Фото 7.1 Как завязать булинь вокруг крюка. Начало действий.
Фото 7.2. Практически подогнаный нижний узел. Если через петлю пропустить верёвку и загрузить телом человека. Узел упрется в нижний крюк, отрезок репшнура между нижним и верхним крюком натянется, и верхний узел упрется в верхний крюк. Мы этого и добиваемся.
«Трехэлементные спусковые точки»
Это логическое развитие темы двухэлементных точек. Принцип согласования совместной работы элементов спусковых точек такой же. На фото 8 способ объединения трёх элементов с помощью одного репшнура или куска верёвки. Угол между крайними ветвями от 30 до 60 градусов.
Другие варианты трехэлементных точек: с узлом "дубовый" фото 9, с узлом "двойной булинь" фото 10.
Кроме того, можно использовать комбинацию из двухэлементной точки, которую, не разбирая, усиливают дополнительной точкой.
Последовательное (линейное) объединение трех элементов спусковой точки по аналогии с фото 6.2. Регулировка чуть более заморочная, чем для спусковой точки с двумя элементами. Но принцип тот же.
Фото 8. Трехэлементная спусковая точка. Представим, что все элементы этой системы крючья. Центральный узел "дубовый". Узлы при крайних элементах страховки "дубовые".
Фото 8.1. Объединение трехэлементной спусковой точки одним репшнуром, или отрезком расходной основной верёвки. Осталось выбрать направление и завязать центральный узел. Естественно, для этого используем узел "дубовый" - он меньше других узлов отбирает длину верёвки.
Фото 9. Вариант соединения трех элементов (крючья) с помощью одного репшнура.
Фото 10. Та же схема, как на фото 9. Только на средний крюк завязан узел "двойной булинь".
«Спусковая точка, при отсутствии альпснаряжения».
Можеттакое случиться на маршруте? Бывает. Например: крючья и закладки кончились.
Напоминаю, узел, завязанный на репшнуре, работает в соответствующей сужающейся щели, как закладка.
Если имеется тонкая вертикальная или наклоненная, сужающаяся вниз щель, то спусковую точку можно сделать из репшнура ø 7-/-8.5, или куска расходной верёвки. Репншнур складывается пополам, и со стороны сдвоенных концов вяжется узел «дубовый», если нужно заполнить щель размером 1.25 -1.4 диаметра репшнура. Этот узел засовывается в щель, а затем за петлю сдвигается вниз, максимально сильно расклинивая узел в щели.
Для большей ширины щели нужно подбирать больший диаметр репшнура, или верёвки. Либо вязать другой узел: «полугрейпвайн» или ещё больший «трехвитковыйполугрейпвайн».
Если щель достаточно широкая, можно использовать расходный кусок основной верёвки, завязав на нём большой, трудно сминаемый узел «обезьяний кулак».
Можно сдвоенный кусок верёвки сложить пополам и завязать "дубовый узел".
Кончик за узлом должен быть достаточно длинным, чтобы с его помощью можно было плотно затянуть узел – закладку. Он же пригодится, для демонтажа узла из щели, если узел не встанет с первой попытки так как вам нужно в щели.
Таким образом можно сделать, двух, трех, четырёх элементную спусковую точку.
Можно использовать комбинации из крюка и закладочных узлов в сужающихся щелях.
Фото 11. Закладка узла "дубовый" в сужающуюся щель.
Фото 12. Два "дубовых" узла заложенных в параллельные сужающиеся щели. Угол между ветвями спусковой точки от 30 до 60 градусов.
Можно использовать комбинации из крюка и закладочных узлов в сужающихся щелях фото 13.
Дальше смотрите фотографии. Подписи под ними всё объясняют.
Фото 13 Комбинированная спусковая точка. Левая часть последовательное соединение крючьев узлом дубовый. Правая ветвь заклинена в сужающейся щели узлом "обезьяний кулак".
Нижний узел "двойной булинь" обвязанный вокруг уха морковки.
Фото 14. Исходная позиция для создания спусковой точки на три элемента.
Фото 14.1. Вот что из этого получается. На всех ветвях использован узел "дубовый". Для средних щелей на правой ветви можно использовать "полугрейпвайн". Комбинируйте! Регулируя размеры ветвей данную конструкцию можно ставить, как на вертикальные параллельные щели, так и на наклонные.
