Структура банковской системы РФ
Банковская система Российской Федерации - это одна из основных структур в экономике нашего государства. Банковская система призвана удовлетворить возрастающие потребности современного общества в банковских услугах и продуктах.
Банковская система является совокупностью национальных банков и других кредитных учреждений, которая включена в экономику государства. Основная функция банковской системы в целом - это посредничество в перемещении денежных средств и кредитов между продавцами и покупателями, заемщиками и кредиторами.
Элементами банковской системы следующие:
- центральный банк, который осуществляет эмиссионную и валютную политику государства;
- коммерческие банки, которые производят разные операции и оказывают различные услуги;
- различные кредитно-расчетные центры.
Банковская система имеет иерархичную структуру во главе с центральным банком. Коммерческие банки находятся на нижнем уровне, которые классифицируются на универсальные и специализированные (банки потребительского кредита, а так же сберегательные, ипотечные, инвестиционные, внутрипроизводственные, отраслевые), а так же небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, страховые компании и фонды, пенсионные фонды, трастовые компании, ломбарды и другие).
Рисунок 1.1 - Структура банковской системы в Российской Федерации [15, с. 143]
Такую систему принято называть двухуровневой, она получила распространение в экономически развитых странах. В большинстве стран центральный (эмиссионный) банк является государственным. Но, в случае, если государство владеет центральным банком частично, к примеру, в Японии – 55%, Бельгии – 50%, или не является формальным владельцем банка, как в США, Швейцарии, Италии – центральный банк все равно наделен функциями государственного органа и имеет монопольное право на эмиссию (выпуск в обращение) банкнот.
В центральном банке хранятся государственные золотые и валютные резервы, он осуществляет обслуживание госбюджета и принимает участие в управлении государственным долгом. Центральный банк является главным инструментом в политике государства в области регулирования кредитно-денежной сферы и валютных отношений.
В силу особой роли центрального банка, правительство заинтересовано в его надежности. Стоит отметить, что Центральный банк, согласно Федеральному закону от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[1] вне зависимости от принадлежности капитала, является юридически самостоятельным. Управляющий банка не входит в состав правительства. Такая независимость центрального банка необходима, чтобы выполнять все необходимые функции. К примеру, она весьма важна, когда необходимо ограничить возможности правительства использовать ресурсы банка для покрытия дефицита бюджета.
Но независимость центрального банка является все же относительной: экономическая политика государства требует четкого согласования всех ее элементов, поэтому долгосрочная политика центрального банка определяется приоритетами правительственного курса в экономике. Как правило, именно через центральный банк производится основная доля всех расчетов, причем центральный банк устанавливает правила этих расчетов, являющиеся обязательными для всех организаций, предприятий и населения.
По отношению к другим элементам системы, центральный банк является «банком банков»: хранит свободные средства и обязательные резервы коммерческих банков, а так же других структур, выдает им ссуды, стоит во главе национальной системы взаимозачетов денежных обязательств. Центральный банк устанавливает лимиты и нормативы деятельности других банков, определяет официальную ставку по кредитам.
Коммерческие банки являются основным звеном кредитной системы. Они относятся к категории финансовых посредников. Через них проводится большинство банковских операций.
Коммерческие банки занимаются кредитованием предприятий торговли и промышленности, осуществляют их взаиморасчеты, принимают вклады. Банки привлекают свободные денежные средства, сбережения частных лиц и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, и, тем самым, способствуют существенному повышению эффективности производства.
Кроме банков, элементами нижнего уровня банковской системы являются специализированные кредитно-финансовые учреждения, уже перечисленные выше (инвестиционные фонды, страховые компании и др.). В отличие от банков, такие учреждения не предоставляют полный спектр банковских услуг, их деятельность ограничивается определенными функциями.
Правовые основы и принципы их функционирования определяются центральным банком. Законодательство большинства государств предусматривает функционирование иностранных банков внутри страны.
В некоторых странах их деятельность не ограничивается, например, во Франции. Другие страны устанавливают определенные рамки для совершаемых ими операций, например, Россия, Канада. Подобное устройство банковской системы характерно для большинства стран с развитой экономикой, таких как США, Япония, страны Западной Европы.
Однако по развитию составляющих элементов системы разных стран имеют существенные различия и особенности. Уникальность систем обусловлена условиями исторического развития, национальными традициями, уровнем развития экономики, способом регулирования денежного обращения и другими факторами.
Для примера можно взять две высокоразвитые соседние страны Северной Америки – США и Канаду. Несмотря на непосредственную близость расположения, в основе организации их банковских систем используются прямо противоположные подходы. Если в Соединенных Штатах имеется примерно 12 тысяч банков, то в Канаде их всего шесть, но они имеют отделения и филиалы на всей территории страны.
Но, в итоге, важным является не количество банков как таковых, а количественная характеристика банковской системы – общая численность банковских учреждений, включая филиалы, отделения, агентства, которые обслуживают организации, предприятия и население.
В Российской Федерации банковская система двухуровневая. Центральный банк Российской Федерации находится во главе системы, на втором уровне – коммерческие банки, а так же разные финансово-кредитные учреждения. Кроме того, банковская система Российской Федерации включает филиалы и представительства иностранных банков, банковские группы и холдинги. Банк России, являясь юридическим лицом, в налоговых органах не регистрируется. Он осуществляет расходы за счет своих доходов, однако прибыль не является целью деятельности данного банка, он является органом регулирования экономики в стране и осуществляет функции внешнеэкономической деятельности.
Банк России получает прибыль в основном за счет предоставления ликвидности коммерческим банкам и операций на валютном рынке. По закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» получение дохода основной целью ЦБ не является. Банковский регулятор считается юридическим лицом и банком по характеру деятельности, но с функциями государственного органа. Его главные обязанности — контроль за уровнем инфляции и надзор за банковской системой. Согласно закону, 90% прибыли ЦБ перечисляется в бюджет, а оставшиеся 10% направляются в резервы и фонды различного назначения.
Поступление доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет на 2017 год прогнозируется в объеме 31,5 млрд руб., что на 69,642 млрд руб. меньше суммы доходов, перечисленной в 2016 году, согласно пояснительной записке Минфина к проекту бюджета.
Коммерческие и специализированные банки, находящиеся на втором уровне банковской системы, осуществляют комплексное расчетно-кредитное обслуживание своих клиентов или специализируются на определенных видах услуг. Банки России не призваны отвечать по обязательствам банков и, наоборот, государство не несет ответственности по обязательствам банков.
Важно отметить, что банковская система в условии современного общества постоянно ее структура развивается и изменяется, усложняется. Это обусловлено развитием финансовых и товарных рынков, появлением новых инструментов и методов обслуживания клиентов, новых видов финансово-кредитных учреждений.