Основы правового положения кредитной организации. Порядок создания, реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Лицензирование банковской деятельности.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Порядок создания кредитных организаций включает в себя несколько этапов:
1. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемого полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение 12 месяцев с момента получения согласия Банка России, которое отражено в телеграмме, направленной в адрес учредителей кредитной организации и территориального учреждения по месту предполагаемого нахождения кредитной организации.
2. Подписание учредительного договора. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо. Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации. Юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
· иметь устойчивое финансовое положение;
· иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
· действовать в течение 3 лет;
· выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние 3 года.
3. Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительного договора, учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе следующие документы:
· заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
· учредительные документы;
· протокол собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
· свидетельство об уплате государственной пошлины;
· копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
· декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источники средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации.
Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов. Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации. Банк России рассматривает полученные документы и в течение 2 месяцев принимает решение о государственной регистрации кредитной организации.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям:
· несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;
· неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, и местными бюджетами за последние три года;
· несоответствие документов, поданных для государственной регистрации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о государственной регистрации.
4. Территориальное учреждение Банка России, получив копию свидетельства о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100% уставного капитала. Для оплаты капитала учредителям установлен месячный срок с момента получения уведомления. Территориальное учреждение Банка России в срок, не превышающий 10 дней с момента получения документов, проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Заключение о правомерности оплаты капитала территориальное учреждение направляет в Банк России. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. При всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций; кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;
Слияние и присоединение проводятся поэтапно с особенностями:
- подготовка договора о слиянии или присоединении;
проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т.п.;
-проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;
В соответствии со ст. 61-64 ГК РФ ликвидация банка осуществляется его учредителями. Добровольная ликвидация производится на основании решения общего собрания учредителей, причем на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все свои обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным. При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав такой комиссии утверждает суд. Банк России, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц, на основании которых регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.