Раздел 1. Правовая и нормативная характеристика страховой компании
Раздел 5. Документационное обеспечение страховой
Деятельности
Основные страховые документы. Для более точного понимания специфики страховой документации ниже приведено краткое описание основных страховых документов.
1. Договор страхования – документ, на основании которого строится система взаимодействия страховщика и страхователя. Он регламентирует права и обязанности сторон, отражает предмет и объект страхования, страховую сумму и страховую премию, порядок урегулирования убытков и остальные существенные условия страхования. Договор страхования бывает в форме простого и в форме генерального договора. По генеральному договору страхуются однотипные стандартизированные риски.
2. Правила страхования – документ, содержащий стандартные условия страхования по соответствующему виду (подвиду) страхования (страховому продукту). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему (ст. 943 ГК РФ). Страхователь, защищая свои интересы, вправе ссылаться на правила страхования соответствующего вида, на которые имеется ссылка в договоре страхования (страховом полисе). Правила страхования разрабатываются страховой компанией и представляются в орган страхового надзора в порядке лицензирования нового вида страхования или в порядке уведомления при наличии "открытого" вида страхования, по которому у страховщика уже имеется лицензия. Договор страхования составляется на основании правил страхования и не должен им противоречить.
3. Страховой полис является документом, подтверждающим факт принятия риска на страхование. В нем фиксируются даты начала и окончания действия страхового покрытия, конкретизируется объект страхования (особенно если применяется генеральная форма договора страхования), риски, страховая сумма и страховая премия. Страховой полис кратко отражает основные положения договора страхования и служит свидетельством заключения договора страхования. Страховой полис является документом строгой отчетности, имеет уникальный номер, который, как правило, наносится типографским способом (нумератором) и печатается в двух экземплярах – по одному каждой из сторон – страхователю и страховщику.
4. Квитанция по форме А-7 – это документ строгой отчетности, форма которого утверждена приказом Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н. На основании квитанции формы А-7 страховщик может без наличия контрольно-кассового аппарата принимать страховые премии у населения. Как правило, большинство агентов страховых компаний, осуществляя аквизиционную деятельность и принимая страховые премии, при расчете с физическими лицами используют квитанции формы А-7.
5. Страховой акт – документ, описывающий факт и причину страхового случая, обстоятельства его наступления, отражающий размер и форму ущерба, причиненного в результате страхового случая, расчет страхового возмещения (обеспечения) и принимает решения о выплате. К страховому акту прилагается весь комплект документов, подтверждающих обоснованность признания события страховым случаем, оценку ущерба, претензии к виновной стороне (в случае ее наличия) для предъявления суброгации, а также соответствующие заявления и извещения страхователя.
6. Извещение о страховом случае направляется страхователем страховщику при наступлении события, имеющего признаки страхового случая. Извещение оформляется в письменном виде и должно быть направлено страховщику в течение срока, оговоренного в договоре страхования – обычно три-пять дней с момента наступления события. В извещении указываются данные страхователя, данные страхового полиса, дата и место наступления события, характер происшествия, его причины, обстоятельства наступления события, а также предполагаемый (заявляемый) размер ущерба. На основании извещения страховщик фиксирует убыток и формирует резерв заявленных, но не урегулированных убытков. Получив извещение, страховщик приступает к расследованию обстоятельств наступления страхового случая и оценке размера ущерба.
7. Заявление о выплате страхового возмещения – это документ, отражающий требование страхователя о выплате страхового возмещения (обеспечения) на основании представленных документов о страховом случае, обстоятельствах его наступления и размере причиненного ущерба. Заявление представляется страховщику после того, как проведены все основные мероприятия по идентификации страхового случая и экспертной оценке ущерба и собран весь пакет документов, необходимый для формирования страхового акта.
Типов документов, используемых в работе ПАО «Росгосстрах», достаточно много (на отдельных предприятиях их число доходит до 500-600). В то же время, с точки зрения канцелярии основных видов документов бывает весьма небольшое количество, а именно всего на всего 3 вида:
• Входящие. Это документы, которые поступили от внешних партнеров. Большинство входящих документов должны порождать соответствующие исходящие, причем в заранее установленные сроки. Сроки устанавливаются или нормативными актами, предписывающими то или иное время ответа на соответствующий входящий документ, или сроком исполнения, указанным непосредственно во входящем документе.
