Тема 4. Бюджетная классификация.
Цель лекции: изучить бюджетную классификацию, организацию учета нематериальных активов.
Вопросы лекции
1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации.
2. Классификация государственных доходов.
3. Классификация расходов государственного бюджета, их сущность.
4. Определение бюджетных программ и их администраторов. Виды бюджетных программ.
Содержание лекции
1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации
Для составления и исполнения бюджетов в соответствии с их целевым назначением необходимо регламентировать источники доходов и расходовать бюджетные средства согласно объему и направлению затрат, предусмотренных бюджетом. Регламентация источников доходов и направлений расходования бюджетных ассигнований - обязательное условие составления и исполнения бюджета. Это достигается группировкой доходов и расходов бюджета путем объединения доходов по формам и видам, а расходов - по мероприятиям и целевому назначению. Данная группировка доходов и расходов и представляет бюджетную классификацию, которая позволяет осуществить целевое финансирование из бюджета, финансовый контроль использования бюджетных средств и обеспечить соблюдение бюджетной дисциплины.
Таким образом, основу бюджетной классификации составляет группировка показателей, которая позволяет иметь представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении расходования средств, а также об их составе и структуре. Подобная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита используется при составлении и исполнении бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, а также позволяет внедрить информационные технологии в бюджетный процесс.
Бюджетный процесс в Республике Казахстан осуществляется на основе единой бюджетной классификации, которая для всех уровней бюджетов является единой и обязательной. По определению, данному в Бюджетном кодексе,единая бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации бюджета определенных наименований и группировочных кодов. Единая бюджетная классификация состоит из классификации поступлений бюджета, функциональной и экономической классификации расходов бюджета. Система расположения и группировки доходов и расходов позволяет получить необходимое представление о структуре бюджета, источниках его доходов, составе плательщиков, о целевом назначении бюджетных ассигнований, а также обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Принципы построения бюджетной классификации и ее характер обусловлены экономическим содержанием доходов и расходов бюджета, структурой национальной экономики и системой управления. Значение группировки источников доходов и определения целей бюджетных затрат заключается, прежде всего, в том, что такая регламентация является обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса, осуществления финансового контроля. Для этого бюджетная классификация должна быть ясной и четкой, должна давать полное представление об экономическом, ведомственном и территориальном формировании доходов и направлениях использования бюджетных средств, а также об их составе и структуре.
Детализация доходов и расходов бюджета обеспечивает проверку и сопоставление данных, включаемых в бюджет, определение динамики и структуры поступлений и затрат по ведомствам и учреждениям. Классификация способствует составлению общего свода бюджетов, их анализу, проведению контроля исполнения бюджета и целевого использования бюджетных средств. Она способствует также соблюдению финансовой дисциплины, поскольку дает возможность сопоставления доходов с расходами по отчетам об исполнении бюджета. В целом бюджетная классификация служит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов.
По мере развития системы и методов управления бюджетная классификация подвергается изменениям и совершенствуется. К примеру, в Республике Казахстан, начиная с 2002 г., бюджет подразделяется на текущий бюджет (текущие расходы) и бюджет развития (капитальные расходы). Такая форма бюджета дает возможность реально оценить стоимость выполнения государством функций, возложенных на него законодательством, определить объем инвестиционного вклада на социально-экономическое развитие страны, систематизировать и контролировать бюджетные программы.
Использование в системе управления данных, определенных по бюджетной классификации в разрезе текущего бюджета и бюджета развития, позволяет оценить реальное движение бюджетных денег и своевременно влиять на осуществление экономических и социальных процессов, делать обоснованные выводы и предложения по формированию и расходованию бюджетных ресурсов.
II Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, основанная на бюджетном законодательстве Республики Казахстан.
Группировка классификации поступлений бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.
Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам.
Классы и подклассы группируют поступления по их источникам и видам.
Специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
Этим группам классификации поступлений присваиваются группировочные коды, состоящие из шести знаков.
