Правовое регулирование банковских сделок
Правовое регулирование банковских сделок
В связи с тем, что банковские операции отличны от гражданско-правовых сделок, их регулирование осуществляется не нормами гражданского права, а нормами, содержащимися в федеральных законах, регулирующих банковскую деятельность, а также в нормативных актах Банка России. Регулирующие функции Банка России прямо предусмотрены п. 5 ст. 4 Закона о Банке России, а также ч. 5 ст. 5 Закона о банках. В частности, ч. 5 ст. 5 Закона о банках указывает, что правила осуществления банковских операций, в том числе их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Банковские операции и сделки регулируются
Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе»
Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств»
Инструкция ЦБ РФ от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»
Банковские сделки осуществляются кредитными организациями в соответствии с общими положениями законодательства:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) регулируются п. 1 ст. 834 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности.
2) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, – в соответствии со ст. 361–367 ГК РФ;
3) приобретение прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме – в соответствии со ст. 382–390 ГК РФ.
Финансирование под уступку денежного требования (факторинг), которое регулируется гл. 43 ГК РФ, относится к банковским операциям по размещению средств (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности);
4) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (ст. 922 ГК РФ). Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет о предоставлении клиенту помещений или сейфов для хранения, а не о принятии самого имущества для хранения.
Иные виды хранения кредитные организации могут осуществлять на основании ст. 921 ГК РФ, что относится к категории иных сделок, совершаемых кредитными организациями, а не банковских;
5) лизинговые операции – в соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
6) оказание консультационных и информационных услуг – в соответствии с положениями гл. 39 ГК РФ;
Понятие, признаки и виды банковских сделок и операций
ГК РФ Статья 153. Понятие сделки
Виды банковских операций
Банковские операции и другие сделки кредитной организации определены статьей 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности"
Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) п. 1 ст. 834 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 Закона о банках и банковской деятельности.
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона банковских операций, кредитные организации вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитные организации вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если операции, предусмотренные в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", имеют исключительный характер и могут совершаться только кредитными организациями, то сделки, перечисленные в ч. 2 ст. 5 упомянутого Федерального закона, исключительно банковскими не являются. Они могут совершаться и иными юридическими лицами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
В международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив.
Банковская деятельность - сложный вид деятельности, реализуемый в рамках современной банковской системы России. В ее основе находятся и собственно банковские, и гражданские, и конституционные (государственные), и административные правоотношения.
Определение банковской деятельности как предпринимательскую деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (его учреждений), направленную на систематическое осуществление банковских операций (либо обусловленную ими деятельность) на основании:
- для Банка России и его учреждений - Федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России»);
- для кредитных организаций – специального разрешения (лицензия) Банка России, полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Различает основную и вспомогательную банковскую деятельность.
Основная банковская деятельность - это деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки.
Вспомогательная банковская деятельность - это деятельность, которая направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности, например, охрана, система безопасности и иные аналогичные виды деятельности специальных подразделений кредитной организации.1
Поскольку кредитная организация создается для извлечения прибыли путем систематического осуществления банковских операций и других сделок, а деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, является предпринимательской, можно сделать вывод, что банковская деятельность является предпринимательской по своей сути. Это значит, что банковской деятельности присущи все признаки предпринимательской деятельности, названные в ГК РФ.
6. Правовое положение, компетенция Центрального Банка РФ.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации,
- определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1)
- в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О ЦБ РФ» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целямидеятельности Банка России являются:
· защита и обеспечение устойчивости рубля;
· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
· развитие финансового рынка Российской Федерации;
· обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что:
· Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
· не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая
· назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);
· рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.
Функции Банка России
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О ЦБ»:
· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ;
· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
· утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
· устанавливает правила проведения банковских операций;
· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
· и др.
+ ст. 46 ФЗ «о ЦБ»
Требования к учредителям:
1) могут быть юридические и (или) физические лица
2) не могут выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его государственной регистрации.
3) юридическое лицо должно:
§ иметь устойчивое финансовое положение,
§ достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал,
§ осуществлять деятельность в течение не менее 3 лет
§ выполнять обязательства перед всеми бюджетами за последние три года.
Кандидат, предлагаемый на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя должен отвечать квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации:
· высшее юридическое /экономическое образование + опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, (либо иное высшее образование + не менее 2 лет)
· отсутствие у кандидата судимости за совершение умышленных преступлений;
· отсутствие признания судом в течение последних 5 лет кандидата виновным в банкротстве юридического лица;
· и др.
Создание коммерческого банкавключает три этапа:
1. подготовительную работу;
2. государственную регистрацию банка в качестве юридического лица;
3. получение лицензии.
Первый этап. Подготовительная работа. Состоит в проработке концепции создания банка, которая включает:
– определение миссии и стратегии развития банка;
– выбор организационно-правовой формы и структуры управления;
– установление размера и структуры уставного капитала;
– выявление сферы деятельности и клиентской базы и др.
Итогом первого этапа являются подписание участниками (учредителями) учредительного договора и подготовки документов, необходимых для регистрации и лицензирования банка. Отметим, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
До заключения договора об учреждении кредитной организации учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного и сокращенного фирменного наименований (на рус.яз.).
Второй этап. Государственная регистрация банка в качестве юридического лица.
Банку необходимо представить в Банк России следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации.
5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию
6) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей – ЮЛ;
7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.
