Принятие подношений за преподавание и в ритрите
Независимо от того, какая национальность у учителя, ученики вначале должны попросить его дать учение. Учитель не должен напрашиваться и бегать за учениками. Никогда не преподавайте учения Дхармы людям, не желающим их слушать. Испрашивая наставления, ученики должны в любом случае поднести учителю мандалу. Мандала, - деньги или золото, должна быть поднесена по причине величия учений Дхармы. Учитель может взять себе всё, что ему поднесено. Когда вы испрашиваете ваджрного мастера (дордже лопон), духовного учителя (геше) или духовного товарища (гевей дрокпо) объяснить драгоценные учения Будды, вам следует доставить им удовольствие посредством подношений. Когда учитель ублажён подношениями, ученик уже обрёл заслугу.
Учения Будды бесценны. Сколько бы денег вы ни поднесли, они не окупят истинную стоимость учений. Когда вы испрашиваете глубочайшие учения Великого Совершенства, на мандале должны быть поднесены все ваши деньги и золото. Вы не можете купить эти учения. Сколько бы вы ни поднесли, это лишь символический взнос. Мастера прошлого собирали золото годами, чтобы только испросить учения. Они подносили всё, что у них имелось. Деньги и золото не были для них желанными вещами. Они жаждали лишь драгоценные учения, которые позволили бы им достичь просветления за одну жизнь. Если ученики предварительно не испросят мастера преподать драгоценную Дхарму, им будет неведома ценность учений. Можете быть уверены, что настоящим Мастерам не нужны деньги учеников.
Материальные подношения - это самый незначительный среди путей ублажения учителя. Самое большое удовольствие учителю доставит ваша практика, затем служение телом, речью и умом, а уж потом материальные подношения.
Если иностранный учитель уполномочен давать учения по предварительным практикам, шаматхе или випашьяне другим иностранцам, то ученики должны формально испросить учение с подношением мандала. Никогда не начинайте учить случайно. Настоящий ученик к тому же сделает вначале простирания. Посредством простираний и подношения мандала ученик выражает почтение учению Будды и тому, кто их объясняет. Преподаватель должен быть квалифицирован и уполномочен давать учение. Он должен использовать принятые подношения на благотворительные цели. Получая подношения, он должен всегда подносить их Трём Драгоценностям и посвящать заслугу на благо учеников. Если учитель преподаёт лишь для того, чтобы получить приход от Дхармы, не посвящает заслугу и не использует поднесённые деньги на благотворительные цели, то он попадёт под негативное воздействие «грязных денег».
Настоящие мастера используют поднесённые деньги на практические нужды своих учеников, - на постройку ритритных центров, монастырей и библиотек (с книгами по Дхарме), они подают деньги бедным практикующим, нищим и больным. Другие мастера, типа Палтрула Ринпоче, принимали подношения, а затем их выкидывали, не беря себе ничего. Если вы сделаете подношение настоящему мастеру, то заработаете большую заслугу. Не думайте, что учителю нужны ваши деньги.
Палтрул Ринпоче (1809-1882) скитался по пещерам, живя в стиле нищего. Он никогда не присваивал никаких подношений. Он их выбрасывал за спину вглубь пещеры, говоря: «Я подношу это моему коренному Гуру и Трём Драгоценностям!» Какие бы подношения он ни получал, - золото, деньги, парчу, шёлк и прочее, - он просто бросал это за спину. Через какое-то время пещера наполнялась подношениями, и Палтрул Ринпоче, оставшийся без свободного места, просто покидал её и уходил практиковать в другую уединённую местность. Местные люди называли эти отвергнутые подношения «Сокровищницами Старого Палтрула». Так как он был великим и известным мастером, вначале местные люди боялись трогать подношения в течение года или двух, опасаясь наказания со стороны Защитников Дхармы. Но со временем жулики прихватили немного безнаказанно, и вскорости вся пещера опустела вновь. Когда великий Джамьянг Кхьенце Вангпо (1819-1892) услышал эти истории о Палтруле Ринпоче, он сказал: «Этот безмозглый Палтрул не знает как правильно использовать деньги. Вместо того, чтобы увеличить свою заслугу, пустив те подношения на благотворительные цели, он позволяет ворам растащить всё поднесённое. Что за придурок!» Чуть позже Палтрул Ринпоче прослышал те слова Джамьянга Кхьенце Вангпо и с того момента стал использовать подношения на сооружение огромной «китайской» стены из камней, инкрустированных мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. Он нанимал тридцать или сорок семей в течение многих лет, чтобы завершить этот проект. Сам Палтрул Ринпоче не имел ни малейшей привязанности к деньгам и богатству.
