возмещения.
Основанием для принятия решения о выплате страхового возмещения является наступление (факт) страхового случая, соответствующего договору страхования. Его наступление и идентификация условиям страхования подтверждается документами:
• заявлением страхователя о наступлении страхового случая;
• перечнем уничтоженного (похищенного) или поврежденного имущества;
• страховым актом об уничтожении (похищении или повреждении) имущества.
Страховой акт является документом, который оформляется в установленном правилами страхования порядке и подтверждает факт, причины и обстоятельства страхового случая. Только на основании страхового акта может быть рассчитана сумма ущерба, причиненного имуществу страхователя, исчислена величина страхового возмещения и определено право страхователя на получение этого возмещения.
Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом в трехдневный срок (исключая выходные и праздничные дни) после получения заявления страхователя о страхов случае « ..^-шл пострадавшего от него имущества. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, ГИБДД, ДПС, пожарной охраны и других компетентных служб, органов, учреждений, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая. Страховщик вправе сам выяснять причины и обстоятельства страхового случая.
Основанием для исчисления величины страхового возмещения для страховщика являются данные:
• представленные в заявлении страхователем;
• установленные и зафиксированные страховщиком в страховом акте;
• представленные компетентными органами в случае обращения к ним.
Стоимостное выражение ущерба - стоимость утраченного или обесцененного имущества, или его части, определенная на основе страховой стоимости (страховой оценки).
Страховое возмещение определяется на основе ущерба и условиях договора и является частью или полной суммой ущерба, причитающейся к выплате страхователю в соответствии с условиями страхователя.
При пропорциональном страховании (страхование на неполную страховую стоимость или недострахование) страховое возмещение выплачивается в пропорции, соответствующей отношению страховой суммы к страховой стоимости.
При страховании по системе первого риска, обычно применяемой на практике, страхователю возмещается ущерб по первому страховому случаю в полном объеме ущерба, но не более страховой суммы, исходя из которой он фактически уплатил страховые взносы. При убытках меньше страховой суммы договор продолжает действовать в пределах оставшейся части суммы. Если сумма ущерба превысит страховую сумму, то превышение останется на риске страхователя.
Если по фактам, связанным со страховым случаем, возбуждено уголовное дело или начат судебный процесс, то принятие решения о выплате страхового возмещения может быть отсрочено до окончания расследования или судебного разбирательства либо установления невиновности страхователя органами следствия и суда.
Решение об отказе в выплате страхового возмещения принимается страховщиком и сообщается страхователю письменно с обоснованием причин отказа.
Если страхователь или выгодоприобретатель получили полное или частичное возмещение ущерба от лица, причинившего этот ущерб застрахованному имуществу, то страховщик полностью или частично освобождается от выплаты страхового возмещения.
К страховщику, выплатившему страховое возмещение в связи со страховым случаем, переходит право требования (суброгация), которое страхователь или иное лицо, получившее страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб.
Если страхователь или выгодоприобретатель по договору имущественного страхования отказались от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по их вине, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе требовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения. Эта норма закона не распространяется на договоры личного страхования.
Раздел 7. Планирование, анализ и учет страховой деятельности в компании
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1 Определение миссии и целей организации;
2 Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;
3 Выбор стратегии;
4 Реализация стратегии;
5 Оценка и контроль выполнения.
Оперативное планирование – это текущая производственно - финансовая и исполнительское планирование на короткие отрезки времени ориентированная на дополнение, детализацию, в намеченные ранее перспективные планы и графики работ.
Общий алгоритм планирования заключается в следующем. Перед началом процесса планирования разрабатывается послание генерального директора компании об организации планирования в очередном году. В послании излагаются итоги развития бизнеса в текущем году и определяются индикативные показатели на следующий год: по темпам роста, по структуре портфеля, по рентабельности продуктов и целевых клиентских сегментов.
На основании индикативных показателей точки продаж разрабатывают свои планы продаж, которые консолидируются финансово-экономической службой компании. Для коллегиального рассмотрения планов продаж в компании может быть создан бюджетный комитет.
Органы планирования работают в соответствии с теми задачами, функциями и сроками, которые изложены в положении о бюджетировании (оперативном планировании), которое состоит из следующих разделов:
1 Общие положения.
2 Цели и принципы планирования.
3 Этапы и сроки планирования.
4 Функции органов планирования.
5 Порядок согласования, защиты и утверждения планов.
6 Нормативы планирования.
7 Форматы планирования.
Варианты оперативного планирования:
1 Месячные планы
2 Недельно-суточные планы
3 Ежедневное или почасовое планирование
Оперативный план продаж составляется топ менеджером страховой компании.