Помимо документов, указанных выше, Банк России самостоятельно запрашивает в федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе – сведения о выполнении обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года.
В срок, не превышающий шести месяцев,Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.
После этого Банк России открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет, который используется для оплаты уставного капитала. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
Третий этап. Получение лицензии.
лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после 100%-ной оплаты ее уставного капитала и государственной регистрации. Все лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в Реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр подлежит публикации в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год.
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
–лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
–лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
–лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях,
–лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
–лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
–лицензия на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций для вновь регистрируемых небанковских кредитных организаций.
и др.
–генеральная лицензия – может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Законом о банках требования;
Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, по общему правилу, могут предоставляться банкам, с даты государственной регистрации которых прошло нс менее двух лет.
Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
10. Государственная регистрация коммерческих банков.
Нормативная база-см. вопр. 9.
решение о государственной регистрации кредитной организации |
1 раб. день |
Направляет в Банк России заключение (с полной информацией, на основании которой был сделан вывод о возможности (невозможности) государственной регистрации) + все документы |
направляет документы + сопроводительное письмо в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации |
3 раб. дня |
Банк России |
вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и направляет в территориальное учреждение БР два экземпляра свидетельства Банка России о государственной регистрации кредитной организации |
3 раб. дня |
возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением (если не хватает/не соответствует) |
свидетельство о государственной регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России |
Банк России рассматривает до 6 месяцев |
территориальное учреждение БР не позднее рабочего дня, направляет в БР посредством факсимильной связи уведомление о внесении в ЕГРЮЛ записи о регистрации с указанием в нем основного государственного регистрационного номера кредитной организации и даты его присвоения. + посредством почтовой связи направляются копии документов, и оригинал этого уведомления. |
Подача всех необходимых документов в территориальное учреждение Банка России |
осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций + уведомление в территориальное учреждение |
направляет учредителям кредитной организации уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее уставного капитала, выдает оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации председателю совета директоров |
Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям письменное подтверждение получения от них документов, и рассматривает не более 3 месяцев |
направление устава кредитной организации с отметкой регистрирующего органа |
Территориальное учреждение Банка России: 3 раб. дня. |
Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в статье 16 ФЗ "О банках и банковской деятельности":
1) несоответствие кандидата, предлагаемого на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровнейза последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
4) и др.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина.
Лицензия выдается после государственной.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операци.
11. Компетенция коммерческих банков.
Кредитные организации в зависимости от объема своей компетенции разграничиваются на банковские кредитные организации (банки) и небанковские.
Банковские кредитные организации (банки), прежде всего, следует разграничить на эмиссионные и коммерческие. Надо иметь в виду, что российский законодатель не использует термин «коммерческий банк», а оперирует только термином «банк». Однако, поскольку в ст. 1 ФЗ "О банках и банковской деятельности", банк определяется прежде всего как кредитная организация, а кредитная организация согласно той же статьи это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, то можно сделать вывод что, банк не может быть некоммерческим юридическим лицом и все банки кроме эмиссионного (ЦБ РФ) являются коммерческими.
Компетенция – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или лица.
Применительно к банкам понятие «компетенция» предполагает единство трех элементов:
а) возможность приобретения банком прав и обязанностей по определенным видам банковских операций;
б) определение вида деятельности банков;
в) порядок приобретения прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.
Понятие компетенции можно раскрыть также через правоспособность юр. лица.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ выделяется общая, специальная и исключительная правоспособность правоспособность юр. лица.
Общая правоспособность - это правоспособность банка как коммерческого юридического лица, и в этом смысле коммерческий банк может иметь в собственности разнообразное имущество, заключать договоры, нанимать персонал и т.п. Эти правовые действия банк совершает для обеспечения своей основной профессиональной деятельности. Общая компетенция банков закреплена в ч. 3 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ. При этом ФЗ запрещается кредитной организации заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Специальная правоспособность заключается в том, что юр. лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
К исключительной правоспособности относится способность банка осуществлять банковские операции, перечисленные в ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", поскольку согласно ст. 1 данного ФЗ, кредитная организация может их осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юр-х лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физ-х и юр-х лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов.
Компетенция банка определяется в момент создания и регистрации, но может быть изменена в течение деятельности банка. Изменение компетенции может осуществляться либо добровольно по решению самого банка, либо принудительно по решению ЦБ. Так, с позиций банковского права как расширение компетенции, следует рассматривать территориальное развитие банка, осуществляемое путем создания обособленных подразделений.
Ограничение и запрет на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций может применяться в соответствии с Инструкцией о применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности № 59, утвержденной ЦБ 31 марта 1997 г.
12. Ликвидация и реорганизация кредитных организаций.
ФЗ от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ О банках и банковской деятельности:
Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего ФЗ. При этом гос регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и гос регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами ЦБ.
Сведения и документы, необходимые для гос регистрации представляются в ЦБ. Перечень сведений и документов, а также порядок их представления определяется ЦБ.
Банк России (ЦБ) после принятия решения о гос регистрации кредитной организации (в связи ликвид-й или реорг-й), направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в ЦБ документов.
Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.
Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.
Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)
Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее - заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования
Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации кредитная организация обязана разместить информацию об этом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и уведомить о данном решении своих кредиторов.
Кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации и до даты ее завершения обязана раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации.
Согласно ст 824 ГК РФ
По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
2. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включа