Фото 15. Заготовка для четырёх точечной спусковой точки. На очень слабых породах этот вариант вам может очень пригодиться.
Фото 16. Четырёх ветвевая спусковая точка. В центре узел "дубовый", по ветвям либо "дубовый", либо "грейпвайн", либо "обезьяний кулак". Требует достаточно длинных исходных кусков репшнура. Можно использовать на вертикальных параллельных щелях.
Фото 17. Две ветви спусковой точки усилены дополнительной ветвью. Обратите внимание, дополнительная (оранжевая) ввязывается коромыслом через центральный узел. Так проще согласовать её совместную работу с другими элементами точки.
Фото 18. Исходный вариант готовой спусковой петли. Через риф продёрнута петля. Эту петлю можно надеть на выступ на скале.
Фото 19. Петля, продёрнутая сквозь риф (смотри фото 19) надевается на выступ на скале. После этого риф сдвигается вверх, сжимая ветви петли, и не давая петле спрыгнуть с выступа.
Фото 20. Та же конструкция с дополнительной петлёй-охватом на выступе. Более надёжный вариант предыдущей конструкции.
«Наиболее частые ошибки, допускаемые при соединениях элементов спусковых точек».
Напомню, речь идёт о спусковых точках, установленных лидером, если он по каким-либо причинам не сумел добраться до станции.
А) Использование недостаточно пригодных элементов страховки. Например: закладка с тонким тросом, и мелкой головкой. Мягкие крючья с коротким лезвием.
Б) Не проверяется пальцами режущая кромка уха шлямбура или крюка, по которой будет ёрзать петелька. Если имеется острый набой, его нужно закруглить клювом молотка. Если это невозможно, то кромку закрывают каким -нибудь протекционным материалом. Носите с собой в кармане армированный скотч. Очень полезный предмет в горах. Его можно использовать очень разнообразно.
Использование крюка с острыми кромками без защитных мероприятий смертельно опасно.
В) Неравномерное выравнивание ветвей точки страховки. При этом нагрузка воспринимается в основном только одним элементом точки страховки, второй практически выключен из работы.
Г) Использование спусковой точки с узлом между силовыми ветвями более 60°.
Д) Последовательное соединение двух элементов, расположенных на одной высоте. При этом одна точка выключена из работы.
Е) Спусковая верёвка накидывается через обе ветви петли коромыслом. В случае выпадения одного элемента, верёвка вылетает
Ж) При последовательном соединении элементов страховки в спусковой точке, плохо отрегулирована совместная работа элементов
В ситуации, которую мы обсуждаем: лидер не долез до станции и принял решение спускаться - спусковую точку испытать невозможно. Если невозможно создать приемлемую спусковую точку, или есть обоснованные сомнения в надёжности точки, воспользуйтесь приёмом, описанным в варианте А от 05.02.2016.
Не пытайтесь спуститься парашутиком через петельку, даже если она сдвоенная. Это самый простой вариант убиться.
При зарядке страховочного устройства перед спуском со спусковой точки, не выдёргивайте ту сторону верёвки, которая проходит через точки страховки, поставленные ранее. Эта верёвка должна быть закреплена на станции или на страхующем.
Иллюстрация к пункту Д). При таком соединении, сначала срабатывает правый элемент страховки, а потом, если правый элемент уходит, срабатывает левый элемент страховки.
Очень опасный вариант развития событий при таком соединении, когда верёвка уходит вниз от спусковой точки через горизонтальное ребро. Даже если левая точка парирует нагрузку, движение верёвки по острому ребру чревато последствиями. Самое лёгкое: -повреждение рубашки верёвки.
Иллюстрация к пункту Е). Вырывание любого элемента страховки такой точки - смерть для спускающегося.
Иллюстрация к Е). Здесь хорошо видно, что соединительная петля спусковой точки обязана проскочить через петлю спусковой верёвки
Такой вид соединения спусковой точки иногда называют "смертельным треугольником". Здесь при вырывании любого элемента (оба крючья) спусковой точки произойдёт резкая осадка спусковой верёвки со спускаемым. Скорее всего на втором крюке соединительную петлю срежет.
