Глава 8. Финансирование расходов на социальную защиту
Сравнительный анализ социальных расходов на душу населения в 1990-е годы в странах ЕС показывает, что, несмотря на различия в историческом развитии, системы социальной защиты большинства стран ЕС охватывают почти все социальные риски, такие, как болезнь, старость, инвалидность, несчастные случаи на производстве и др. Кроме того, практически в большинстве европейских стран предусмотрено предоставление минимального социального дохода. Между тем расходы, приходящиеся на финансирование отдельных социальных программ, существенно различаются по странам (см. таблицу 5).
Таблица 5 Распределение расходов в социальных бюджетах стран ЕС в 1999 г. (в %)
Страна | Медицин-ское страхова-ние и здравоох-ранение | Пенсион-ное страхова-ние | Страхова-ние по безрабо-тице | Семейные пособия | Пособия по инвалид-ности | Жилищные субсидии |
Бельгия | 22,9 | 40,2 | 11,3 | 8,5 | 8,5 | - |
Дания | 10,8 | 12,7 | 11,8 | 2,4 | ||
Германия | 27,1 | 40,6 | 7,1 | 10,1 | 7,5 | 0,6 |
Греция | 23,9 | 5,5 | 7,4 | 6,1 | ||
Испания | 28,3 | 44,9 | 12,5 | 7,6 | 1,2 | |
Франция | 26,8 | 41,9 | 9,3 | 5,6 | ||
Ирландия | 38,4 | 10,6 | 12,4 | 4,8 | 3,3 | |
Италия | 22,8 | 61,8 | 2,1 | 3,5 | - | |
Люксембург | 24,3 | 40,1 | 2,4 | 13,9 | 0,3 | |
Нидерланды | 27,1 | 36,7 | 5,8 | 11,1 | 1,4 | |
Австрия | 25,8 | 45,9 | 5,2 | 8,5 | 0,3 | |
Португалия | 29,2 | 38,1 | 3,3 | 4,5 | 10,5 | - |
Финляндия | 22,4 | 34,2 | 12,5 | 13,8 | 1,5 | |
Швеция | 24,9 | 38,9 | 10,4 | 11,5 | 2,3 | |
Великобритания | 23,8 | 44,2 | 3,1 | 8,5 | 9,6 | 5,8 |
В среднем по ЕС | 25,6 | 6,1 | 8,1 | 7,9 | 2,1 |
Источник: Social Protection in Europe 2001. Luxemburg, 2002. P. 63.
Это зависит, с одной стороны, от количества населения, охваченного программами социальной защиты, а с другой - от числа предоставляемых социальных услуг. Соотношение между объемами социальных расходов таково, что, как правило, в большинстве стран ЕС значительная доля (от одной трети до 2/3 социального бюджета) приходится на пенсионное страхование. На втором месте в структуре социальных бюджетов европейских стран находятся расходы на медицинское страхование, а в Ирландии эта статья социальных расходов превышает даже затраты на пенсионное обеспечение.
На третьем месте по расходам находится систем обязательно социального страхования в связи с безработицей.
Что касается семейных пособий, то они полностью финансируются государством за счет бюджетных средств и охватывают (как правило, в различной степени) практически все группы населения, имеющих детей.
Обычно системы социальной защиты используют два основных источника финансового обеспечения: страховые взносы, выплачиваемые работодателями и работниками (этот вид преобладает в странах так называемой «бисмарковской модели») и налоговые поступления в форме бюджетного обеспечения (этот вид является основным в странах, использующих так называемую «модель Бевериджа»).
В большинстве стран Евросоюза финансирование социальной защиты осуществляется преимущественно за счет страховых взносов: социальный бюджет восьми государств - членов ЕС в середине 90-х годов более чем на 60% состоял из страховых отчислений, а в Греции их величина в 1998 г. составила почти 70% (см. таблицу 6).
Таблица 6 Структура финансирования программ социальной защиты в странах ЕС (1980 и 1998 гг.)
Страна | 1980 г. | 1998 г. | ||||||||
взносы социального страхования | Бюджет-ные средства | иные источ-ники | взносы социального страховаиия | бюджет-ные средства | иные источ-ники | |||||
рработо-датали | рработ-ники | ввсего | рработо-датели | рработ-ники | ввсего | |||||
Дания | 10,1 | 22,32 | 12,33 | 82,91 | 4,75 | 8,7 | 17,9 | 26,6 | 67,2 | 6,3 |
Ирландия | 24,53 | 11,15 | 35,68 | 63,24 | 1,07 | 23,9 | 13,6 | 37,5 | 61,3 | 1,2 |
Великобритания | 33,44 | 14,61 | 48,05 | 43,21 | 8,74 | 24,4 | 511,4 | 47,9 | 0,7 | |
Люксембург | 35,43 | 23,37 | 58,8 | 32,84 | 8,36 | 24,2 | 49,2 | 46,3 | 4,4 | |
Бельгия | 44,45 | 17,8 | 62,25 | 33,98 | 3,77 | 50,6 | 22,4 | 24,4 | 2,6 | |
Нидерланды | 37,05 | 68,05 | 20,45 | 11,5 | 30,1 | 34,3 | 64,4 | 15,7 | 19,9 | |
Германия | 41,41 | 69,41 | 27,05 | 3,55 | 37,4 | 28,7 | 66,1 | 30,9 | ||
Португалия | 53,18 | 18,72 | 71,9 | 25,41 | 2,69 | 29,5 | 17,8 | 47,3 | 42,6 | |
Италия | 59,94 | 13,89 | 73,83 | 23,77 | 2,4 | 44,7 | 14,8 | 59,5 | 38,3 | 2,2 |
Франция | 55,52 | 24,27 | 79,79 | 17,27 | 2,95 | 46,5 | 19,9 | 66,4 | 30,7 | 2,9 |
Испания | 63,24 | 18,99 | 82,23 | 16,05 | 1,72 | 39,1 | 9,3 | 48,4 | 45,8 | 5,9 |
Греция | 57,81 | 31,23 | 89,04 | 4,72 | 6,24 | 52,2 | 17,5 | 69,7 | 29,2 | 9,1 |
Источник: Eurostat Yearbook 2002. Luxemburg, 2002. P. 195.