• Исходящие. Большинство исходящих документов являются ответом компании на соответствующие входящие документы. Некоторая часть исходящих документов готовиться на основе внутренних документов предприятия. Небольшое число исходящих документов может требовать поступления входящих документов.
• Внутренние. Данные документы используются для организации работы филиала. Через канцелярию проходят не все внутренние документы, а только переписка наиболее крупных структурных подразделений предприятия (особенно если они территориально разнесены) и приказы руководства предприятия. Так же через канцелярию проходят внутренние документы, порождающие исходящие. В частности, по общим правилам делопроизводства единственный способ отправить запрос, письмо или материалы во внешнюю организацию — это направить внутренний документ в канцелярию, где его преобразуют в исходящий и отправят в стороннюю организацию.
Прежде всего все документы, проходящие через общий отдел обладают уникальным регистрационным номером (возможно свои алгоритмы построения номеров для каждого из типов документов).
Основным атрибутами канцелярского документа являются:
1. Регистрационный номер документа. Данный номер однозначно позволяет сослаться на документ, прошедший через канцелярию. Структура регистрационного номера может быть различна для исходящих, входящих и внутренних документов. Структура регистрационного номера определяется в каждой организации самостоятельно.
2. Источник документа (контрагент). Указывает откуда получен документ. Для входящих документов это сторонняя организация, для внутренних и исходящих документов это или подразделение, или конкретное лицо из руководства предприятия.
3. Ответственный исполнитель документа. Указывает сотрудника, которому поручено исполнение данного документа или который разработал данный документ (для исходящих и внутренних). Исполнитель документа всегда один и только один. Иногда встречаются два исполнителя документа (для документов длительного исполнения при сменен кадрового состава предприятия).
4. Код документа по номенклатуре дел. Данный атрибут относит документ к тому или иному кругу типовых вопросов, решаемых предприятием в своей производственной деятельности. Номенклатура дел - это формальный список дел предприятия, который утверждается заранее на определенный период времени (обычно на год). Ранее данная номенклатура являлась достаточно статичной, в современных условиях номенклатура дел является высоко динамичным документом, который может обновляться 1-4 раза в год.
Любая бумага, не имеющая регистрационного номера - это просто бумага, а не документ. Документом ее делает именно наличие на ней регистрационного номера.
Раздел 7. Планирование, анализ и учет страховой деятельности в компании
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1 Определение миссии и целей организации;
2 Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;
3 Выбор стратегии;
4 Реализация стратегии;
5 Оценка и контроль выполнения.
Оперативное планирование – это текущая производственно - финансовая и исполнительское планирование на короткие отрезки времени ориентированная на дополнение, детализацию, в намеченные ранее перспективные планы и графики работ.
Общий алгоритм планирования заключается в следующем. Перед началом процесса планирования разрабатывается послание генерального директора компании об организации планирования в очередном году. В послании излагаются итоги развития бизнеса в текущем году и определяются индикативные показатели на следующий год: по темпам роста, по структуре портфеля, по рентабельности продуктов и целевых клиентских сегментов.
На основании индикативных показателей точки продаж разрабатывают свои планы продаж, которые консолидируются финансово-экономической службой компании. Для коллегиального рассмотрения планов продаж в компании может быть создан бюджетный комитет.
Органы планирования работают в соответствии с теми задачами, функциями и сроками, которые изложены в положении о бюджетировании (оперативном планировании), которое состоит из следующих разделов:
1 Общие положения.
2 Цели и принципы планирования.
3 Этапы и сроки планирования.
4 Функции органов планирования.
5 Порядок согласования, защиты и утверждения планов.
6 Нормативы планирования.
7 Форматы планирования.
Варианты оперативного планирования:
1 Месячные планы
2 Недельно-суточные планы
3 Ежедневное или почасовое планирование
Оперативный план продаж составляется топ менеджером страховой компании.
Анализ деятельности компании ПАО СК «Росгосстрах».