На этом фото видно ещё одну характерную ошибку: узел грейпвайн не затянут.
Спуск со слабой спусковой точки, с подстраховкой на свои же ранее установленные точки.
"Транспортир на горе».
Довольночасто в текстах учебников по альпинизму встречается рекомендация действий альпиниста в зависимости от крутизны склона. Там же описываются способы определения крутизны склона с помощью ледоруба или лыжных палок.
В учебных текстах по конструированию станций вам может встретиться фраза -рекомендация:"угол между ветвями станции в пределах от 20 до 90 градусов".
Тут вам хочется автора статьи хорошенько выругать. Чем замерять этот самый угол? Транспортир с собой в гору не возьмёшь, а если и возьмёшь, то работать с ним неудобно. Не возьмёте вы с собой транспортир.
Рассмотрим на фото 1 типичную двухэлементную станцию (точку страховки)
Вертикаль мы можем найти практически всегда, используя в качестве отвеса молоток или длинную мягкую оттяжку с достаточным грузом в 2-3 дополнительных карабина. На фото 1 вертикаль обозначена тонкой, голубой линией.
Определять углы ά и β от вертикали на глазок, достаточно сложно, по неопытности легко можно ошибиться на 10-15°. Общий угол έ между связями AB и BC тоже не так-то просто определить. К счастью, матушка природа позаботилась о нас. У нас есть ладони с пятью пальцами. С их помощью мы можем достаточно точно определять углы между линиями, объединяющими элементы страховки.
На фото 2 мы имеем угол между большим и указательным пальцем почти равный 90°. Прислоняем ладонь к двухэлементной ТС снизу таким образом, чтобы большой палец располагался вдоль левой силовой ветви AB, а указательный вдоль правой BC. Теперь мы можем сравнить существующий угол έ между левой AB и правой BC ветвями с углом 90° на нашей руке (фото 3) и сделать поправки для определения его фактического значения έ.
На фото 4 угол между указательным и средним пальцам в не напряженном состоянии обычно равен примерно 30°. Указательный палец ставим вдоль вертикали, средний палец вдоль правой BC ветви ТС. Сравниваем положение правой ветви с положением пальца и вносим корректировки в измерение реального угла ά (фото 5).
На фото 6 мы имеем угол между указательным и средним пальцами 30° Средний палец ставим вдоль вертикали, указательный палец вдоль левой AB ветви ТС. Сравниваем положение левой ветви с положением указательного пальца и вносим корректировки в измерение реального угла β. На фото 7 видно, что угол больше, чем 30°. Вносим корректировки.
Можно замерить углы на вашей ладони между большим и средним, большим и безымянным пальцами. Возможно, в дальнейшем пригодится для более точного определения έ. А также (измерить) углы между указательным и безымянным пальцами вашей ладони, между указательным и мизинцем, чтобы в дальнейшем пользоваться этими углами для определения ά. и β.
Надеюсь вы знаете для чего нам нужны эти углы?
Фото 1. Синяя линия вертикаль. Зелёные оси расположены вдоль силовых линий элементов станции.
На мастер-карабин не обращайте внимание к данной теме он отношения не имеет. Хотя для сильно въедливых: карабин должен быть либо с муфтой, либо два карабина, как на фото с защелками в разные стороны.
Фото 2. Для руки среднестатистического человека угол между ладонью и отогнутым большим пальцем равен 90 градусов. Можно заранее потренировать этот угол на руке рядом с прямоугольным треугольником.
Фото 3. Подставив таким образом руку под собранную станцию можно убедиться, что ветви находятся в пределах рекомендованных углов. Если угол больше, эту станцию не трудно изменить.
Фото 4. Для среднестатистического человека угол между указательным пальцем и средним пальцем равен 30 градусов. Можно сравнить с треугольником, и слегка натренировать этот угол.
Фото 5 Определение угла между вертикалью и правой силовой ветвью станции (точки).
