Как освободиться от пут страстей и привязанностей, повернуть свой ум к Дхарме и очистить свой поток бытия.
Увы! Хотя это бурлящее и беспокойное восприятие, называемое «умом», появилось одновременно с Буддой Самантахадрой, живые существа умудрились заблудиться в бесконечной самсаре из-за неведения своей сущности, тогда как сам Самантабхадра освободился благодаря собственному осознаванию. Количество тел шести жизнеформ, в которых нам довелось влачить существование, не поддаётся исчислению, и всё это было тщетно. Сейчас нам выдался единственный шанс родиться людьми, и если мы не будем практиковать методы, позволяющие избежать рождения в низших мирах самсары, то неизвестно, куда мы попадём после смерти. Но в каком бы из шести миров мы ни родились, нам не суждено избежать страданий. Вовсе недостаточно иметь одно человеческое тело, необходимо использовать его для настоящей духовной практики прямо сейчас, чтобы в момент смерти вам не в чем было раскаиваться и не было стыдно за себя. Вы должны быть как Джецун Миларепа, который говорил: «Моя религия - это не стыдиться самого себя».
Но даже если вы и занялись Дхармой, вовсе недостаточно соблюдать одно лишь религиозное обличив, - вы должны отсечь всю зависимость от занятий и удовольствий этой жизни. Если вы её не отсечёте, начав практиковать с колеблющимся умом, привязанным к деньгам, имуществу, друзьям, близким и родине, то ваш ненасытный ум послужит причиной, а объекты привязанности станут условиями для того, чтобы Мара создал вам препятствия. А потом, попав в среду обычных мирян, дело закончится тем, что вы бросите все благие начинания. Поэтому уменьшите свои запросы в отношении одежды, еды и разговоров и однонаправленно поверните ум к Дхарме без одержимости восемью мирскими заботами. Вы должны быть как Гьялва Янг Гонпа, который сказал:
«В уединённом месте, пронзающем сердце мыслью о смерти,
Практик, полностью отрешившийся от пристрастий,
Проводит границу, оставляя все мысли об этой жизни,
И его ум не трогают восемь мирских забот».
В противном случае, смешивая Дхарму с восемью мирскими заботами, вы загубите себя таким же образом, как поедая пищу, смешанную с ядом. Эти восемь мирских забот сводятся к предвкушениям (хорошего) и опасениям (плохого), которые на самом деле являются страстью и ненавистью, если посмотреть на них изнутри. Внешне они принимают обличив духов Гьялпо и Сэнмо, с которыми вы не расстанетесь до тех пор, пока ваш ум не освободится от страсти и ненависти. В такой ситуации препятствиям никогда не будет конца. Поэтому следите за собой, вновь и вновь проверяя свой ум на наличие амбиций, восьми мирских забот и привязанностей к этой жизни, и усердно устраняйте такие пороки. Если вы держитесь за эти восемь мирских забот в глубине ума, скрывая свою личину под религиозным обличием и пытаясь ещё что-то заработать на таком коварстве, то хуже этого ничего нет.
Согласно поговорке, «покинув родину, вы уже реализовали половину Дхармы», поэтому оставьте вдалеке свой дом и скитайтесь по незнакомым странам. По-хорошему расстаньтесь с родными и друзьями и не слушайте их, если они будут пытаться препятствовать вашей практике Дхармы. Раздайте свои деньги и имущество в виде подаяний и живите на милостыню!
Развивайте в уме беспристрастие к объектам наслаждения, осознавая их как источник потенциальных препятствий. Любое удовольствие также навязчиво, как деньги и имущество, - если вы не довольствуетесь малым, то вашим запросам никогда не настанет конца, и Маре не составит труда вас совратить. Как бы вас ни хулили или восхваляли, не пытайтесь ничего опровергать или доказывать в страхе или надежде и не принимайте это за истину. Пусть говорят что хотят, как будто о давно умершем человеке.