Первый знак показывает категорию поступлений, определяющий деление поступлений по способу взимания.
Так, цифра 1 означает, что в этом разделе все виды платежей относятся к налоговым поступлениям,
2 - неналоговым поступлениям,
3 - поступлениям от продажи основного капитала,
4 - поступлениям официальных трансфертов,
5 - поступлениям от погашения выданных бюджетных кредитов, продажи финансовых активов, а также к правительственным займам.
Следующие две цифры означают деление по классам в зависимости от вида поступлений. Например, 01 - это подоходный налог,
05 - внутренние налоги на товары, работы и услуги и т.д.
Затем идет одна цифра, показывающая подкласс в зависимости от конкретного вида платежа. Например, 1 - это корпоративный подоходный налог,
2 - акцизы,
3 - поступления за использование природных и других ресурсов и т.д.
Последние две цифры означают специфику, показывающую конкретного плательщика данного вида платежа и источник их образования.
Например, 01 - это корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов,
02 - корпоративный подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов,
03 - корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов, удерживаемый у источника выплаты и т.д.
Все поступления распределяются между уровнями бюджетов в соответствии с классификацией доходов бюджета. Поэтому в Бюджетном кодексе за каждым уровнем бюджета и закреплены соответствующие поступления.
Например, в доходах республиканского бюджета 1 категория - Налоговые поступления - представлены:
01 класс - Подоходный налог;
1 подкласс - Корпоративный подоходный налог;
01 специфика - Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов (код 101101);
02 специфика - Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов (код 101102);
03 специфика — Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов, удерживаемый у источника выплаты (код 101103) и т.д.;
05 класс - Внутренние налоги на товары, работы и услуги:
1 подкласс — Налог на добавленную стоимость;
01 специфика - Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (код 105101);
02 специфика - Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию РК, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации (код 105102);
04 специфика - Налог на добавленную стоимость за нерезидента (код 105104);
05 специфика - Налог на добавленную стоимость на товары, производимые и импортируемые с территории Российской Федерации (код 105105) и т.д.;
2 подкласс - Акцизы:
29 специфика - Сырая нефть, включая газовый конденсат, произведенная на территории Республики Казахстан (код 105229);
41 специфика - Все виды спирта, импортируемые на территорию РК (код105241) и т.д.;
3 подкласс - Поступления за использование природных и других ресурсов:
02 специфика - Налог на сверхприбыль (105302);
05 специфика - Бонусы (код 1053 05);
06 специфика - Роялти (код 105306);
08 специфика - Доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам (код 105308);
4 подкласс - Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности:
06 специфика - Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК, кроме сбора за проезд автотранспортных средств по государственным платным автомобильным дорогам местного значения (код 105406);
12 специфика - Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (код 105412);
13 специфика - Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям (код 105413) и т.д.;
06 класс - Налоги на международную торговлю и внешние операции:
1 подкласс — Таможенные платежи;
01 специфика - Таможенные пошлины на ввозимые товары, за исключением таможенных пошлин на ввозимые товары, взимаемых с физических лиц с применением единой ставки таможенной пошлины (код 106101);
02 специфика - Таможенные пошлины на вывозимые товары (код 106102) и т.д.;
2 подкласс - Прочие налоги на международную торговлю и операции:
01 специфика - Поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур (код 106201);
07 класс - Прочие налоги:
1 подкласс - Прочие налоги (код 107109 - поступления в республиканский бюджет, 107110 - поступления в местные бюджеты);
08 класс - Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами:
1 подкласс - Государственная пошлина:
01 специфика - Консульский сбор (код 108101);
13 специфика - Государственная пошлина за проставление апостиля на официальных документах, совершенных в РК в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (код 108113).
Аналогичным образом в бюджетной классификации расписаны все другие категории поступлений.