Фото 7. Сравнение угла в тридцать градусов с левым углом станции, образованным вертикалью и левой силовой ветвью
Фото 9. С увеличением угла между ветвями станции, увеличивается нагрузка на каждую ветвь. Уже при 120 градусах горизонтальная нагрузка на точку страховки равна вертикальной. Дальше хуже. Я привел пример для 170 градусов: в этом случае горизонтальная нагрузка равна 573 кг на каждую ветвь. Учитывайте это обстоятельство в ваших архитектурных экспериментах на станциях!
8. Ускорение процесса изготовления станции.
На всякий случай напоминаю: альпинистские станции конструктивно очень похожи на много элементные точки страховки. Поэтому принципы, изложенные в данном материале, справедливы и для многоэлементных точек.
Вы уже научились собирать некоторые простые станции, но процесс идёт бесконечно долго. Как можно ускорить процессы создания альпинистских станций?
Во-первых: не заморачиваться на огромное количество конструкций альпинистских станций, которые вы уже видели в учебной литературе.
Во-вторых: нужно выбрать основные, наиболее часто используемые, надёжные алгоритмы соединения точек. Изучить слабые и сильные стороны этих вариантов.
В-третьих: научиться прикладывать эти решения к рельефу практически.
В четвертых: анализировать собранные конструкции по определённому алгоритму, и исправлять ошибки.
Опыт преподавания показал: нужно начинать с устройства двухточечных станций. Затем совмещать их конструкцию с контр-опрокидывающими мероприятиями, защищающие станцию от переворота. Затем трансформацией двухточечной станции в трёх-точечную.
Всё как в школе: от простого к сложному.
По мере освоения можно усложнять конструкцию станции. Практика показала: для твердого усвоения материала каждую схему нужно собрать хотя бы 5-7 раз, и стараться применить для разных форм рельефа.
Это самообучение нужно проводить регулярно, а не когда жареный петух клюнет во время восхождения.
При отсутствии скал можно сделать стенд с основными формами рельефа, и на этом стенде отрабатывать сбор станций.
При создании станции нужно учитывать, что:
А) Несущая способность станции зависит от прочности и надёжности породы, на которой собирается станция. Не забывайте простучать молотком места установки точек страховки.
Б) На несущую способность точек страховки станции влияет угол έ между вектором возможного рывка и силовыми связями, соединяющими мастер-карабин с точкой страховки. С увеличением угла έ уменьшается несущая способность точки страховки, хотя механическая прочность элемента стаховки не изменяется. Угол γ между крайними связями станции не должен превышать 90°
В) На станции используются:
- «надёжные» точки страховки,
-или комбинации «надёжных» точек страховки и «условно надёжных»
-«условно надёжные» точки страховки.
При конструировании станций старайтесь избегать применения точек страховки с маленькой несущей способностью.
Г) Силовая связь между мастер-карабином станции и любой точкой страховки (элемент страховки) станции, должна быть равной или превышать механическую прочность точки страховки (элемента).
Внимание!!! Репшнур, как и любая верёвка при намокании безвозвратно теряет до 10% своей прочности. Учитывайте эту особенность, при использовании.
Д) Несущая способность станции должна обеспечивать все виды альпинистской деятельности: страховку лидера, спасательные работы, устройство бивуака.
Несущая способность станции должна быть не меньше 2000 кг. Если несущей способности двух точке страховки (элементов) не хватает, добавляется третья точка
Надёжная точки страховки- эта правильно установленная точка страховки, имеющая высокую несущую способность (механическую прочность изделия), а порода, в которую она установлена, монолитна и прочна. Немцы считают «надёжной» точку страховки имеющую несущую способность ≥1000 кг. На мой взгляд –это разумно.
«Надёжные точки страховки»
Шлямбур, клеевой шлямбур Batinox, клеевой шлямбур Collinox, столбик породы диаметром 10 см, образованный сквозным торообразным тоннелем в скале, одинокое живое дерево с диаметром ствола у поверхности скалы 10-12 см, монолитный мощный откол скалы и т.п.
«V –образный» крюк, правильно забитый в монолитную щель, в мраморовидном известняке, имеет несущую способность1500 кг (»1000 кг). Мраморовидный известняк прочная порода. Эта точка надёжна.
