Глава 2. Эволюция элементов и форм социальной защиты
Научно-методическое пособие
«Социальная защита населения»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Предметное поле и социально-экономическое содержание категории "социальная защита" населения
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 2. Эволюция элементов и форм социальной защиты
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 3. Основные модели организации национальных систем социальной защиты в индустриально развитых странах
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 4. Современные тенденции в социальной политике индустриально развитых стран
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 5. Принципы и функции, формы и механизмы социальной защиты
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 6 . Институты социальной защиты: содержательные характеристики и сравнительный анализ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 7. Система законодательства Российской Федерации в области социальной защиты
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 8. Финансирование расходов на социальную защиту
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 9. Структура и функции социальных служб социальной защиты населения
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Глава 10. Основные направления в реформировании системы социальной защиты населения европейских странах и России
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение
Социальная защита населения является одним из важнейших компонентов социальной политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предметное поле охватывает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской помощи нетрудоспособным членам общества.
В соответствии со ст.25 Конвенции МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.[1]
В широком смысле под социальной защитой понимают деятельность государства и социальных институтов, направленную на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. В узком смысле слова социальная защита – это система государственных социальных гарантий, социального страхования и социальной помощи.
Следует отметить, что часть вторая статьи 7 Конституции Российской Федерации определяет направления, формы и виды социальной защиты в привязке к определенным категориям населения: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Состояние в сфере социальной защиты населения Российской Федерации за последние десять лет претерпело существенное изменение. Изменились законодательная база, круг и сфера полномочий в данной сфере федерального Центра и субъектов Федерации, претерпели трансформацию институты социальной защиты. Помимо государственного социального обеспечения, стали все более активную роль играть различные виды обязательного и добровольного социального страхования: пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако формирование новых для страны институтов обязательного и добровольного социального страхования еще не завершено.Они не обрели присущих им характеристик социального страхования. Поэтому в учебно-методическом пособии значительное место отведено освещению устройства развитых систем социального страхования в индустриально развитых странах и сравнительному анализу их базовых характеристик.
Целью данной работы является освещение важнейших вопросов организации системы социальной защиты населения в Российской Федерации, направлений и форм ее совершенствования.
Содержание учебного пособия в качестве важнейших компонентов включает следующие вопросы:
1. Характеристику предметного поля социальной защиты, включая определение категорий «социальная защита», «социальные риски» и т.д.
2. Правовые и организационные основы функционирования институтов и механизмов социальной защиты.
3. Содержание основных законодательных актов, регулирующих социальную защиту.
4. Финансовое обеспечение основных институтов и механизмов социальной защиты.
5. Структура и функции социальных служб социальной защиты населения.
В учебном пособии освещены тенденции в реформировании социальной защиты населения России, имевшей место в последнее десятилетие, а также излагаются основы финансового обеспечения социальных гарантий граждан.
Глава 1. Предметное поле и социально-экономическое содержание
категории "социальная защита" населения
Категория "социальная защита" - атрибут научного аппарата ряда естественных и общественных наук. Например, экономика труда рассматривает категорию "социальная защита" с позиции обеспечения материальными средствами существования работника и членов его семьи, предотвращения бедности, нужды и повышенного износа рабочей силы.
Право социального обеспечения изучает данную категорию с позиции законодательства, регулирующего права наемного работника в процессе трудовой деятельности и социального обеспечения гражданина на достойные условия его существования.
Бюджетное право анализирует вопросы социальной защиты с позиции социальных нормативов обеспечения финансовых обязательств государства в области государственного социального обеспечения и социальной помощи населению.
Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения между собственниками средств производства и наемными работниками, которые располагают только способностью к труду, являются определяющими в формировании жизнедеятельности населения. Утрата трудоспособности работников (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях остается только естественное право - право на жизнь. В этой связи в практической плоскости социальную защиту рассматривают как систему гарантий и механизмов, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни[2].
Категория «социальная защита» с социальных позиций – это совокупность отношений в обществе, обусловленных необходимостью защиты социального положения его граждан от неблагоприятного воздействия социальных рисков, несущих угрозы утраты трудоспособности и места работы, болезни и социальной дезинтеграции. Ее стержнем являются общественные отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав граждан, направленных на компенсацию последствий социальных рисков и обеспечение нормальных условий жизнедеятельности людей.
Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органический компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.
Категория социальная защита тесно связана с категорией уровень жизни, которая включает в себя по рекомендации ООН несколько элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пищу, одежду, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организацию труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.[3]
Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда: производственная среда (влияющая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т.д.) и трудовые отношения (влияющие на формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).
При этом социально-трудовые отношения, по поводу защиты персонала предприятий (организаций) от сложного комплекса техногенных и природных факторов (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность), проявляют себя в виде взаимосвязи между работником и работодателем; работником и государством; работодателем и государством.