IIIКлассификация бюджетных расходов по определенным признакам способствует выяснению их роли и значения в экономических процессах, происходящих в республике. В теории и практике известны несколько признаков классификации расходов бюджета. Прежде всего, различают территориальную классификацию расходов, связанную свыделением бюджетных средств по уровням государственного управления (расходы республиканского, областного и районного бюджетов). Существенное значение для планирования и использования бюджетных средств имеет экономическая классификация расходов бюджета, связанная с выделением средств из бюджета на развитие экономики, на процессы расширенного воспроизводства. По этому признаку выделяются текущие расходы (текущий бюджет) и капитальные расходы (бюджет развития).
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме трансфертов. Эти расходы, носящие постоянный характер, включают в себя затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений).
Капитальные расходы бюджета ~ это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся: расходы, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на развитие инфраструктуры, градостроительство; инвестиции в науку, в человеческий капитал, в создание и развитие информационных систем.
Следующим важным признаком классификации расходов бюджета является распределение бюджетных средств по функциональным и ведомственным направлениям.
Функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию государственной политики в республике.
Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:
функциональные группы;
функциональные подгруппы;
администраторы бюджетных программ;
бюджетные программы и подпрограммы.
Функциональная группа - объединение расходов бюджета по отраслевым признакам и функциональному направлению.
Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования бюджетных средств внутри функциональной группы.
администраторы бюджетных программ + бюджетные программы и подпрограммы см. в 4-м вопросе
На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм).
Как и в классификации поступлений, уровням классификации расходов бюджета присвоены коды, состоящие из тринадцати знаков.
В бюджетной классификации выделены 13 функциональных групп, в которой расходы объединены по отраслевым признакам и функциональному направлению и им присвоен код, состоящий из двух знаков.
К примеру, 01 - государственные услуги общего характера,
02 - оборона,
03 - общественный порядок и безопасность,
04 - образование,
05 - здравоохранение и т.д.
Функциональной подгруппе (подфункции), которая показывает конкретное направление расходования бюджетных средств внутри каждой функциональной группы, присвоен код, состоящий также из двух знаков.
К примеру, в функциональной группе 01 (государственные услуги общего характера) выделены подфункции: 01 - представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления,
02 -финансовая деятельность,
03 - внешнеполитическая деятельность,
04 - фундаментальные научные исследования и т.д.
В функциональной группе 02 (оборона) выделены подфункции:
01 - военные нужды,
02 - организация работы по чрезвычайным ситуациям.
Администраторам бюджетных программ, которыми являются государственные органы, несущие ответственность за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ, присвоен код, состоящий из трех знаков.
К примеру, в функциональной группе 01, подфункции 01 выделены администраторы:
101 — Администрация Президента РК,
102 - Хозяйственное управление Парламента РК,
104 - Канцелярия Премьер-министра РК и т.д.
Функциональная группа 02, подфункция 01 подразделяется:
208 - Министерство обороны РК,
678 - Республиканская гвардия РК;
подфункция 02 включает в себя администратора 308 - Агентство РК по чрезвычайным ситуациям.
По существу объединение расходов бюджета, связанных с выделением бюджетных ассигнований различным министерствам, ведомствам, государственным учреждениям, другим юридическим лицам, является ведомственной классификацией расходов.
Бюджетные программы, которыми представлены расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики, выделяют в классификации тремя знаками группировочного кода. По сути, здесь имеет место классификация расходов по целевому назначению, связанная с выделением бюджетных средств на покрытие конкретных видов затрат.
К примеру, администратор бюджетной программы 102 — Хозяйственное управление Парламента РК имеет бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Парламента РК,
а администратор бюджетной программы 104 - Канцелярия Премьер-министра РК - бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Премьер-министра Республики Казахстан.
Бюджетные подпрограммы, которыми являются определенные и конкретные направления расходования бюджетных ассигнований в рамках бюджетной программы, выделяют в классификации также тремя знаками группировочного кода.
