Руководство по буддийскому ритриту
Москва Издательский Дом «Грааль»
Лама Сонам Дордже,- перевод и комментарий.
Собрание текстов великих мастеров Буддизма Ваджраяны, посвященных тому, как заниматься буддийской духовной практикой в затворничестве. В книге собраны воедино сущностные наставления всех традиций тибетского Буддизма, в частности Дзогчена, Ньингма и Кагью. Представляет интерес для всех буддистов, тибетологов и буддологов.
Перевод с тибетского на русский: Лама Олег Сонам Дордже
Права на книгу принадлежат Позднякову Петру Федоровичу
© П Ф Поздняков, 2003
Откровения Блаженных Отшельников
Собрание учений
выдающихся буддийских Мастеров Ваджраяны
по уединённой практике в затворничестве.
Для настоящих практикующих
Ригдзин Джигме Лингпа
Тулку Ургъен Ринпоче
Дуджом Ринпоче
Карма Чагмей Ринпоче
Тэта Ринпоче
Джамгон Конгтрул Ринпоче
Джамьянг Кхъенце Вангпо
Миларепа
Перевод и предисловие Ламы Сонам Дордже
* * *
Вся заслуга от перевода, издания
и использования этой книги посвящается скорейшему возвращению
новой реинкарнацции
нашего коренного Учителя
Тулку Ургъен Ринпоче (1920-1996)
ПРЕДИСЛОВИЕ
За прошедшее десятилетие в России произошёл большой сдвиг в сторону духовных ценностей. Тысячи людей открыли для себя сокровища учений Будды и многие проявили искренний интерес к традиционным медитативным практикам. Количество практикующих растёт, и это вселяет надежду на плодотворное будущее Буддизма в России и странах СНГ. На данный момент учения Ваджраяны получили наибольшее распространение в нашей стране, и практикующие уже имеют доступ к большому спектру переведённой литературы. К сожалению, не так много квалифицированных мастеров Буддизма посещают страны СНГ, и нашим буддистам приходится во многом полагаться на информацию из книг. Среди массы литературы, изданной на русском языке, много посвящено практическим аспектам Учения, и это очень важно, потому что практика медитации занимает главное место во всех традициях буддизма. Среди трёх столпов буддизма - обучения, анализа и медитации, последний назван важнейшим. Согласно издавна сложившейся традиции, буддийские монахи и миряне вначале посвящали несколько лет изучению основ, философских принципов и практических моментов Учения, а затем приступали к интенсивной практике, проводя месяцы и годы в уединённом затворничестве, медитируя над сутью полученных учений, чтобы достичь реализации и Просветления.
Именно этой традиции уединённого затворничества, получившего модное название «ритрит», и посвящена эта книга. Несмотря на то, что короткие ритриты стали обычным дополнением к современным семинарам и лекциям приезжающих буддийских Учителей, литература на эту тему практически отсутствует на русском языке. А многие хотят и даже предпринимают попытки к совершению индивидуальных ритритов, и хотя в этом нет ничего предосудительного, всё же отсутствие ключевых знаний не может привести к успешным результатам от самостоятельного затворничества. Чтобы восполнить этот пробел, я решил перевести несколько руководств по ритриту, написанных самыми почитаемыми Учителями тибетского Буддизма. Моё желание благоприятно совпало с просьбами сразу нескольких ваджрных друзей из России написать кое-что о ритрите и перевести два текста, содержащиеся в этой книге. Все учения, содержащиеся в данном издании, являются наиболее распространёнными и широко используемыми среди практикующих Ваджраяны настоящего и прошлого. Основным фактором их объединения в одну книгу была их универсальность, - в принципе любой практикующий буддист может использовать это руководство в своём ритрите. Тем не менее, все авторы переведённых текстов принадлежали к двум основным традициям тибетского Буддизма, а именно Ньингма и Кагью. Чтобы сделать книгу как можно более практичной и компактной, я опустил всяческие введения в Буддизм и пояснения терминов. Поэтому данное издание ориентировано на тех, кто обладает хотя бы базисными знаниями философии и практики учения Будды.