Таким образом, понятие «социальная защита» увязывается с категорией «уровень жизни», обеспечением минимальных социальных стандартов жизнедеятельности социально уязвимым слоям населения.
В этой связи при рассмотрении построения систем социальной защиты ее предметом выступает широкий круг вопросов: субъектный состав, формы, механизмы и институты, экономические и правовые основы функционирования, структура исполнительных органов. Так, в зависимости от участия государства в организации, управлении и финансировании отдельных институтов социальной защиты она может быть государственной или негосударственной.
В свою очередь, государственное участие может охватывать общенациональный уровень системы или ограничиваться региональным или муниципальным уровнем. Негосударственные системы социальной защиты, имеющие публично-правовой статус (церковные и другие благотворительные организации) могут организовываться частными лицами, общественными структурами и сетями.
Что касается финансовых источников, то они представлены бюджетными, страховыми и благотворительными взносами. Участие в функционировании структур и сетей социальной защиты физических лиц происходит как форме профессиональной деятельности (наемные работники), так и в качестве волонтеров.
Социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников выделяются на уровне предприятия (организации и корпорации), отрасли и региона. Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня качества трудовой жизни.
Социальное положение работника и качество его трудовой жизни, в свою очередь, служат в качестве основополагающих характеристик жизнедеятельности людей, общностей и социальных групп и имеют две формы существования.
Первая - фактическое состояние социального положения конкретных людей, семей, социальных групп (объективный и субъективный уровни).
Вторая - социальное положение в виде социальных гарантий, отражающая проекцию (рефлексию) фактических социально-трудовых отношений на нормативно-законодательный и институциональный уровни.
Связующим элементом характеристик такого явления как социальное положение работников в ситуациях нарушения трудоспособности или незанятости их трудом служит категория "социальный риск".
Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами на содержание детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, удовлетворении потребностей в медицинских, социальных и реабилитационных услугах.
Понятие социального риска служит методологическим инструментарием для построения модели социальной защиты в экономике труда: определения видов социального риска и круга защищаемых лиц, размеров социальных гарантий, правоотношений социальных субъектов (работников и работодателей), государства и специализированных организаций (страхования и социальной помощи).
В системе социальной защиты выделятся следующие структурные составляющие:
· субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, гражданин и государство, а также специализированные органы государственной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и социального обеспечения, страховые организации публично-правового статуса;
· уровни социальной защиты: индивидуальный (работник – работодатель, гражданин и государство) и групповой (профессиональные союзы наемных работников и объединения работодателей);
· предмет социальной защиты и его структура: общественные отношения субъектов (граждан и государства, работников и работодателей) по поводу организации нормальной жизнедеятельности населения и защите его от рисков социального характера (болезней, утраты трудоспособности, инвалидности, старости и т.), включающие формирование и функционирование механизмов компенсации утраты трудоспособности и заработной платы, организации медицинской и социально-реабилитационной помощи;
· принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и солидарной взаимопомощи, социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) и формирование на этой основе специализированных институтов обязательного и добровольного социального страхования;
· критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производственной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологические нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки; нормы потребления продуктов питания и т.д.
Термин "социальная защита" был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы.[4]
Активное применение категории "социальная защита" международным сообществом можно объяснить тем фактом, что в период 30-50-х годов ХХ столетия во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.
В отечественной литературе термин "социальная защита" достаточно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 1990-х годах. В настоящее время он стал широко употребляться при описании социальной политики государства в случаях, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения.
При этом наметилось несколько методологических подходов к определению понятийного аппарата данной категории: политэкономический, методический и инструменталистский. Так, Б.В.Ракитский считает, что социальная защита реализуется для наемного труда в форме социальной защищенности и определяет ее как производное видов общественного строя и "режимов управления": при тоталитарном режиме, народно-демократическом и буржуазно-демократическом строе и буржуазно-диктаторской форме управления. При этом подчеркивается, что социальная защищенность в значительной мере определяется борьбой и интересами классов, социальных слоев и групп в обществе.[5]
Б.В.Ракитский отмечает, что в широком смысле социальная защищенность представляет собой тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе. Социальная защищенность всегда означает, что:
· защищается общественное положение тех или иных, либо всех субъектов общества;
· имеются субъекты, защищающие свое общественное положение;
· имеются факторы риска (нарушения нормального общественного положения) от действия этих факторов и требуется защищенность;
· могут быть определены степени (уровни) защищенности;
· существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты.[6]
К важнейшим характеристикам категории "социальная защита" Л.П.Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охватываются социальным страхованием.[7]
Данный методический подход опирается на позиции Международной организации труда (МОТ), в основе которых лежит институциональное построение национальных систем социальной защиты, как комбинация различных институтов социального страхования и социальной помощи.[8]
Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Так, немецкий ученый Х.Ламперт к формам социальной защиты относит:
а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы);
б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; в) национальные системы охраны труда;
г) помощь государства в получении образования;
д) системы социальной защиты на уровне предприятий.[9]
Как отмечает отечественный ученый В.В.Антропов, граждане ЕС имеют право на следующие виды пособий в рамках социальной защиты[10]:
-пособия по безработице;
- пенсии по старости;
-пособия при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- пособия по болезни;
- семейные пособия;
- выплаты по материнству.
