Глава i. понятие пенсионного права в системе гражданского права российской федерации
Понятие пенсионного права
Говоря о пенсионном праве, мы подразумеваем пенсионную систему России, которая является совокупностью экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам РФ материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.
По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.[2]
Базовая пенсия, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем гражданам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования по достижении ими пенсионного возраста (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины) и при наличии страхового стажа работы не менее 5 лет. Устанавливается она в твердой сумме, одинаковой для всех (исключение составляют: лица, достигшие 80 лет; граждане, имеющие нетрудоспособных иждивенцев; инвалиды I группы).
Накопительная часть пенсии равна сумме пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, поделенной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Причем следует отметить, что право на указанную часть пенсии приобретают, только более молодые возрастные группы - мужчины, начиная с 1953 года рождения, женщины - с 1957 года рождения и моложе.
Страховая часть пенсии определяется расчетным путем и зависит от величины пенсионного капитала конкретного застрахованного лица. Последний включает в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, и страховые взносы, уплаченные после указанной даты.
У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1.01.2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1.01.2002 г. А у граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты, - из страховых взносов, уплаченных после 1.01.2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1.01.2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей.
Оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 1 января 2002 года, на основании статьи 30 федерального закона от 17.12.2001 г. 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, осуществляется путем конвертации.[3]
Конвертация - это преобразование (оценка) пенсионных прав (стажа и заработка), приобретенных гражданами по состоянию на 1.01.2002 г., то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии, так как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
В целях оценки пенсионных прав учитываются:
- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
- общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке (трудовая и творческая деятельность, служба в армии).
Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, имеющих стаж работы в особых условиях труда (списки №№ 1, 2, плавсостав, водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных пассажирских маршрутах и т.п.), может осуществляться по их выбору с применением не общего, а специального (льготного) стажа.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Всем гражданам, которым пенсии назначены, величина пенсионного капитала уже определена (конвертация проведена).
С 1 июля 2003 года территориальные органы Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае в целях конвертации начинают сбор и обработку сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц, которые еще не являются пенсионерами, за период их работы до 1 января 2002 года.[4]
Согласно федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” данная работа должна быть проведена до 1 января 2013 года. Однако Пенсионный фонд РФ считает необходимым провести конвертацию в кратчайшие сроки, в период с 1.07.2003 г. по 31.12.2004 г., по следующим причинам:
- защитить права застрахованных лиц;
- собрать наиболее полную информацию о стаже и заработке, необходимую для конвертации, что зачастую бывает, затруднено несохранностью кадровых и финансовых архивов при ликвидации организаций или смене собственника. В таких случаях граждане не могут подтвердить документами периоды трудовой деятельности и среднемесячный заработок, что отражается на расчетном размере пенсии и, как следствие, на величине расчетного пенсионного капитала;
- облегчить процедуру назначения пенсии застрахованным лицам по сведениям, имеющимся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
- создать базу данных и оценить пенсионный капитал, что позволит спрогнозировать размеры индексации при распределительной системе пенсионного обеспечения;[5]
- зафиксировать в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица величину начального пенсионного капитала, определенную по состоянию на 1 января 2002 года, и информировать о ней застрахованных лиц. Для того чтобы сведения о начальном пенсионном капитале появились на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны предоставить в территориальные органы ПФР сведения о трудовом стаже по форме индивидуального персонифицированного учета (форма СЗВ-К) всех застрахованных лиц (за исключением пенсионеров), работающих у них по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам.[6]
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, а также неработающие граждане представляют указанные сведения на себя лично и предъявляют первичные документы, на основании которых заполнены сведения.
Конкретные сроки сдачи документов персонифицированного учета страхователям и застрахованным лицам будут сообщены дополнительно.