Сколько пользы читатель получит от этой книги, зависит от него или неё самой. Медитативный ритрит не имеет аналогов ни в русской, ни в украинской культуре, и читателю так или иначе предстоит отбросить ряд стереотипов для того, чтобы эта информация гармонично устроилась в его или её понимании. С самого начала вы должны понимать, что затворничество - это не развлечение, а радикальный шаг, который предпринимается буддийским практикующим с целью достижения духовной реализации. Этот шаг совершается на основе отречения от бессмысленной мирской суеты и из сострадания к бесчисленным мучающимся существам. Все великие мастера прошлого достигли реализации, проведя множество лет в ритрите в полной нищете и лишении, преднамеренно отрекшись от всех удовольствий, удобств и пожертвовав даже здоровьем. Вам наверняка известны героические лишения Миларепы, чьей песней завершается эта книга, - ради достижения просветления Миларепа в течение многих лет практиковал в снежных горах при постоянной минусовой температуре, не имея ни крова, ни одежды, ни даже еды. Он питался одной лишь крапивой, в результате чего его тело превратилось со временем в скелет, обтянутый серо-зелёной кожей, и видевшие его люди часто принимали его либо за духа, либо за выходца с того света, так как на человека он был похож меньше всего. Другой великий мастер Джигме Лингпа, с наставлений которого начинается эта книга, практиковал в не менее аскетических условиях, и после завершения пещерного затворничества, длившегося три с половиной года, он написал:
«В связи с недостатком пищи и суровыми погодными условиями вся моя негативная карма и кармические долги с прошлых жизней начали вызревать на моём теле. Из-за нарушения энергетического баланса моя спина болела, как будто меня закидали камнями. В результате взбудораженного кровообращения и циркуляции воздуха моя грудь болела так, будто в неё вбивали гвозди. Из-за ослабления обмена веществ в нижней части тела (элефантиазиса) мои ноги не могли держать тело, и я не мог даже встать с места. Как столетнего старика, меня покинули все силы. У меня даже пропал аппетит к еде. После трёх шагов моё тело начинало трястись и шататься. Но несмотря на всё это, я думал: «Если я умру, то в совершенстве исполню наставления древних мастеров, которые наказали: «Наметь свой ум на Дхарму. Наметь свою практику Дхармы на нищету». Достигнув уверенной реализации в Великом Совершенстве (Дзогчен), я не испытывал ни малейших опасений и тревог о себе, напротив, во мне пробудилось великое сострадание ко всем страдающим от старости и мучающимся от болезней».
Как Джигме Лингпа, так и все авторы переведённых текстов давали свои сердечные советы близким ученикам, не сомневаясь в том, что те положат всю свою жизнь на практику медитации, и не рассчитывали на то, что их ученики вернутся в мирскую суету и будут искать компромисс между житейскими заботами и практикой их наставлений. Чтобы получить максимальную пользу от этих наставлений, вы должны следовать им полностью, уйдя в затворничество для практики медитации. Другого варианта нет. Собственно говоря, книга и предназначена для тех, кто хочет практиковать в ритрите. От вас не требуется изобретать новых методов практики или затворничества, так как всё уже изобретено. Буддизм — это не нью-эйджевская субкультура, а древняя традиция, которая по сей день даёт нам возможность достичь Просветления при условии, если мы будем ей следовать так, как учили Будды и просветлённые Мастера. Поэтому, читая эти наставления, постарайтесь к ним относиться как к правилам безукоснительного следования, - правилам для тех, кто хочет достичь Просветления в течение одной жизни.