К примеру, в бюджетной программе 001 администратора 102 выделены следующие подпрограммы: 001 - аппарат центрального органа,
007 - повышение квалификации государственных служащих,
009 - материально-техническое оснащение государственных органов.
В соответствии с группировкой расходов бюджета по экономическим характеристикам они подразделяются на категории, классы, подклассы и специфики.
Категория объединяет расходы по их экономическим признакам - это текущие расходы и капитальные расходы.
В классы объединяются расходы по основным видам операций, например, оплата труда государственных служащих, приобретение товаров и оплата услуг, капитальный ремонт и др.
В свою очередь, классы подразделяются на подклассы.
Например, в классе «Приобретение товаров и оплата услуг» выделяются подклассы приобретение товаров, приобретение услуг и работ и т.д.
В каждом подклассе выделяются специфики расходов, которые определяют конкретный вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы.
Понятие «специфики экономической классификации расходов бюджета» по существу означает выделение в каждой бюджетной программе конкретного направления расходов.
Например, в текущих расходах по 110 подклассу «Оплата труда» специфика 111 означает основную заработную плату. Ей дано следующее определение - это денежные выплаты работникам государственных учреждений за исполнение ими должностных обязанностей с учетом квалификационных категорий. По данной специфике отражаются надбавки к должностному окладу, носящие постоянный характер и установленные законодательством. Индивидуальный подоходный налог, удерживаемый из заработной платы, равно как и обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, перечисляются с данной специфики. Перечень таких затрат включает в себя следующие основные виды: должностные оклады (тарифные ставки); доплаты за квалификационные классы, классные чины, воинское звание; классность специалистам; ученая степень; надбавки к должностному окладу; повышение должностных окладов; доплата за проживание в зонах экологического бедствия и др.
IVПод бюджетной программой, имеющей четкую, реалистичную и достижимую цель в виде определенного конечного результата, понимаются расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики. В целях конкретизации направлений расходов бюджетные программы могут подразделяться на подпрограммы. Бюджетные программы отражают не только государственные функции, предусмотренные законами и другими нормативными актами страны, но и задачи социально-экономического развития, определенные государственными, отраслевыми и региональными программами.
В зависимости от экономических результатов бюджетные программы могут быть текущими бюджетными программами и бюджетными программами развития.
Текущие бюджетные программы представляют собой постоянные расходы бюджета, обеспечивающие выполнение функций государственного управления и обязательств государства. Бюджетные программы развития по существу являются бюджетными инвестициями, направленными на осуществление долгосрочных проектов капитального характера.
В зависимости от уровня государственного управления и от уровня бюджетной системы, в составе которого утверждаются бюджетные программы, они подразделяются на республиканские и местные бюджетные программы. Местные бюджетные программы, в свою очередь, подразделяются на областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские). Могут быть также бюджетные программы района в городе, города районного значения.
Администраторами бюджетных программ являются государственные органы, ответственные за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ и определяемые согласно возложенным на них функциям и полномочиям. Они самостоятельно используют бюджетные средства в соответствии с паспортами бюджетных программ и несут ответственность за их целевое и эффективное использование. Администраторами республиканских бюджетных программ выступают центральные исполнительные государственные органы, но ими не могут быть их структурные и территориальные подразделения; администраторами местных бюджетных программ - исполнительные органы, определяемые исходя из типовой структуры местного государственного управления,
утвержденного Правительством РК.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации.
2. Приведите классификацию государственных доходов.
3. Дайте классификацию расходов государственного бюджета, их сущность.
Рекомендуемая литература
- Мельников В.Д., Основы финансов, Алматы: ТОО «Издетельство ЛЕМ», 2009 г.
- Махмутова Н. Совершенствование механизма межбюджетных отношений. – Алматы, 2008 г.
- Зейнельгабдин. Гос. бюджет. – Алматы, 2007 г.
4. Б.С. Утибаев, Р.М. Жунусова, В.А. Саткалиева, Государственный бюджет, Алматы: Экономика, 2010 г.