Тот же V-крюк, забитый в меловую щель, не изменил свою паспортную несущую способность 1500 кг (»1000 кг), но порода очень слабая. Такую точку нельзя считать надёжной
Тросовая закладка с крупной головкой и высокой механической прочностью вдоль главной оси Y=1000-1100 кг, правильно установленная на сужающуюся монолитную щель, и «осаженная» сильным рывком вдоль щели в сторону возможной нагрузки –надёжная точка.
Та же тросовая закладка с крупной головкой и высокой механической прочностью вдоль главной оси Y=1000-1100 кг небрежно засунутая в параллельную щель, надёжной быть не может.
Большие и средние якорные крючья правильно забитые в вертикальные, или чуть-чуть наклоненные трещины в монолитной породе, являются надёжными точками страховки. Механическая прочность тела такого крюка Y≥ 1200 кг.
«Условно надёжными» следует считать точки страховки, которые только при определённых условиях соответствуют те же требованиям, что и надежные.
BlackDiamondCamalot C4 имеет механическую прочность вдоль главной оси Y= 1400 кг, но в щели он имеет достаточную свободу проворота несущих сегментов. При значительном изменении вектора силы, он может выломаться из щели… Такую точку нельзя считать надёжной.
Но если провести мероприятия, правильно ориентирующие вектор силы, то этот же, правильно установленный BlackDiamondCamalot C4 становится вполне надёжной точкой страховки.
«Точки страховки с малой несущей способностью».
Испытания вертикальных крючьев показали несущую способность от 300 кг до 1000 кг. Кто даст гарантию, что именно этот ваш крюк держит 1000 кг?
Горизонтальный крюк, в сравнении с вертикальным крюком того же размера, даёт более высокий (на 20-25%) показатель грузоподьёмности. Но суть от этого не меняется.
Безопаснее считать, что это точка с маленькой (недостаточной) несущей способностью.
Закладки тросовые с маленькой головкой, тонким тросом и механической прочностью вдоль главной оси Y ≤ 600-700 кг.
"Наиболее часто используемые способы соединения точек страховки станции с мастер-карабином станции".
1) Последовательное соединение точек страховки
Этот вариант соединения точек страховки более прочих подходит для двух «надёжных» точек страховки.
Например: два шлямбура; или шлямбур + морковка; шлямбур + V-образный крюк; столбик диаметром 10-15 см, образованный туннелем в породе + шлябур, и тому подобное (смотри надежные точки).
При последовательном соединении двух (и более точек) нужно учитывать, что с увеличением угла έ между соединительным элементом точек страховки (зелёная линия) и вектором воспринимаемой нагрузки станции (синяя линия), уменьшается несущая способность верхней точки. Для углов έ=15-20° несущая способность верхней точки практически равна механической прочности верхней точки. При έ=30° реальная несущая способность верхней точки страховки уменьшается на 14%, для έ=45° на 29%.
Фото 1. Последовательное соединение двух точек. При использовании закладок несущая способность нижней закладки N зависит от угла έ1. Чем больше угол, тем меньше N. N меньше, чем Y= 1100 (механическая прочность закладки).
Тоже относится к несущей способности правой закладки R. Чем больше угол έ2, тем меньше R. R меньше Y=1100 ((механическая прочность закладки).
Если нижняя закладка будет стоять вертикально, или вместо нижней закладки использовать V-образный крюк, (угол έ1 около), то несущая способность нижней точки будет равна механической прочности изделия + прочности породы.
фото 2. Линейное соединение двух "надёжных" точек страховки. В данной схеме, узел двойной булинь играет роль "мастер-карабина". Двойной булинь прикрепляется к нижней точке с помощью карабина. Верхний узел "дубовый", с его помощью мы согласуем совместную работу точек.
фото 3. Линейное соединение локальной трубчатой стропой с использованием "двойного булиня". Обратите внимание, сшивка вынесена за узел "дубовый".
2) Соединение точек страховки с мастер-карабином независимыми связями (локальными петлями). Такой способ соединения точек можно применить, если точки страховки "надёжные". Точки могут быть расположены на одной высоте, или с превышением одной над другой.
Список "надёжных" точек приведён выше.
Смотрим фото 4;
При соединении двух точек (элементов) страховки к мастер-карабину следует учитывать угол γ между силовыми связями станции. Этот вариант приемлем для углов γ =20-45 градусов.