Учитель должен всегда принимать подношения, чтобы позволить ученику или спонсору приобрести заслугу. Ученик должен посвятить заслугу, зарабатываемую в результате своего подношения. Учитель в свою очередь должен поднести полученное Трём Драгоценностям и произнести посвящения и пожелания. Более того, учитель должен использовать подношения на благотворительные цели. Использовав подношения таким образом, учитель должен опять посвятить заслугу от этого на благо всех существ. Действуя таким образом, вы увеличите накопление заслуги до невероятной степени.
Когда вы получаете подношения от спонсоров в ритрите, сразу же подносите их Трём Драгоценностям в форме мандалы. Вы вправе использовать эти деньги на ритритные нужды. Если у вас имеется излишек денег, потратьте их на благотворительные цели, поднеся часть своему коренному Гуру или бедным людям. Йоги, получивший подношения во время ритрита, должен думать так: «Этот спонсор обеспечивает мой ритрит. Я же практикую с намерением достичь просветления в этой жизни. Пусть в силу этой благоприятной взаимозависимости между мной и этим добрым спонсором мы достигнем просветления одновременно». В одной из песен Мила-репы говорится:
«Между усердным практиком, медитирующим в горах,
И тем кто обеспечивает его всем необходимым,
Есть взаимозависимость для одновременного просветления.
Посвящение заслуги является сущностью этой взаимосвязи».
ХВАТАЕТ ЛИ ВАМ УЧЕНИЙ
Когда вы уверены в том, что действительно и правильно осознали обнажённую природу ума и точно знаете, что все многочисленные учения Дзогчена говорят об одном и том же, тогда вы почувствуете, что этого достаточно. Если у вас нет никаких сомнений, то зачем вам нужны другие учения? Когда кто-то испрашивает учение за учением, это лишь показывает, что он ещё не освободился от сомнений. Когда все ваши сомнения исчезнут, вы почувствуете, что получили достаточно наставлений. У вас не будут течь слюни на другие учения.
Вначале рекомендуется провести несколько лет со своим коренным Гуру, чтобы понять разницу между плохим и хорошим, а также научиться осознавать сущность своего ума и делать практики Дзогчена. После этого отправляйтесь в ритрит и оставайтесь в нём. Если исчезли все сомнения по поводу вашей практики, вам больше не нужно находиться рядом со своим коренным Гуру. Вы будете неотделимы от него силой вашей преданности и практики природы ума. Как сказано: «Вначале полагайтесь на своего коренного Гуру, затем полагайтесь на письменные наставления вместо; учителя (но не наоборот!), а в конце концов полагайтесь на гуру пробуждённости своего осознавания».
УЕДИНЕНИЕ
Если у вас появилось непреодолимое желание практиковать в, затворничестве и вы сделали всего семь шагов в сторону уединённого места, то вы обрели больше заслуги, чем от подношения всего золота в мире тысяче Буддам. Уединённое место означает горную местность, не посещаемую людьми. Это также может быть место в снежных горах, в скалах, в предгорьях, в лесистых холмах или на острове. Таковы места для настоящей практики Дхармы, в них можно достичь просветления за одну жизнь. К уединённым местам также относятся места, где практиковали и достигли просветления мастера прошлого. Места, которые способствуют достижению просветления, несут большое благословение. В удалённом месте нечем больше заниматься, кроме практики Дхармы. Там нет внешних отвлечений. Если у вас действительно появится глубокое желание сделать ритрит в таких местах, и вы пройдёте семь шагов в направлении этого места, вы обретёте невероятную заслугу. Будда Шакьямуни сказал:
«Семь шагов в сторону уединённого места
Гораздо лучше подношения всего золота тысяче Буддам».
Но из-за одной лишь заслуги вы не достигните просветления. Так или иначе, вы должны отправиться в одно из этих мест и провести в затворничестве всю оставшуюся жизнь. Если вы считаете себя практикующим и не уходите практиковать в такие уединённые места, то наверное ваши ноги так парализованы, что вы не можете добраться до туда. Или же у вас имеются большие проблемы со зрением, что вы не можете даже увидеть эти места. Либо вы не можете поверить, что такие места несут огромное благословение, и поэтому у вас нет веры в практику среди этих мест. В этом случае вы действительно сошли с ума. Как говорится:
«Если ты не уходишь в уединённые места, ты наверное хромой.
Если твои глаза не видят уединённых гор, ты наверное слепой.
Если у тебя нет веры в уединение, ты просто сумасшедший».
Трёхкратное уединение описано следующим образом:
«Уединение тела обретается в удалённых горах.
Уединение речи обретается в прекращении разговоров.
Уединение ума обретается в прекращении всех мыслей».