5. Сейдахметов Ф.С. Доходы и расходы в налоговой системе Казахстана. – Алматы,2011г.
Тема 5. Межбюджетные отношения.
1. Понятие и принципы межбюджетных отношений, формы их регулирования
2. Методы регулирования межбюджетных отношений.
3. Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетной системы
4.Формы бюджетного регулирования местных бюджетов.
IМежбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;
- эффективное распределение поступлений с соблюдением
следующих критериев их разграничения:
а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;
б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;
в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;
г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;
д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц РК;
- обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;
- максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счет закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее
эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;
- максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к ее получателям за счет передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;
- ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.
По существу система межбюджетных отношений - это один из главных механизмов, посредством которых происходит взаимодействие субъектов управления, а именно взаимодействие между иерархическими уровнями власти - республиканским и областным, областным и районным. Эта система представляет собой совокупность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство устанавливает бюджетные взаимосвязи, направления бюджетных потоков и распределяет централизованные ресурсы.
Система межбюджетных отношений основывается на законодательно установленном четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, расходных полномочий каждого уровня бюджетов, обеспечении единых стандартов предоставления услуг населению, едином порядке распределения поступлений между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений. При этом система должна обеспечить решение следующих основных задач:
- гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территорий страны минимума услуг, оказываемых государством;
- обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;
- упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов;
- обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий.
В настоящее время действующая в Казахстане система межбюджетных отношений не в полной мере обеспечивает решение задач и соблюдение принципов ее организации. Это вполне объективное положение, поскольку для создания четкой, удовлетворяющей всех участников бюджетного процесса, системы межбюджетных отношений необходимо наличие определенных условий. Однако процесс реформирования системы межбюджетных отношений продолжается и об этом свидетельствует принятие Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления, призванное усовершенствовать систему межбюджетных отношений, и введение в действие нового Бюджетного кодекса.
Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а также самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается определение ответственности за расходы и их общий объем. Причем закрепление доходных источников за каждым уровнем государственного управления устанавливается только законодательно, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны. Не менее важным является установление четкого, стабильного, охватывающего всю совокупность бюджетных взаимосвязей, но в то же время понятного для всех участников бюджетного процесса, механизма межбюджетного регулирования.
По Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджетных отношений служат:
* между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы - официальные трансферты и бюджетные кредиты;
* между областным бюджетом и бюджетом района (города областного значения) — официальные трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.
Бюджетное регулирование осуществляется с учетом определенных потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.
В целом механизмы регулирования восходящего потока бюджетных средств определяются налоговой политикой государства и закрепляются в налоговом законодательстве, хотя возможно ежегодное изменение установленных долей по отдельным налогам. При определении форм регулирования межбюджетных отношений учитывается налоговый потенциал каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей регионов, бюджетные нормативы и единые стандарты обеспечения государственными услугами населения регионов. Формы регулирования межбюджетных отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.
Регулирование движения нисходящего потока осуществляется с использованием различных методов бюджетного субсидирования (субвенции, дотации, бюджетные кредиты, официальные трансферты).
Дотации - это средства, которые передаются из вышестоящего бюджета в твердо установленной сумме для сбалансирования дефицита нижестоящих бюджетов.
Субвенции - это средства, которые передаются из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование мероприятий со строго целевым назначением.
Кредитные ресурсы — это средства, которые передаются из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам в виде кредитов с обязательным возвратом без процентов или с процентами. Бюджетные кредиты нижестоящим бюджетам могут предоставляться только на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством и установленными правилами.
Официальные трансферты - это безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты бюджета, кроме грантов.
Нормативы процентных отчислений от доходов устанавливаются путем применения единой методологии. Методику расчета нормативов отчислений от доходов разрабатывают органы государственной власти на местах, поскольку нормативы распределения доходов применяются только между областным и районным уровнями бюджетной системы.