При при углах γ≥45° нужно вязать "центральный" узел на силовых связях, чтобы избежать появления значительных поперечных сил на мастер-карабине.Фото 5
Можно ли использовать в этой конструкции (Фото 4) петли, связанные из репшнура? (фото 6)
Прочность петли из репшнура ø7.0 мм Yп=700+ 700*0.66%=1162 кг это больше чем механическая прочность закладки Yз=1100 кг. Можно использовать.
Прочность петли из репшнура ø 7.5 мм Yп=1050 + 1050* 0.66% = 1743 кг что, больше чем механическая прочность закладки Yз=1100 кг. Более, чем достаточно. Можно использовать;
Прочность петли из репшнура ø8.0 мм Yп=1250 + 1250 * 0.66%=2075 кг. Более чем достаточно. Можно использовать.
Если вместо закладок стоит шлямбур, нужно использовать сдвоенные локальные петли, связанные из репшнура ø 7.5 мм. Смотри фото 6.
3) Соединение точек страховки независимыми связями с центральным узлом.
Такой вариант применяется для станции с "надёжными" точками страховки, с углом между связями γ= 20°-90°. Фото 7, Фото 8
Еще пара вариантов соединения точек станции объединённых куском основной динамической верёвки. Фото 9, Фото 10.
Фото 4. В данном случае точки страховки соединены с мастер-карабином промышленными локальными петлями.
Левая петля с прочностью Yп = 2200 кг превышает механическую прочность левой закладки Yз=1100 кг.
То же можно сказать о правой петле.
Угол между связями меньше 30 градусов.
Фото 5. При приложении силы Р к карабину , чем больше угол γ между силовыми связями соединяющими мастер-карабин с точками страховки, тем больше силы Vлев и Vпр. Следовательно, тем больше их горизонтальные составляющие Nлев и Nпр, действующие на карабин. Фирмы изготовители не испытывают карабины с таким приложением нагрузки. Чтобы избежать появления значительных сил Nлев и Nпр нужно вязать центральный узел на силовых связях при угле γ≥45°.
Фото 6. Локальная петля из репшнура ø 7.5 мм длинной 5 метров. Узел грейпвайн отбирает до 33% прочности репшнура.
Прочность одинарной петли Yп=1050 + 1050 *0.66%=1743 кг. Если сложить петлю вдвое (как на фото), её прочность увеличивается примерно в 1.5-1.7 раза.
Фото 7. Хорошо видно, что благодаря центральному узлу, завязанному на обоих локальных петлях карабин растягивается штатно. Именно так карабины испытываются в лабораториях.
Фото 8.Прочность левой ветви Y= 1050 + 1050 * 0.66% =1743 кг, что значительно больше, чем механическая прочность левой закладки.
Прочность правой ветви Y = 1050 + 1050= 2100 кг.
Несущая способность всей системы (1743 + 2100) * 50% =1921 кг. Немного не дотягивает до стандарта. Несущая способность станции должна быть 2000 кг. Центральный узел отбирает 45-50% прочности системы.
Соединение петлёй из репшнура ø7.0 мм не соответствует стандарту несущей способности станции 2000 кг. Не используйте репшнур ø7.0 мм в такой конструкции.
Соединение петлёй из репшнура ø8.0 мм полностью соответствует стандарту. Смело применяйте петлю из репшнура ø8.0 мм.
Фото 9. В этом варианте двойное кольцо узла "Двойной булинь" играет роль мастер-карабина. Размер кольца такой, чтобы проходила ладонь со сжатыми пальцами.
Фото 10. Использование локальной петли из основной верёвки. Даже ослабленная узлами стремя прочность основной веревки Y= 2200 * 0.66 = 1452 кг выше, чем механическая прочность закладки Y= 1100 кг.
Если вместо основной верёвки использовать репшнур ø7.5 мм, то прочность репшнура, ослабленного узлом составит Y= 1050 * 0.66=693 кг. Это значительно меньше, чем у закладки Y= 1100 кг Нельзя использовать репшнур в одну нитку.
