Расходы на социально-культурные мероприятия.
Важным направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально-культурные мероприятия – просвещение, информационные услуги (печать, радиовещание и телевидение), культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, государственное социальное страхование и социальное обеспечение Данные расходы укрупнённо разделяются на следующие виды:
1) образование и профессиональная подготовка кадров;
2) культура, искусство, спорт и средства массовой информации;
3) здравоохранение;
4)государственное социальное страхование и социальная помощь.
Упомянутые расходы являются частью расходов на общественные товары, блага, услуги (см. главу 10.1). Они направляются государством на коллективное и индивидуальное потребление членов общества в виде денежных трансфертов, а также бесплатных (или льготных) материальных благ и услуг.
Обоснование экономической функции расходов на социально-культурные цели сводится к созданию приемлемых возможностей всем гражданам для удовлетворения социальных нужд. Государство, финансируя (полностью или частично) потребности, важные с общественной точки зрения, пытается ликвидировать нежелательные последствия индивидуального рыночного распределения, создать необходимые условия всем членам общества для их удовлетворения с целью некоторого выравнивания социально-экономического положения представителей различных социальных групп, слоев, классов.
Основной источник формирования этой группы расходов государственный бюджет и специальные внебюджетные фонды. Остальная часть создается в децентрализованном порядке хозяйствующими субъектами за счет их дохода (в Казахстане около 15% всех расходов группы).
В условиях рыночных отношенийпроизошел отход от финансирования расходов на социально-культурные цели из ранее формировавшихся общественных фондов потребления. В условиях рынка формируется прямая зависимость величины потребления от трудового вклада, возможностей человека в разных видах деятельности. Поэтому в современных условиях индивидуальныеорганов остается часть дохода (прибыли) в зависимости от результатов их работы.
В последнее время учреждения социальной сферы частично переходят на хозрасчетные начала финансирования, на принципы страхования. В сфере образования – это применение платного обучения за приобретение знаний и профессиональных навыков дополнительно к гарантированным бюджетным нормам, в здравоохранении – развитие платных медицинских услуг, в социальной защите – страховые отчисления в накопительные пенсионные фонды.
Расходы на образование включают: общее среднее образование, внешкольное воспитание (детские учреждения, музыкальные школы и др.), профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Все перечисленные расходы покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательством предусмотрено, что финансирование учреждений образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами, определяемыми и расчете на каждого учащегося по каждому виду и типу учреждений образования.
Расходы на подготовку и повышение квалификации работников и других кадров на производстве включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.
Учреждения образования привлекают внебюджетные средства и ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных образовательных услуг; часть средств предоставляют предприятия в организации – спонсоры.
С 1999г. применяется новый механизм финансирования высшего образования на основе грантов и кредитов; в первом случае средства выделяются безвозмездно за счет госбюджета для подготовки специалистов нужного профиля, во втором – за счет долгосрочного кредита обучающимся со стороны коммерческих банковских структур на договорной основе (банковское учреждение – студент – вуз – Министерство образования).
Финансирование культуры и искусства включают содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находятся на хозрасчете (театры, цирки) и по ним устанавливаются сумма дотаций из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственными доходами.
Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в которых государство выступает как учредитель.
Источниками финансирования государственного здравоохранения являются:
средства республиканского и местного бюджетов, выделяемые по бюджетным программам;
отчисления от дохода хозяйствующих субъектов, целевые субсидии министерств, ведомств и других органов управления;
средства международных организаций по специальным программам;
средства медицинских учреждений, полученные за выполнение сверхнормативных медицинских и других услуг работодателям и за оказание платных услуг и других видов хозяйственной деятельности;
благотворительные вклады организаций и граждан, в том числе других государств.
Средства государственного здравоохранения направляются на:
оказание медицинской помощи гражданам;
целевые комплексные программы здравоохранения;
развитие материально-технической базы государственного здравоохранения;
содержание лечебно-профилактических в санитарно-эпидемиологических учреждений;
подготовка и повышение квалификации медицинских кадров;
развитие и внедрение медицинской науки;
ликвидацию эпидемий инфекционных заболеваний.
Расходы на физическую культуру и спорт финансируются за счет средств государственного бюджета, средств профсоюзных организаций, доходов хозяйствующих субъектов, собственных средств спортивных обществ. Из государственного бюджета финансируются капитальные вложения на строительство стадионов и других спортивных сооружений, содержание аппарата спортивных организаций, ассигнования на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований. Часть расходов возмещают организации – спонсоры, как правило, в рекламных целях.