В структуре во главе организации директор филиала, в подчинении у которого имеется пять директоров и бухгалтерия. Каждый директор курирует свой отдел. Директор по финансам контролирует планово-экономический отдел, в подчинении которого находится финансовый отдел. Также директор по финансам взаимосвязан с бухгалтерией. Директор по страхованию имеет в подчинении два отдела: отдел УУ по АТ и ОСАГО и отдел андеррайтинга и перестрахования, который, в свою очередь, курирует отдел УУ по НС и имуществу. Директору по работе с корпоративными клиентами подчиняются отдел по работе с корпоративными клиентами и отдел личного страхования. В руководстве отдела по работе с агентами стоит директор по продажам, а подчиняется отдел страхования, который наблюдает за работой отдела по контролю качества услуг. Также существует директор, занимающийся корпоративным развитием и правовыми вопросами. Он контролирует юридический отдел. Таким образом, можно сделать вывод о том, что филиал компании ПАО СК «Росгосстрах» имеет линейную структуру организации.
Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
По итогам работы за 2015 год объем страховых взносов по договорам прямого страхования (страхование, осуществляемое без участия посредников между страховщиком и страхователем, это форма продажи страховок, которая вычеркивает из цепочки "компания - страховой агент - клиент" среднее звено, т.е. страхового агента или любого другого продавца страховых услуг, кроме собственно сотрудника страховой компании, работающего непосредственно в офисе страховщика.) и принятого в перестрахование (деятельность по защите одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика, связанных с принятым последним по договору страхования обязательств по страховой выплате.) составила 100 822 396 руб., что составляет 101,95 % от объемов прошлого года. По сравнению с прошлым 2014 годом темпы роста уменьшились.
Начисленные страховые премии по имущественным видам страхования в текущем году составили 49 389 905 тыс. руб., что больше на 5,6 % по сравнению с 2015 годом.
По добровольному личному страхованию в 2016 заключено договоров на 12 025 761 тыс. руб., что выше темпа роста 2015 года и соизмеримо с темпом роста в 2014 году.
Объем страховой премии по обязательному страхованию составил 36 477 898 тыс. руб., в том числе по обязательному страхованию автогражданской ответственности 34 618 576 тыс. руб. По сравнению с 2015 годом доля обязательных видов страхования в страховом портфеле уменьшилась почти на 5,3 % и составила 36,55%, что вызвано сокращением страхового портфеля по ОСАГО в наиболее убыточных регионах в 2016 году.
Проанализировав эти данные можно сделать вывод о том, что по итогам 2016 года страховая премия снизилась. А связано данное явление с решением компании по сокращению страхового портфеля.
В 2016 году наблюдается значительный рост объемов выплат. В первую очередь, это связано с распространением закона о защите прав потребителей на страховые выплаты, а также с публикации позиции Верховного Суда в части споров о страховой выплате. Для потерпевшей стороны данная практика оказалась весьма выгодной. В первую очередь, это касается ее представителя, инициацию судебного процесса, в том числе, даже без обращения в страховую компанию, когда, помимо основного требования, потерпевшая сторона имеет возможность получить дополнительное взыскание со страховой компании в виде понесенных судебных издержек и потребительского штрафа.
Так что на данный момент рост убыточности страховой деятельности является острым вопросом, в связи с увеличением темпа роста страховых выплат. Опираясь на данные отчета по прибыли организации, можно сделать такой вывод, что по итогам работы за 2016 год прибыль до налогообложения увеличилась на 274 926 тыс. руб. относительно 2015 года и составила 1 901 283 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 356 339 тыс. руб. и составила 1 293 143 тыс. руб.
Наибольшее влияние на увеличение чистой прибыли оказал, в первую очередь, рост на 6 632 369 тыс. руб. объема страховых премий по страхованию иному, чем страхование жизни. Рост страховых премий наблюдался по личному страхованию, страхованию имущества юридических лиц и сельскохозяйственному страхованию.
В соответствии с Приказом №90н от 02.11.2001 Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» все страховые организации обязаны соблюдать требования по соотношению фактической и нормативной марже платежеспособности, в которых установлена минимальная величина превышения фактической маржи платежеспособности над нормативной (не менее 30%). По состоянию на 31.12.2016 величина данного превышения составила 39,53%. При этом величина нормативной маржи платежеспособности составила 15 519 098 тыс. руб., а фактической - 21 653 779 тыс. руб.
Раздел 1. Правовая и нормативная характеристика страховой компании
Страховая компания «Росгосстрах» — крупнейшая в России страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг частным лицам и компаниям для защиты от самых разнообразных рисков.