Не следуйте ни за кем, кроме опытного Ламы, который доступно и грамотно объясняет необходимые вещи. Знайте себе цену и не идите на поводу у других. Гармонируйте с любой ситуацией, будьте в меру дружелюбны и не подводите других. Если кто-то создаёт серьёзные препятствия для вашей практики, будьте непреклонны как железная гора, которую пытаются сдвинуть шёлковой ленточкой. Если вы будете безвольно и податливо гнуться в любую сторону как трава от ветра, то это никуда не годится. Какую бы практику вы ни делали, с самого начала и до полного завершения соблюдайте своё обязательство и следуйте своему первоначальному обету, несмотря на удары молний сверху, наводнения снизу, камнепады со всех сторон и даже на наступающую смерть.
С самого начала приучайте себя к распорядку с периодическими сессиями, перерывами, приёмами пищи и отдыхом, не впадая в старые привычки. Какой бы простой или сложной практикой вы ни занимались, не позволяйте себе сбиваться, прерываться и оставаться в обыденном состоянии даже на миг. Сбалансируйте темп своей практики.
Во время ритрита вы можете замуровать свою дверь, или же просто не встречайтесь с другими лицом к лицу, не разговаривайте и не занимайтесь никакими делами. Оставьте все отвлечения беспокойного ума, прочистите застоявшееся дыхание и примите правильную позу. Ваш ум должен находиться в осознавании своей природы, не покидая его ни на миг, как клин, вбитый в землю. Все качества и знаки практики строгого ритрита на внешнем, внутреннем и тайном уровне не замедлят появиться.
Вы можете подумать: «Произошло кое-что важное. Мне надо с ним встретиться и переговорить. После этого я вернусь к строгому распорядку...». В таком случае вы лишь теряете силу своей практики, которая в результате станет менее и менее дисциплинированной. Если же вы с самого начала будете решительны и непреклонны, то ваша практика будет прогрессивно улучшаться, и вас не уязвят препятствия.
Существует много способов исследования характеристик подходящего места для (затворничества), но если говорить в общем, самое подходящее место должно нести благословение таких мастеров прошлого, как Гуру Ринпоче или ему подобных, не посещаться нарушителями самай, находиться в удалённой местности, где легко доступны необходимые вещи и гармонировать с вашим здоровьем. Что касается практики на кладбищах и в диких местах, населяемых злыми духами, то вы можете значительно ускорить и улучшить свою медитацию благодаря внешней и внутренней взаимозависимости, если способны подчинить (негативность) силой своей реализации. Если же вы не покорите её, то возникнет много препятствий. Когда ваша реализация наберёт совершенную силу, вся негативность превратится в благоприятные условия, и на том этапе практика тайных активностей на кладбищах будет только сопутствовать вашему прогрессу.
Постоянно избегайте внешней занятости и внутренней суеты, находясь в состоянии, не требующем никаких действий, - это абсолютный смысл уединения.
Вы должны очистить свой поток бытия четырьмя общими размышлениями, отворачивающими ум (от самсары), и особыми предварительными практиками прибежища, бодхичитты, очищения омрачений и собирания накоплений (заслуги и мудрости), усердствуя в них согласно соответствующим руководствам до тех пор, пока не обретёте переживание в каждой из них.
В частности, вы должны положить все свои силы на гуру-йогу, считая её сердцем практики. В противном случае ваша медитация будет продвигаться медленно, и даже если слегка сдвинется с места, её преградят препятствия, так что настоящая реализация никогда не зародится в вашем уме. Поэтому молитесь с неподдельной преданностью, и через какое-то время вас без сомнений коснётся сердечная Мудрость (вашего Учителя) и невыразимая реализация взойдёт изнутри вашего ума. Как сказал Лама Щанг Ринпоче:
«Поддерживайте присутствие. Поддерживайте переживание. Поддерживайте самадхи. Хотя по этому поводу много чего сказано, самое уникальное то, что реализация появляется изнутри мощью благословения Гуру и силой преданности».
Постижение сути Великого Совершенства (Дзогчен) зависит от предварительных практик, и как сказал Дже Дрикунгпа:
«Другие учения углубляются в основную часть практики,
А мы углубляемся в предварительные».
Это полностью соответствует моему собственному намерению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