Анализ динамики структуры финансирования систем социальной защиты в странах ЕС на протяжении последних 20 лет позволяет выявить две тенденции.[46] Первая из них связана с тем обстоятельством, что в большинстве государств происходило постепенное увеличение доли бюджетного финансирования. Наиболее сильно это проявилось в четырех европейских странах - Греции, Испании, Италии и Португалии. Доля страховых взносов в социальных бюджетах этих государств снизилась более чем на 10%. Вторая тенденция касается перераспределения долей участия в страховом финансировании между работодателями и работниками и связана с увеличением доли трудящихся и уменьшением взносов работодателей в страховых отчислениях. Уменьшению части взносового финансирования в большинстве стран противостояла тенденция увеличения государственного финансирования социальных программ. Особенно отчетливо это было выражено в Греции, где государственное участие в финансировании социальных услуг поднялось с 4,7% в 1980 г. до 29,2% в 1998 г.
Кроме Греции данная тенденция характерна для Испании, Италии и Португалии. Именно в этих странах Южной Европы рост социальных расходов был обусловлен стремлением поднять собственные системы социальной защиты до уровня более развитых стран ЕС, что было связано с необходимостью соответствия Маастрихтским критериям экономической и социальной конвергенции.
Высокие удельный вес и динамика роста общественных расходов и расходов на социальную защиту стали особенно значительными в западноевропейских странах во второй половине ХХ века. Например в Италии, они к концу 90-х годов достигли 55,9% ВВП и 24,5% ВВП, соответственно
(см. таблицу 7).
Таблица 7 Динамика показателей на общественные расходы и расходы на социальную защиту в Италии, в период 1980-1992 г.г.
Виды | 1980 г. | 1984 г. | 1988 г. | 1992 г. | ||||
% к ВВП | % к общим расходам бюджета | % к ВВП | % к общим расходам бюджета | % к ВВП | % к общим расходам бюджета | % к ВВП | % к общим расходам бюджета | |
Совокупный объем общественных расходов | 42,0 | 100,0 | 49,9 | 100,0 | 50,6 | 100,0 | 55,9 | 100,0 |
Расходы на социальную защиту | 18,3 | 45,3 | 21,1 | 42,3 | 21,9 | 43,3 | 24,5 | 43,9 |
в том числе на: | ||||||||
социальное страхование | 12,4 | 29,6 | 14,7 | 29,4 | 14,4 | 28,7 | 16,5 | 29,5 |
социальную помощь | 1,1 | 2,5 | 1,4 | 2,7 | 1,7 | 3,3 | 1,7 | 3,0 |
здравоохранение | 4,8 | 11,4 | 5,1 | 10,2 | 5,7 | 11,3 | 6,4 | 12,4 |
Источник: Gilbert N., Voorhis R.A. Changing patterns of social protection. Transactions Publishers, Brunswick (U.S.A.) and London, 2003, P. 311.
К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы – 17%, а в России – около 10% (см. таблицу 8).
Таблица 8 Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение
на конец 2000 года
Страны | Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП | В том числе на: | |
Пенсии | Медицинскую помощь | ||
Страны Западной Европы | 28,4 | 12,4 | 6,5 |
США | 17,4 | 7,2 | 8,0 |
Страны Центральной Европы | 17,1 | 10,2 | 6,9 |
Россия | 10,2 | 6,1 | 3,2 |
Источник: Социальное обеспечение: конкретные задачи, перспективы. МБТ, Женева, 2001, с. 60, а также собственные оценки. Рассчитано по данным: Euvrostаt Yearbook. 98/99 p. 267; Statistical Abstract of the US: 2000, p. 379.
Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 7% ВВП.
Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.
Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов - всего 24% ВВП. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация представляют собой суть «нервного узла» всех проблем в сфере доходов населения[47].
Следует в этой связи отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП, а доля социальных расходов составляет, как правило, 22-25% ВВП (Германия, Италия и Франция - см. диаграмму 1)[48].
Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и науки. При всех национальных различиях государство в странах Запада обеспечивает высокий уровень развития человеческого капитала.
Диаграмма 1
Расходы на социальную защиту в странах ЕС
в процентах к ВВП, 2000 год
Источник: EUROSTAT: Europaische Socialstatistik 2000. Luxemburg, 2001. P. 13.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание финансовых источников основных институтов социальной защиты.
2. Какова роль государственного бюджета в финансировании социальной защиты?
3. Назовите основные источники финансирования пенсионного и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и государственной медицинской помощи.
Литература
1. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. Женева, 1993.
2. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. Учебник. -М.: Изд-во РАГС, 2007.
4. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. М., 1998.
5. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
6. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -М.: Изд-во «Экзамен», 2008.