На сегодняшний день компания предлагает 55 страховых продуктов — от популярных программ автострахования до специального страхования космической отрасли. Страховые продукты компании доступны любому жителю или компании в любом населенном пункте и городе России.
Сегодня под брендом РОСГОССТРАХ действуют следующие компании:
ü ПАО СК «Росгосстрах»
ü ПАО «РГС Банк»
ü ООО «СК Росгосстрах-Жизнь»
ü ООО «РГС-Медицина»
ООО «Росгосстрах» является коммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Общество является юридическим лицом и действует на основании законодательства РФ и устава.
Система законодательства, регулирующая страховую деятельность ООО «Росгосстрах», базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в РФ".
Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.
Основной целью данной коммерческой организации является осуществление страховой деятельности и извлечение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
1.Страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ и специальным разрешением (лицензией);
2.Инвестирование и иное размещение средств Общества, включая страховые резервы;
3.Защита государственной тайны.
Основными покупателями страховых услуг Общества являются юридические и физические лица, которые именуются страхователями. В качестве поставщиков выступают арендодатели, поставщики коммунальных услуг (электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения), услуг мобильной связи и т.д.
Уставный капитал Общества составляет 8 113 433 947 рублей и составляется из номинальной стоимости долей Участников.
Действительная стоимость доли Участника соответствует части стоимости чистых активов ООО «Росгосстрах», пропорциональных размеру доли Участника. Максимальный размер доли Участника и (или) возможность изменения соотношения долей Участников не ограничены. Оплата долей в Уставном капитале может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.
ООО «Росгосстрах» вправе размещать облигации только после полной оплаты Уставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных Обществом облигаций не должна превышать размер Уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного Обществу в этих целях третьими лицами.
Участниками могут быть граждане и юридические лица, с учетом ограничений, установленных Законом в отношении отдельных категорий граждан и (или) юридических лиц, включая государственные органы и органы местного самоуправления.
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.
Общество имеет круглую печать, содержащую, в том числе, его полное фирменное наименование на русском языке, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и указание на место нахождения Общества.
Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и других государств, действующие на основании утверждаемых Обществом положений. Руководители филиалов Общества и представительств Общества действуют на основании доверенности, выдаваемой Обществом. В структуре филиала могут создаваться обособленные структурные подразделения (агентства) и страховые отделы. Перечень созданных филиалов Общества и открытых представительств Общества указывается в Приложении к Уставу. В настоящее время на территории РФ действует 83 филиала.
Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии законодательством РФ, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого общества, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Система законодательства, регулирующая страховую деятельность ООО «Росгосстрах», базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в РФ".
Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.
Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании. Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании:
ü уставный капитал;
ü лицензирование;
ü формирование тарифов страховых взносов;
ü формирование и структура резервов;
ü соответствие нормативам платежеспособности;
ü перестрахование;
ü ограничение размеров единичных рисков;
ü инвестиционная политика.
Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью):
— Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года;
— Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 2000 года;
— Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года;
— Правила размещения страховых резервов от 14 июня 2004 года с изменениями и дополнениями;
—Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2008 года;
—Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года;
—Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года;
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению;
— Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 года;
—Положение о госрегистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 2005 года.
Лицензия С № 0977 50 на осуществление страхования (выдана ФССН 7 декабря 2009года). Лицензия П № 0977 50 на осуществление перестрахования (выдана ФССН 7 декабря 2009 года).
ü Лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
ü Лицензия на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны;
ü Разрешенные виды мероприятий и услуг в области защиты государственной тайны.
ü Лицензия на деятельность в области защиты информации:
ü На предоставление услуг в области шифрования информации;
ü На распространение шифровальных (криптографических) средств;
ü На техническое обслуживание шифровальных средств.
Внутренними документами, регулирующими деятельность предприятия, являются:
ü Устав;
ü «Кодекс обществ системы Росгосстраха»;
ü Портфель нового сотрудника;
ü Правила внутреннего распорядка для работников филиала ПАО «Росгосстрах» в Волгоградской области;
ü Положение о системе карьерного, профессионального и материального роста работников филиала ПАО «Росгосстрах»;
ü Правила формирования корпоративного имиджа сотрудников филиала ПАО «Росгосстрах».