Для репшнура ø8.0 мм Y=1250 *0.66=825 кг. Что тоже значительно меньше, чем Y= 1100 кг. Нельзя использовать репшнур в одну нитку.
2)Компенсаторное соединение точек (элементов) страховки.
Компенсаторное соединение точек можно выполнять:
а) с помощью компенсаторной петли;
б) способом QWAD;
в) итальянской петлёй и её вариантами;
г) другими более сложными способами
Компенсаторное соединение точек страховки служит:
- для одновременной передачи нагрузки от мастер-карабина на две и более точек страховки,
- для автоматического перераспределения нагрузки на точках страховки при изменении вектора силы, приходящей на мастер-карабин станции. Фото 11.
- для усиления точки страховки состоящей из двух-трех элементах на слабых породах.
При конструировании станции компенсаторная петля чаще всего применяется для объединения «надежной» и «условно надёжной» точки страховки, или соединения двух-трёх "условно надёжных" точек страховки.
Точки страховки могут быть расположены на одном уровне, или с превышением одной над другой.
Наиболее эффективна эта схема на станциях с углами между связями от γ = от 30° до 90°. При углах между связями меньше 30° трение связей в карабине уменьшает компенсаторный эфект.
Нет смысла применять эту схему на вертикальных щелях, трение практически съедает компенсаторность.
Фото12-17 с комментариями.
фото 11. Вектор силы, приложенный к мастер-карабину станции, может не совпадать с вертикалью. В этом случае удобно применять компенсаторный способ соединения точек.
Однако, эти же точки можно объединить петлёй с центральным узлом, изначально ориентируя станцию в сторону предполагаемого рывка. Ошибка в фиксации направления станции, приведёт к каскадной работе точек страховки.
Фото 12. Компенсаторная петля соединяющая две точки, эффективный способ одновременной передачи нагрузки на обе точки страховки.
Если имеется значительное превышение одной точки над другой, узел ставится со стороны короткого плеча петли.
Недостаток, именно этой конструкции: в случае падения на станцию возможно разрушение одной из её точек, и после этого "просадка" мастер-карабина на большое плечо. На оставшуюся точку придет очень большая суммарная нагрузка, от падения лидера + падения страхующего со снаряжением.
В таком варианте, как на фото, компенсаторную петлю лучше не применять. Нужно проводить контр-осадочные мероприятия.
Фото 13. . Компенсаторная петля, объединяющая две точки страховки, с противоосадочными узлами, связанная из репшнура ø7. 5 мм .
Узел грейпвайн выносится из рабочей зоны петли, обычно на более длинное плечо, в отличие от предыдущего варианта.
Применяется для одновременной работы "надёжной", и "условно надёжной" точек страховки. Например шлямбур + френда №1.
Точки страховки могут быть на одной и на разной высоте.
Расстояние между узлами должно быть не больше 35-45 см. Узлы вяжутся, чтобы ограничить "просадку" мастер карабина в случае разрушения одной из точек станции. В этом случае мастер карабин присядет на 17-22 сантиметров.
Диапазон векторов возможных нагрузок на мастер-карабин изменится незначительно.
Такая конструкция наиболее эффективно работает в диапазоне углов между ветвями станции γ от 30° до 90°.
При углах меньше 30°, трение между ветвями в мастер-карабине нивелирует компенсаторный эффект. В конструкции появляется каскадность (не одновременность) передачи сил на точки страховки.
Петля, связанная из репшнура ø 7.0 мм, имеет недостаточную прочность для станции такой конструкции. Около 50% прочности петли отбирает противоосадочный узел. К петле, связанной из репшнура ø7. 5 мм или ø8.0 мм таких претензий нет.
Фото 14. Компенсаторная петля, выполненая из промышленной трубчатой локальной петли.
Наиболее эффективно работает в диапазоне углов γ от 30° до 90°. При углах меньше 30°, трение между ветвями в мастер-карабине нивелирует компенсаторный эффект. В конструкции появляется каскадность, не одновременность передачи сил на точки страховки.
Это явление очень заметно, при использовании в качестве локальной компенсаторной петли стандартных трубчатых 16 мм петель. Для объединения трех точек такая петля практически непригодна.
Всё что написано под фото 12 справедливо и для этого варианта.