За энное количество лет, прожитых в Гималаях, мне довелось посетить несколько традиционных и нетрадиционных ритритных центров в Непале, Тибете и Индии. В трёх из них я смог сделать по месячному ритриту, однако как свой первый традиционный ритрит в Пулахари (Непал), длившийся 3 года и 3 месяца, так и второй, более долгий ритрит в Парпинге (Непал) я делал индивидуально, предпочтя жить рядом с ритритными центрами, но не внутри них. Мои понятия об идеальном месте для уединённой практики варьировались с годами и с опытом, и я не исключаю такого варианта, что проведу остаток своей жизни в какой-нибудь пещере. Мне наверное чем-то очень повезло с духовной точки зрения. Я мог годами практиковать в ритрите без нужды посещать своих Учителей, которые сами посещали меня регулярно и давали самые тайные наставления и заботились как о сыне. У меня была возможность выбирать места для ритритов в самых святых местах Непала, не ограничиваясь ни временем, ни обстоятельствами. Многие буддисты наверное мечтают о таких условиях, но я уверен, что каждый создаёт свою судьбу сам. Если у кого-то есть решительное желание практиковать, то перед ним или ней открыты все двери. Вам не нужны миллионы, чтобы делать ритрит, равно как и не нужно множества жизненных и бытовых условий, ради которых обычные люди вкалывают с утра до ночи. Если разобраться, то для того, чтобы сделать долгий ритрит, необходимы лишь следующие условия: глубокое отречение от мирской суеты, мотивация сострадания, благословение Учителя и получение его посвящений, в лучшем случае его присутствие и руководство, знание своей практики без сомнений и отсутствие моральных обязательств перед престарелыми родителями или малолетними детьми. По большому счёту, если у вас имеются все эти условия, в частности персональное благословение своего Учителя на ритрит, то вы можете его осуществить где угодно в своей стране, лишь бы в этом месте не было отвлечений. Для того, чтобы практиковать в затворничестве, вовсе не обязательно искать традиционный ритритный центр или святую пещеру в Тибете. Конечно, это будет способствовать практике, но не забывайте, что это ритритные центры и пещеры предназначены для вашей практики, а не вы для них. Мы практикуем не для того, чтобы посидеть в пещере, а для того, чтобы очистить свой ум от омрачений, поэтому не ставьте себя в зависимость от условий, - пусть условия зависят от вас. Когда я спросил Беру Кхьенце Ринпоче о том, где лучше сделать ритрит, - в ритритном центре или пещере, то он ответил: «Первый ритрит лучше сделать в ритритном центре, а потом, когда привыкнешь к практике и оставишь грубые привязанности, можно уйти и в пещеру».
Мне хорошо известно, что мало кто может позволить себе сделать традиционный ритрит в европейских ритритных центрах, - это требует много денег. Ещё сложнее получить визу в Тибет или Непал на долгий срок. Поскольку мой собственный путь не вписывается в рамки нормального восприятия и общепринятых правил, то я не имею права советовать другим следовать своему примеру.
Поэтому тем, кто действительно хочет практиковать, стоит смотреть на вещи проще и делать ритрит в своей стране. У нас тоже есть пещеры, и даже начинают появляться ритритные заведения. Ваш выбор зависит от ваших прихотей. Пещера подойдёт далеко не каждому. Может быть она подойдёт на пару месяцев какому-нибудь «заслуженному туристу СССР», но молодая москвичка, прожившая всю жизнь в квартире с родителями, убежит из пещеры на следующий день. Не стоит также думать, что ритритный центр -это рай для практикующего. Мне, например, после пяти лет армейской службы в молодости эти ритритные центры чем-то очень напоминают казарменный быт, - уравниловка, графики бытовых дежурств, общий туалет и излишняя отгороженность от внешнего мира, вплоть до колючей проволоки и сторожевых псов. Количество практикующих в некоторых ритритных центрах может быть больше, чем в удалённых монастырях и гомпах, так что их уже трудно даже назвать «ритритными центрами». Лучше всего делать ритрит в одиночку, - это единогласное мнение всех реализованных Мастеров. У вас имеется полная свобода действий в уединении, вы не ограничены никакими условиями, и кроме собственного ума вы ни на что не отвлечётесь.
Наибольший эффект от вашей медитации будет, если вы практикуете методы и садханы, соответствующие традиции своего коренного Учителя, который дал вам на них посвящение. До начала ритрита вы должны какое-то время поэкспериментировать и выяснить, какие практики лучше всего воздействуют на ваш ум. Со временем вы сможете трансформировать свои практики в нужном направлении, но не забывайте, что настоящие знаки прогресса в духовной практике - это увеличение любви, сострадания, веры, отречения и понимания непостоянства и иллюзорности всех вещей.