Анализ деятельности компании ПАО СК «Росгосстрах».
В структуре во главе организации директор филиала, в подчинении у которого имеется пять директоров и бухгалтерия. Каждый директор курирует свой отдел. Директор по финансам контролирует планово-экономический отдел, в подчинении которого находится финансовый отдел. Также директор по финансам взаимосвязан с бухгалтерией. Директор по страхованию имеет в подчинении два отдела: отдел УУ по АТ и ОСАГО и отдел андеррайтинга и перестрахования, который, в свою очередь, курирует отдел УУ по НС и имуществу. Директору по работе с корпоративными клиентами подчиняются отдел по работе с корпоративными клиентами и отдел личного страхования. В руководстве отдела по работе с агентами стоит директор по продажам, а подчиняется отдел страхования, который наблюдает за работой отдела по контролю качества услуг. Также существует директор, занимающийся корпоративным развитием и правовыми вопросами. Он контролирует юридический отдел. Таким образом, можно сделать вывод о том, что филиал компании ПАО СК «Росгосстрах» имеет линейную структуру организации.
Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
По итогам работы за 2015 год объем страховых взносов по договорам прямого страхования (страхование, осуществляемое без участия посредников между страховщиком и страхователем, это форма продажи страховок, которая вычеркивает из цепочки "компания - страховой агент - клиент" среднее звено, т.е. страхового агента или любого другого продавца страховых услуг, кроме собственно сотрудника страховой компании, работающего непосредственно в офисе страховщика.) и принятого в перестрахование (деятельность по защите одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика, связанных с принятым последним по договору страхования обязательств по страховой выплате.) составила 100 822 396 руб., что составляет 101,95 % от объемов прошлого года. По сравнению с прошлым 2014 годом темпы роста уменьшились.
Начисленные страховые премии по имущественным видам страхования в текущем году составили 49 389 905 тыс. руб., что больше на 5,6 % по сравнению с 2015 годом.
По добровольному личному страхованию в 2016 заключено договоров на 12 025 761 тыс. руб., что выше темпа роста 2015 года и соизмеримо с темпом роста в 2014 году.
Объем страховой премии по обязательному страхованию составил 36 477 898 тыс. руб., в том числе по обязательному страхованию автогражданской ответственности 34 618 576 тыс. руб. По сравнению с 2015 годом доля обязательных видов страхования в страховом портфеле уменьшилась почти на 5,3 % и составила 36,55%, что вызвано сокращением страхового портфеля по ОСАГО в наиболее убыточных регионах в 2016 году.
Проанализировав эти данные можно сделать вывод о том, что по итогам 2016 года страховая премия снизилась. А связано данное явление с решением компании по сокращению страхового портфеля.
В 2016 году наблюдается значительный рост объемов выплат. В первую очередь, это связано с распространением закона о защите прав потребителей на страховые выплаты, а также с публикации позиции Верховного Суда в части споров о страховой выплате. Для потерпевшей стороны данная практика оказалась весьма выгодной. В первую очередь, это касается ее представителя, инициацию судебного процесса, в том числе, даже без обращения в страховую компанию, когда, помимо основного требования, потерпевшая сторона имеет возможность получить дополнительное взыскание со страховой компании в виде понесенных судебных издержек и потребительского штрафа.
Так что на данный момент рост убыточности страховой деятельности является острым вопросом, в связи с увеличением темпа роста страховых выплат. Опираясь на данные отчета по прибыли организации, можно сделать такой вывод, что по итогам работы за 2016 год прибыль до налогообложения увеличилась на 274 926 тыс. руб. относительно 2015 года и составила 1 901 283 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 356 339 тыс. руб. и составила 1 293 143 тыс. руб.
Наибольшее влияние на увеличение чистой прибыли оказал, в первую очередь, рост на 6 632 369 тыс. руб. объема страховых премий по страхованию иному, чем страхование жизни. Рост страховых премий наблюдался по личному страхованию, страхованию имущества юридических лиц и сельскохозяйственному страхованию.
В соответствии с Приказом №90н от 02.11.2001 Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» все страховые организации обязаны соблюдать требования по соотношению фактической и нормативной марже платежеспособности, в которых установлена минимальная величина превышения фактической маржи платежеспособности над нормативной (не менее 30%). По состоянию на 31.12.2016 величина данного превышения составила 39,53%. При этом величина нормативной маржи платежеспособности составила 15 519 098 тыс. руб., а фактической - 21 653 779 тыс. руб.