фото 15.Для уменьшения трения на мастер-карабине, карабин переворачивается широкой стороной к лентам.
Фото 16. Если компенсаторная система собрана из двух последовательных локальных петель, то можно ограничиться одним противо-осадочным узлом. Мастер карабин не убежит в правую сторону за пределы петли. Расстояние между краем петли и контр-осадочным узлом те же 35-45 см.
Фото 17. Использование длинной локальной петли связанной из репшнура. Вяжете на петле узел, рабочая часть используется, как обычная петля. Неиспользуемая часть убирается из рабочей зоны на вспомогательный карабин.
б) QWAD
Компенсаторная система QWAD более быстро и эффективно распределяет нагрузку на точки станции, за счёт меньшего трения на мастер-карабине станции. Изменение вектора воспринимаемой нагрузки для QWAD не критично.
В системе QWAD узлами конструктивно заложена противо-осадочность.
В отличие от предыдущей компенсаторной системы, эту станцию лучше изготовить до начала восхождения. Ее довольно легко носить в собранном компактном виде на карабине.
Эта система наиболее эфективна для углов между связями γ от 20° до 90°.
Если её размеров не хватает для соединения точек страховки с обеспечением эффективного угла γ между связями, можно удлинять её с помощью оттяжки или дополнительной локальной петли необходимого размера.
Фото 18 - 27 Это всё QWAD!
Фото 18. Берём репшнур длиной 4.5-5.0 метров, диаметром 7.5-8.0 мм. Репшнур меньшего диаметра лучше не применять.
Фото 19. Вяжем с одной из сторон на всех трёх нитках узел "дубовый. Аккуратно выравниваем все пряди в узле и затягиваем его. Теперь нужно завязать другой "дубовый" узел на расстоянии 35-45 см от первого узла.
Аккуратно расправить пряди узла и затянуть узел.
Конструкция готова. Можно устанавливать на точки страховки. Система лучше всего работает на точках, установленных на одной высоте.
Но не важно, если ваша конструкция получилась не симметричной. Правильное положение всей системы можно легко отрегулировать на месте установки, с помощью отяжки необходимой длины или локальной петли.
На этом фото мастер-карабин бегает одновременно по двум одинаковым прядям системы. Можно сделать так, чтобы два муфтованных карабина скользили каждый по своей из двух этих прядей. Два карабина, две связи - надёжность возрастает.
фото 20. Иммитация разрушения правой точки страховки. Мастер карабин проедет около 20 см и остановится. Вся система качнётся влево. Всё. На этом всё. Конструкция оказалась очень прочной и надёжной.
Фото 21. «Маслом кашу не испортить» - утверждение не для этого случая. Перекрёст ветвей на «мастер-карабине» лишний, он только увеличивает трение.
Фото 22. Как сделать QWAD, если у вас репшнур длинной 6-8 метров. Делим репшнур на четыре одинаковых куска. Завязываем "дубовый" узел со стороны двух петель. Аккуратно расправляем пряди в узле. Остаётся завязать второй "дубовый" узел с левой стороны.
Можно протянуть одновременно пару концов без петли и потом завязать общий для всей четырёх прядей узел. Тогда конструкция внешне будет напоминать фото 19. Смотри фото 23.
Или завязать этот общий узел на одинаковых по длине отрезках. Смотри фото 24.
И первый и второй варианты приемлемы по прочности и по свойствам
Фото 23. Здесь карабин бегает по двум более длинным ветвям между узлами. А можно, чтобы по каждой длинной бегал отдельный муфтованный карабин.
Расстояние между узлами должно быть 35-45 см.
Фото 24. В данной конструкции QWAD все ветви между узлами являются несущими. Выбирайте любую пару. Расстояние между узлами 35-45 см.
Фото 25. На фото видно, как собрать QWAD из локальной петли и оттяжки. Правый узел завязывался точно таким же способом.
Фото 26. Готовая конструкция. Легко собирается. Очень удобна в переноске. Если не хватает размера, я увеличиваю её с помощью удлинителей, с правой или с левой стороны, в зависимости от ситуации.
Фото 27. Другой вариант изготовления QWAD. Здесь нужно затянуть правый узел, и систем