Время ритрита вы выбираете сами. Традиционный «ламский» ритрит длится 3 года и 3 месяца. Этот срок был определён Буддой Шакьямуни как минимальный период, достаточный для полной трансформации кармической праны в энергию мудрости, то есть для технического достижения Просветления на внутреннем уровне. Такое вычисление базируется на соотношении срока человеческой жизни и количества дыханий. Согласно системе Тантры каждое наше дыхание содержит частицу просветлённой энергии мудрости. В Тантре средняя продолжительность человеческой жизни рассчитана в сто лет. В одном лунном году насчитывается 21600 минут, и эта же цифра соответствует количеству дыханий в течение одного дня. Одна тридцатая часть нашего дыхания содержит энергию мудрости (джнянапрана), и если подсчитать количество этих частиц энергии мудрости за сто лет, то получится три года и три полумесяца. Этот срок как бы высчитан самой природой для достижения Просветления. Если человек при помощи абсолютной медитации будет освобождать каждое своё дыхание в энергию мудрости 24 часа в день на протяжении вышеупомянутого срока, то в его «центральный» энергетический канал (Авадхути) попадёт столько просветлённой энергии, сколько требуется для достижения полного Просветления. Я получил следующее объяснение от Лопона Тэнга Ринпоче:
«Энергия мудрости, протекающая в нашем дыхании за сто лет, занимает в общей сложности три года и три полумесяца. Когда вся кармическая энергия за этот срок трансформирована в энергию мудрости, то этого достаточно для достижения полного Просветления. Вот почему говорится, что уровень Будды Ваджрадхары достигается за три года и три полумесяца».
Так как тибетские Ламы приравнивают это вычисление к своему лунному календарю, в котором раз в три года бывает 13 месяцев вместо 12, то такой ритрит длится от 3 лет 2.5 месяцев до 3 лет 3.5 месяцев по нашему календарю. По этой причине западные буддисты называют традиционный ритрит «трёхлетним и трёхмесячным».
Теоретически, такой ритрит должен проходить под руководством квалифицированного Ламы. К каждому европейскому и американскому ритритному центру, где проходят такие традиционные ритриты, прикреплён опытный Лама. Я неоднократно слышал, что прежде чем начинать такой долгий ритрит, вначале следует проверить себя в менее длительном ритрите, например в два или четыре месяца. Бывали случаи, что люди сходили с ума и даже кончали жизнь самоубийством во время долгого затворничества, а случаев досрочного прекращения просто не счесть. Вам необходимо мужество, сила воли и непоколебимость ума, чтобы сделать традиционный ритрит.
На следующий день после завершения моего первого ритрита в три года и три месяца я спустился в Катманду, где меня окружили несколько знакомых и незнакомых буддистов, спрашивая, как я смог выдержать столько времени, как мне удалось решить вопрос с визой и так далее. Я ответил: «Если вы хотите серьёзно практиковать, то вам конечно нужна сила воли и трезвомыслие. Но этого недостаточно. Вы ещё должны быть бесстрашными, безрассудными, и если хотите - слегка безумными. Административные, иммиграционные и уголовные кодексы не предназначены для практикующих. Если вы будете только им и следовать, то вы далеко не уедете со своей практикой. Все эти законы регулируют самсарное бытиё, - как раз то, от чего вы теоретически хотите избавиться. Вы не должны попадать в зависимость от условий, пусть все условия зависят от вашей практики».
За свою жизнь я провёл много лет в ритритах, и могу вас заверить, что если вы действительно положите свою жизнь на реализацию Дхармы, то вы не сможете не обрести настоящих переживаний и результатов. Если хотите, вы можете считать сказками все чудеса и истории о Махасиддхах прошлого, - вас никто за это не осудит, -прошлое есть прошлое. Мне посчастливилось встретиться с настоящими реализованными Ламами, чья реализация не вызывает никаких сомнений. Их-то я видел своими глазами. Можете поверить мне на слово, что мои собственные переживания, происходившие и происходящие во время практики в ритрите, отличаются от тех, к которым вы привыкли. Никогда не сомневайтесь в истине слов Будды, - они непреложны. Реализация и Просветление возможны и осуществимы; пробуждение реально, потому что оно находится внутри вас.
Я хочу выразить глубокую благодарность всем тем, кто мне помогал духовно, морально и материально в моих многолетних ритритах в Непале, в частности Чокьи Ньима Ринпоче, Чоклинг Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Цокньи Ринпоче, Чобгье Тричен Ринпоче, Джигме Ринпоче, Чатрал Ринпоче, Каток Ситу Ринпоче, Тулку Палсанг Церинг, Лама Амдо, Кхенпо Лодро Намгьял, а также всем моим друзьям и родителям. Отдельное спасибо всем друзьям, оказавшим содействие с редакцией и изданием книги.
Лама Сонам Дордже
Парпинг, Непал, 2002
Ригдзин Джигме Лингпа
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОКЕАН
НАСТАВЛЕНИЙ ПО ПРАКТИКЕ
В ЗАТВОРНИЧЕСТВЕ