Раздел 2. Структура управления и оплата труда работников в компании
Росгосстрах — это огромный холдинг, в который входят несколько компаний:
ü ПАО СК «Росгосстрах» предлагает разные виды страхования для частных лиц и компаний,
ü СК «РГС-Жизнь» занимается страхованием жизни,
ü ООО «РГС-Медицина» осуществляет операции по обязательному медицинскому страхованию,
ü ОАО «НПФ РГС» занимается негосударственным пенсионным обеспечением участников фонда.
Головной компанией группы является ПАО СК «Росгосстрах».
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания, не передаются им на решение Совету директоров и исполнительным органам Общества.
Наряду с Общим собранием акционеров, составной частью системы управления ПАО СК «Росгосстрах» является Совет директоров, избираемый ежегодно решением годового Общего собрания акционеров.
Совет директоров, являясь коллегиальным органом управления, осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции Общего собрания акционеров и не переданных ему решением Общего собрания акционеров.
В Обществе в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом ОАО «Росгосстрах» действует система исполнительных органов управления, включающая:
ü Единоличный исполнительный орган – генерального директора, избираемого Советом директоров. Генеральный директор действует в пределах компетенции, определенной Уставом, и на основании утвержденного Общим собранием акционеров Положения о Генеральном директоре ОАО «Росгосстрах»
ü Коллегиальный исполнительный орган - Правление, избираемое Советом директоров. Правление действует в пределах компетенции, определенной Уставом, и на основании утвержденного Общим собранием акционеров Положения о Правлении ОАО «Росгосстрах».
Общественный совет Открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» является консультационным органом, призванным содействовать выработке согласованной позиции для представления интересов Общества по вопросам страхования и перестрахования, а также иным аспектам деятельности, имеющим важное значение для Общества, перед третьими лицами.
Общественный совет – консультативный орган, впервые созданный в российской страховой компании. Он образован в декабре 2002 года для обеспечения общественного контроля над прозрачностью процессов, происходящих в компании.
Центральный офис Компании осуществляет административное и методическое руководство региональными подразделениями. Основная задача сотрудников Центрального офиса - определение направлений стратегического развития как системы в целом, так и отдельных подразделений, осуществление планирования, контроля и экспертной поддержки региональных подразделений.
Принцип построения организационной структуры компании Управление компанией осуществляется согласно территориально-матричному принципу. Этот принцип работает следующим образом: согласно территориальной организации, Центральный офис (ЦО) управляет 72 филиалами компании. Каждый филиал, в свою очередь, управляет обособленными структурными подразделениями (ОСП): агентствами, отделами, офисами продаж и другими единицами.
В Центральном офисе президенту компании подчиняются вице-президенты, которые руководят соответствующими блоками (например, блок розничного страхования, блок клиентского обслуживания и т.д.). Каждый блок состоит из департаментов, департаменты – из управлений, управления – из соответствующих отделов.
Согласно матричному подходу, директор филиала подчиняется президенту и старшему вице-президенту — руководителю блока розничного страхования. Заместители директоров функционально подчиняются соответствующим вице-президентам по направлениям. Например, заместитель директора по корпоративному страхованию подчиняется старшему вице-президенту — руководителю блока корпоративного страхования. Руководителям департаментов Центрального офиса подчиняются начальники отделов филиалов. Таким образом, руководители компании имеют одновременно линейное и функциональное подчинение.
Данная структура управления не может существовать без хорошо налаженной компьютерной сети между всеми структурными подразделениями страхового филиала. В связи с этим, введены полная компьютеризация всех страховых операций и специальные программы по учету страховых операций. В настоящее время оборачиваемость документов в среднем составляет 2-3 дня, в связи с чем, своевременно принимаются управленческие решения.
Поскольку организация страхового рынка дело новое и требует большого количества хороших специалистов. Для этого создано несколько структур, занятых подготовкой и обучением кадров, таких как, Учебный центр, "Бизнес-школа РГС", Инстритут. Для всех штатных работников, квалификационные требования: высшее образование или средне – специальное образование.
Система оплаты труда, применяемая на филиале:
ü повременно-премиальная
ü сдельная
Основным звеном являются страховые агенты, работающие на процент от заключенных договоров. По каждому виду страхования существует определенный процент в зависимости от спроса на данный вид услуги, стоимости услуг и т.д.
