Цели и принципы денежно-кредитной политики
Основными задачами предлагаемой денежно-кредитной политики (ДКП) является формирование благоприятных условий для роста инвестиций и производства, обеспечения устойчивого развития экономикив рамках соблюдения целевых ориентиров (ограничений) по инфляции и курсу рубля. Это означает ориентацию на обеспечение комплекса финансовых и экономических показателей (не только ИПЦ, но и процентных ставок, уровня валютного курса, волатильности валютного курса и др.), которые в совокупности формируют благоприятные условия для расширения производства. Необходимым фактором также является рост уровня доверия рынка к регулятору, для чего необходимо четкое обозначение последним основных параметров и инструментов, которые регулятор будет формировать вследствие своих подходов.
Достижение обозначенных задач возможно лишь в условиях поддержания стабильности на валютном рынке. Согласно Конституции РФ, «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ»[1]. Обеспечение устойчивого рубля являетсянеобходимым условием снижения инфляции, макроэкономической стабильности, роста инвестиций и производства.
Важной задачей является уменьшение зависимости денежно-кредитной политики от внешних факторов – таких как цены на нефть, внешние займы, доступ к внешним рынкам и др. Необходимо повысить устойчивость денежно-кредитной системы РФ и экономики в целом по отношению к внешним шокам. Для этого необходимо повышение роли механизмов формирования финансовых потоков на основе внутренних источников.Другими словами денежная база рубля должна формироваться за счет внутренних факторов, и не зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры и динамики цен на энергоносители.
Это предполагает:
• обеспечение стабилизацииобменного курса рубля на уровне, соответствующем конкурентоспособности российской экономики и отказ от режима свободного плаванияобменного курса рубля;
• проведение стимулирующей денежной политики, направленной на обеспечение роста экономики, исходя из имеющихся ресурсных ограничений;
• рост монетизации экономики с использованием многоканального целевого эмиссионного механизма рефинансирования коммерческих банков и институтов развития под обязательства государства и предприятий по модернизации и расширению производства, повышению инвестиционной и инновационной активности;
• увеличение доли долгосрочных средствв монетизации;
• снижение ключевой ставки Банка Россиидо уровня средней рентабельности в реальном секторе экономики. Ключевая ставка остается важным элементом регулирования финансового рынка;
• увеличение роли механизмов формирования системной и текущей ликвидности (в т.ч. посредством рефинансирования);
• использование умеренного размера бюджетного дефицитадля стимулирования экономического роста.
Отчетливая формулировка своих курсовых предпочтений со стороны регулятора и донесение их до участников рынка наряду с использованием всех имеющихся нормативов и иных механизмов сдержек и противовесов даст участникам рынка понимание о характере планирующихся подходов. Кроме того такой подход будет способствовать:
· созданию большей ясности для экономических агентов;
· снижению волатильности на валютном рынке;
· облегчению планирования и прогнозирования (в т.ч. на микро-уровне);
· существенному торможению и затем – снижению инфляции (с учетом высокой роли валютного фактора в инфляционных процессах на текущем этапе);
· снижению волатильности курса рубля и росту его привлекательности для использования в операциях по сравнению с использованием иностранной валютой.
Для реализации указанных принципов необходимо расширение и более активное использование регуляторами всего арсенала имеющихся у них инструментов. К таким инструментам относятся денежные и нормативно-регулятивные механизмы, золотовалютные резервы (ЗВР), налоги, специальные инструменты и пр., которые могут оказать стимулирующее воздействие на экономический рост.
Достижение поставленных задачтребуетрасширения функций ЦБ РФ, т.е.включение в их число функций по созданию ряда условий для обеспечения экономического роста. Регулятор не должен ограничиваться борьбой с инфляцией без ее увязки с не менее важными экономическими и финансовыми показателями развития страны.
Для достижения поставленных целей важнокомплексное использование всех внутренних рычагов при обеспечении координации действий регуляторов, а также других ведомств,влияющих на проведение экономической политики. Системная увязка денежно-кредитной политики с задачами экономической политики будут способствовать сохранению финансовой стабильности и обеспечению эффективности предлагаемых подходов. В этой связи целесообразно на законодательном уровне определить необходимость межведомственной координации.
В частности, целевое направление кредитной многоканальной эмиссии ЦБ РФ должно определяться стратегическими приоритетами развития страны с учетом макроэкономической, финансовой и промышленной политики правительства. Необходима стыковка ДКП с указанными видами политики. Многоканальное целевое кредитование должно опираться на документы стратегического характера, определяющие конкретные приоритетные направления развития для российской экономики, а также – на обязательства предприятий по модернизации и росту производства, оформляемыми специальными инвестиционными контрактами с органами государственной власти в рамках системы индикативного планирования.
Кроме того, для повышения эффективности денежно-кредитной политикицелесообразно обеспечение тесной координации подходов регуляторов – денежно-кредитной политики Банка России и бюджетной политики Минфина РФ. Использование бюджетного финансирования в качестве основы формирования ресурсов, в свою очередь, делает необходимым использование бюджетного дефицита как важного механизма экономического роста. Особую актуальность это приобретает в период экономической нестабильности.
За счет увеличения дефицита бюджета будет обеспеченоувеличение расходов на НИОКР, инвестиции и стимулирование инновационной активности. Это приведет к умеренному замещению внешнего долга внутренним госдолгом. Такой подход будет стимулировать экономический рост, а также способствовать повышению роли внутренних факторов экономического роста, нейтрализуя эффекты неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Примечание 1. Зачастую аргументами против повышения бюджетного дефицита является нехватка уровня доходов для поддержки необходимого уровня расходов. При этом однако любой будущий рост должен опираться на инвестиционные расходы, которые делают такой рост возможным (сегодня затраты и вложения, а потом – результат от них). В этой связи умеренный и контролируемый по направлениям расходов дефицит является важным рычагом, обеспечивающим рост экономики.