Пруденциальное регулирование банковской деятельности(ОК-1,ПК-6)

Пруденциальное регулирование - это предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Термин "пруденциальный" является специфически банковским и происходит от англ. "prudent", что буквально переводится как "осмотрительный", "благоразумный". Сам же термин "пруденциальное регулирование" означает не что иное, как "регулирование, продиктованное благоразумием". Последнее как нельзя более точно характеризует сущность пруденциальных норм банковской деятельности, призванных минимизировать риски, свойственные банковской деятельности, и обеспечить ликвидность кредитных организаций. Актуальными задачами банковского надзора в России являются: разработка и внедрение системы раннего реагирования, особый контроль за крупными банками, предупреждение банкротства банков и консолидированный надзор.

Надзор за деятельностью банков осуществляется путем установления пруденциальных норм деятельности. Пруденциальные нормы деятельности - это установленные Центральным банком предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. Пруденциальные нормы деятельности, с одной стороны, выполняют функцию регулирования и контроля за деятельностью банка, с другой стороны, их нарушение служит основанием для применения к банку мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии.

Для целей банковского надзора существенное значение имеет анализ степени финансовых трудностей банков, который осуществляется в соответствии с указаниями Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций". Все кредитные организации с точки зрения финансового состояния относятся к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из классификационных групп. Первая категория "финансово стабильные кредитные организации" состоит из двух групп: 1) кредитные организации без недостатков в деятельности и 2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. Во вторую категорию "проблемные кредитные организации" входят группы: 3) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности и 4) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов, подписанные руководителем банка и главным бухгалтером. Банки, у которых отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные нормативы не рассчитывают. В случае нарушения банком обязательных нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия к банку в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБ РФ.

Банки в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов. Территориальные учреждения Банка России имеют право осуществлять проверки банков по вопросам правильности и достоверности представляемых банками сведений для расчетов обязательных нормативов.

Применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности регулируется Инструкцией ЦБ РФ N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности", утв. Приказом ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 02-139 (в ред. от 26.01.2010).

Банк России устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности в соответствии со ст. 75 Закона о ЦБ РФ. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и нормативными актами Банка России.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном на ранних стадиях возникновения недостатков в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов.

Территориальное учреждение Банка России также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) в следующих случаях: за назначение на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации лиц, предварительно не согласованных с Банком России в установленном порядке; за повторное нарушение в течение последних двенадцати месяцев кредитной организацией требований федеральных законов Российской Федерации и нормативных актов Банка России при формировании ее уставного капитала.

Таким образом, пруденциальное регулирование непосредственно оказывает правовое воздействие на механизм правового регулирования банковской деятельности и представляет собой правовую форму закрепления экономически обоснованных требований, предъявляемых к функционированию банков и небанковских кредитных организаций, в целях повышениях их финансовой устойчивости и минимизации рисков неликвидности и неплатежеспособности.

Наши рекомендации