Страховой агент переводится на следующую категорию (с 5 на 4-ую и выше) при условии выполнения плана за квартал по всем видам страхования, соблюдения процента выплат, и т.д. При повышении категории процент, получаемый страховым агентом увеличивается на определенный коэффициент. Поэтому можно считать, что оплата труда страховых агентов построена в соответствие с политикой выплаты компенсаций. Однако только процентное вознаграждение рождает нестабильность и неуверенность у человека в завтрашнем дне, слишком большая вариация возможного дохода не позволяет человеку приобрести предметы долгого использования в кредит и другие минусы. На фирму данный фактор также оказывает отрицательное воздействие в связи с большой текучестью кадров, непрестижностью профессии и т.д. Поэтому при достижении страховым агентом 3 категории работник принимается на постоянную работу, ему выплачивается оклад.
Наиболее важным вопросом является оплата труда менеджеров. Основная функция менеджеров ведение страховых агентов. Менеджер не просто ведет учет поступлений от страховых услуг и проверяет правильность оформления документов - его задача дать как можно больше знаний страховому агенту, довести до страхового агента все изменения, которые происходят в условиях страхования, поставить задачи по выполнению плана услуг.
Можно рассмотреть несколько способов оплаты труда менеджеров.
Сдельная оплата труда, когда менеджер получает процент от предоставленных услуг. Недостатком является то, что не всегда можно правильно распределить объем участков. Кроме того, менеджер ведет постоянную работу по составлению отчетности и другие виды работ, от которых напрямую не зависит результат работ.
Повременно - премиальная система. Данная система оплаты действует в настоящее время. Премию менеджер получает при условии выполнения плана. Размер премии - 20%. В данном случае реально установить, что процент премии должен варьироваться от процента перевыполнения варьируется в зависимости от процента перевыполнения плана.
Однако - оклад необходимо отрабатывать. Поэтому и для страховых агентов и для менеджеров необходимо установить, что выполнение плана на сумму меньшую на 50% влечет за собой то, что от заработной платы будет выплачиваться только ее процентное содержание, т.е. согласно агентского договора со страховым агентом и согласно установленного процентного соотношения оклад - план для менеджеров.
Более половины сотрудников филиала - страховые агенты. Именно от их работы зависит, как будет продвигаться развитие успеха страховой компании в дальнейшем. Поэтому, самое лучшее, что может сделать компания - это заинтересовать эту категорию работников к более качественному и эффективному труду. Сдельная оплата труда лишь частично позволяет сотруднику быть заинтересованным в результатах.
Страховая компания может определить и установить для страховых агентов следующие оклады по категориям и планам на квартал:
· 5 категория - 30 тыс.рублей
· 4 категория - 60 тыс.рублей
· 3 категория - 90 тыс.рублей
· 2 категория - 120 тыс.рублей - менеджер
· 1 категория - 150 тыс.рублей в квартал
К сожалению, в практике предприятия в настоящее время постановка нереальных планов для страховых агентов начиная с 4 категории, когда выполнение плана в 600 тыс.рублей дает лишь повышение категории и увеличение ставки вознаграждения на 1-5%.
Применение тех или иных систем оплаты труда зависит от многих факторов. Изучение этих факторов позволяет выбрать адекватную форму или систему оплаты труда для конкретного предприятия. Кроме того, изучение зарубежного опыта также является полезным для установления принципов, форм и систем оплаты труда в рыночных условиях.
Бухгалтерская служба организации должна обеспечивать: правильное и своевременное начисление заработной платы и выдачу ее в установленные сроки; распределение сумм начисленной заработной платы по центрам (направлениям) затрат; правильное и своевременное удержание подоходного налога из оплаты труда и перечисление его в налоговый орган; правильное начисление и своевременное перечисление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.
Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
Выполнение заработной платой своих функций реализуется через ее организацию. Через организацию заработной платы достигается компромисс между интересами работника и работодателя, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
Организация оплаты труда на предприятиях включает в себя, прежде всего, установление условий оплаты труда за работу в пределах определенных трудовых обязанностей: минимальной тарифной ставки, тарифной сетки, дифференциации ставок по сложности, дифференциации ставок по месту работников в производственном процессе, дифференциации оплаты по тяжести и интенсивности труда. На предприятиях необходимо также определить условия оплаты за работу сверх нормы труда, доплаты за совмещение профессий, за работу с меньшей численностью работников, премии за высокое качество работы, за экономию различных видов ресурсов и т.п. К условиям относится также и ряд гарантийных и компенсационных выплат работнику работодателем.
Выбор систем оплаты целиком и полностью является прерогативой работодателя.
Главными требованиями к организации заработной платы на предприятии и соответственно критерием ее эффективности являются обеспечение реального роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом.
Главным фактором стабильного развития общества является усиление материальной заинтересованности работников в повышении результативности деятельности на основе обеспечения тесной взаимосвязи размеров доходов, трудящихся с количеством и качеством затраченного ими труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что оптимизация оплаты персонала - это постоянный процесс, требующий грамотного подхода.