Пенсионные права граждан в Российской Федерации
Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Общепризнано, что принцип уважения прав и основных свобод человека является общим принципом международного права. Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.[16]
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, исходя из части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Пожилое население по существу живет в нищете. Несмотря на то, что СМИ рапортуют о возрастании пенсий в разы (что верно!), с учетом инфляции, пенсионеры могут только сводить концы с концами. Пожилой человек может лишь только скромно питаться, скудно одеваться и является по сути отстранённым от отдельных видов платных высококачественных медицинских услуг.
Уровень неравенства в России зашкаливает все разумные пределы – средний европейский, американский уровни, не говоря уже о Китае или Японии, где отмечается устойчиво низкий относительный (несмотря на возможную в какие-то периоды повышательную динамику) показатель неравенства. Ключевыми вопросами при этом выступают налоги и политика – заработной платы (соотношение прибыль/заработная плата). Причём именно эти параметры как нарочно не подвергаются (должным для решения проблемы) воздействиям мер правительства. К этой проблеме боятся подступиться и перейти на прогрессивную систему налогообложения, даже более жесткую – нужную для России, чем в Скандинавских странах. Чиновники оправдываются тем, что боятся коррупции в этом процессе, но ведь скандинавы решают этот наболевший вопрос, связывая рост экономики и социальное благополучие с высокими налоговыми ставками.
Предельные и средние налоговые ставки скандинавских стран являются самыми высокими в мире. И никто не боится торможения развития экономики, наоборот, скандинавы аккумулируют средства через бюджет, поддерживают высокий уровень эгалитарности в экономике, а, следовательно, закрепляют мотивацию экономического развития. Собирают доходы бюджета и затем распределяют финансы по различным мультиплицирующим развитие направлениям, обеспечивая устойчивость этого развития.
Эти же проблемы неоднократно исследовали русские экономисты, в том числе в советское время. Член-корреспондент АН СССР Е.И.Капустин, академик Л.И.Абалкин, член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская поднимали темы неравенства, бедности и качества жизни. Многие специалисты и сегодня дают дельные предложения, однако либеральный блок правительства продолжает заниматься необоснованным и неоправданным социальным экспериментированием, которое просто опасно для России.
Автор считает, что цели подобных манипуляций – переложить ответственность на пенсионеров, работников и на социально незащищенных граждан, а также решить либо отсрочить решение трудных финансовых проблем, то есть обеспечение чисто финансовых (фискальных) решений. Введение индивидуального пенсионного капитала является по своему содержанию переложением ответственности на людей – сами отвечайте за свои пенсии и то, сколько будете добровольно направлять на них и отчислять от заработной платы!
Нужно учитывать, что у пенсионеров подорвано здоровье. Пусть они и дотошно следят за изменениями пенсионного законодательства, но в столь зрелом возрасте уже трудно воспринимаются изменения. Люди начинают не доверять таким изменениям. И, конечно, все эти либеральные манипуляции подрывают доверие к правительству, что подтверждают и приводимые РНЛ опросы ВЦИОМ. Справедливо, ибо в последнее время люди испытывали на себе многократные изменения, слабо понимая принципы пенсионной системы, а также то, почему их не может содержать работающая часть населения, когда такие миллиардные состояния в долларах перетекли за это же время в частные руки и за рубеж.
Мало того, правительство, как видно из проводимой политики, не вводит чётких императивов функционирования пенсионной системы России (несмотря на закон и кучу нормативных актов- то же ещё один институциональный парадокс – документы есть и правила в них есть, а по факту – правил вроде и нет, надо изменять всю финансовую канву и схемы функционирования пенсионных фондов).. Эти императивы должны быть просты и понятны и, на мой взгляд, сводиться к следующим, учитываемым при начислении пенсии:
¾ Уровню образования выходящего на пенсию работника.
¾ Величине его среднего заработка
¾ Величине стажа работы и сложности труда (особые условия и т.д.)
¾ Общественного вклада - заслуг перед государством и обществом
Величина назначаемой пенсии должна превышать на определенную величину установленный прожиточный минимум на данный момент и индексироваться в связи с инфляцией и его изменениями.
Величина пенсии должна составлять определенную долю от средней заработной платы для конкретных регионов и страны.
Последние две позиции устанавливаются нормативно исходя из задачи повышения уровня жизни пенсионеров, необходимости решения кадровых проблем в стране и др., а также имеющихся ресурсов. Эти императивы своеобразное таргетирование пенсионной системы. Нормативы должны стать целями поддержки внутренней компоненты совокупного спроса и потребления отечественных производств (включая программы замещения импорта). Для этого нужно повышать расходы пожилого населения, доля которого увеличивается.
Безусловно, для этого нужно снижать общий уровень неравенства в стране, повышать эффективность экономики, причём снижение уровня неравенства будет одной из важных предпосылок для этого.
Пенсионеры – представляют ту часть потребительского спроса, который направлен на продукцию отечественного производства, за исключением лекарств. Надо запускать отечественную фармацевтику и замещать импортные лекарства по программе импортозамещения.
Через целевое стимулирование внутреннего спроса, через наших пенсионеров мы можем влиять на запуск всей отечественной экономики и одновременно увеличение продолжительности жизни. Необходимо ввести компоненту пенсий для отдельных видов труда. Работающему пенсионеру можно снимать государственную пенсию, оставляя ту часть, что он накопил. Если прекращает работать, то увеличивать пенсию или сохранять по общему стандарту начислений.
Но надо начислять пенсию в зависимости от стажа, квалификации и вида труда, сделав своеобразную пенсионную матрицу, что послужит решению проблемы неравенства в России и ротации кадров. Минтруда должен вводить эти нормативы – возобновить социальные завоевания, осуществленные в советский период.
Формы и способы защиты