Инструменталистский подход при описании категории "социальная защита" применяют Пантелеева Т.С., Червякова Г.П., Егоров Е.В., Шаронов А.В., Ильин И.А., что является весьма плодотворным при решении прикладных задач социальной политики государства: оценки потребности в ресурсах, методов их распределения с помощью государственных гарантий и минимальных социальных стандартов.[11]
При этом категория "социальная защита" охватывает в широком смысле все население, в более узком подразумевает социальную защиту самодеятельного населения.
Важно отметить позицию специалистов Международного Бюро Труда (МБТ) в связи с определением предмета и содержания понятия "социальная защита работников". В своей деятельности они используют два подхода - широкий, охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда и узкий, охватывающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда используется широкая трактовка социальной защиты работников, когда в ее состав включаются:
· рабочее время;
· организация и содержание труда;
· безопасные условия труда и производственная среда;
· условия труда и выбор технологий;
· заработная плата;
· производственная среда и условия жизни.[12]
Следует отметить, что данный подход во многом использован странами Европейского Союза (ЕС), уделяющими много внимания вопросам социальной политики.
С учетом анализа имеющихся позиций отечественных и зарубежных ученых по социальной защите можно определить предмет и объект данной категории.
Предметом категории социальная защита являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и социальный статус семьи работника.[13]
Факторами, нарушающими нормальный ход трудовой жизни и социальный статус работников при этом выступают риски повреждения их здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы, последствиями которых выступают материальная необеспеченность и изменения в общественном положении. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного работника они выступают с позиций объективно-массовых, т.е. неотвратимого и неизбежного характера, явлений.
В основе их объективности и масштабов наступления лежит сложный комплекс взаимосвязанных экономических, политических и социальных свойств (параметров) устройства (порядка) общественной жизни, физиологических закономерностей организма человека с позиции его здоровья и трудоспособности, а также уровней риска профессионального труда для работников (величин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).
Определение данного вида защиты как социальной отражает ее объектность,то есть то, что защищается - социальное положение работников и их семей.В этой связи объект социальной защиты работников включает в себя следующие сегменты [14]:
· создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей;
· обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
· обеспечение работникам и членам их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
В наиболее обобщенном виде объектами социальной защиты выступают социальные институты и учреждения социальной сферы, функциональная деятельность которых направлена на предоставление материальной поддержки и услуг населению, позволяющих в определенной мере компенсировать последствия социальных рисков.
Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение в каждом конкретном обществе зависит от развитости и соотношения между собой трех групп факторов: политических, экономических и социальных, которые формируют единое пространство жизнедеятельности людей.
Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Они выражают уровень достигнутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства).
Экономические (материально-вещественные) факторы являются базой материального состояния страны и ее населения, от которой во многом зависит динамика хозяйственного развития.
Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные компоненты жизнедеятельности) играют крайне важную роль в жизни любого общества, потому что именно в этой плоскости находится ключ к симметричному развитию общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законодательную основу.
Следует отметить, что вышеуказанные три группы факторов развиваются по своим собственным законам, а потому требуют постоянного поиска компромиссов для снятия возникающих и существующих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений заложены различные интересы. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы.
Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право - т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением законов.
Законы при этом выступают регуляторами и ограничителями (рамками), в которых допускается реализация интересов различных субъектов. Это связано с тем, что субъектам их выражающим, не присущи внутренние ограничители. Это объясняют исходя из позитивной экономической теории, которая предполагает, что люди действуют в жизни рационально в том смысле, что они ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее реализации достаточно последовательно и разумно, реагируя на поощрения положительно, а на затраты и издержки - отрицательно. Совершая свой выбор, работники и предприниматели руководствуются желаниями максимизации полезности или прибыли. Полезность и/или прибыль выступают при этом характеристиками выбранных предпочтений, стимулов и представлений о личном интересе, а максимизация прибыли носит частный случай максимизации полезности, когда акцент ставится на денежной выгоде, а не денежные факторы просто игнорируются.[15]
Таким образом, движущей силой интересов выступают личные, зачастую эгоистические устремления людей. Например, в условиях рыночной экономики личные интересы предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек на заданный выпуск продукции, в том числе на заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы выливаются в деградацию условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостоять эгоистическим интересам предпринимателей, удерживать на приемлемом уровне социальное положение зависимых (и тем самым уязвимых) слоев и групп наемного труда, защищать их сложившееся материальное и социальное положение от посягательств работодателей является одной из основных политических функций государства.
Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества, как целостного социального образования. В этом отношении перераспределение ВВП является одним из необходимых и важных средств для улучшения положения наименее защищенных групп населения, что обеспечивается законами о минимальной заработной плате и пенсии, различными государственными программами социальной помощи и поддержки.
Дополняют и являются продолжением политической функции государства его организационно-распорядительные функции: по распределению (делегированию) полномочий и ответственности между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), а также координации и привлечению к деятельности в сфере социальной защиты структур гражданского общества: профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, различных объединений по профессиональной принадлежности (инженеров, врачей, юристов, учителей и т.д.).
Критериями эффективности использования политических и организационно-распорядительных функций государства служат показатели материального положения основных слоев населения, продолжительность их жизни, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявления открытых и скрытых форм абсентеизма и социального иждивенчества.
Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видно при анализе трудовых отношений. Интересы участников трудовых отношений включают в себя:
единые, общие интересы их участников (работодателей и работников) по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства, как основы их материального благополучия;
противоречивые интересы их участников:
· работодатель заинтересован, прежде всего, в удовлетворении потребности рынка, экономии материальных и трудовых ресурсов, с помощью чего достигается основополагающая цель его деятельности - повышение прибыли;
· наемный работник заинтересован в безопасных условиях труда, достаточной для него и его семьи заработной плате, приемлемой трудовой нагрузки, а также соответствующем качественном состоянии других компонентов трудовой деятельности, образующих в совокупности удовлетворяемый его уровень качества трудовой жизни.
Таким образом, интересы работодателя сконцентрированы в экономической и производственных сферах, которые он рассматривает как источник обеспечения воспроизводства в расширенных объемах капитала. Интересы работника сгруппированы и сфокусированы в социально-экономических областях, которые важны для него с позиции приложения труда, который выступает для работника как сфера реализации его творческих трудовых возможностей и как источник дохода в виде заработной платы, достаточной для личного материального обеспечения и содержания его семьи.
Вышеприведенные содержательные характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение в следующем виде:
социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, ухудшающих качество жизни, с целью поддержания их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями.
В основе данной дефиниции лежат следующие устойчивые признаки:
· объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, направленных на поддержание доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизнеобеспечения;
· специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления материальных средств в случаях утраты трудоспособности или места работы;
· закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «социальный риск» и «социальная защита».
2. Назовите причинно-следственную связь факторов и последствий социального риска.
3. Какие наиболее типичные виды социальных рисков «подстерегают» работников (членов их семей) и можно ли их избежать?
4. В чем суть социальных и экономических проявлений социального риска?
5. Назовите основные элементы и механизмы социальной защиты работников.
Литература
1. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. Женева, 1993.
2. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. Учебник. -М.: Изд-во РАГС, 2007.
3. Современная экономика труда: Монография / Рук. Авт. кол-ва и науч. ред. В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). -М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
4. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. М., 1998.
5. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
6. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
Литература
1. Серебровский В.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997.
2. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. Изд-во АН СССР. Москва. Ленинград: 1947.
3. Миронов Б.Н. Социальная история России. В 2-х томах. С-Петербург, Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999.
4. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
5. Теттенборн З. Советское социальное страхование. М.: «Вопросы труда», 1929.
6. Труд в мире 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное Бюро Труда. Женева. М.: 2001.
Модель Бисмарка
Базовыми характеристиками национальных систем социальной защиты, построенной по модели Бисмарка являются максимальный учет природы трудовых отношений, стремление сохранить уровень материального достатка работников в рамках профессиональных групп и категорий на основе обязательного социального страхования, выступающего основным институтом социальной защиты.
Данная модель применяется во многих европейских странах: Германии, Франции, Австрии, странах Бенилюкса. Уровень социальных выплат (пенсий и пособий) связан с величиной заработной платы, что обеспечивается с помощью «высокой культуры» социального страхования:
· сохранении для застрахованных работников достигнутого уровня и качества жизни, социального статуса при наступлении социальных рисков, а также на предоставлении качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг;
· оптимального сочетания интересов субъектов правоотношений - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе, при этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового стажа;
· организация социального страхования по отдельным видам социальных рисков в форме товариществ взаимного страхования, в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков);
· сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов. Первый выражается в одинаковых для всех категорий занятых размерах отчислений на социальное страхование, второй - в гибких тарифах, позволяющих компенсировать затраты, связанные с различными последствиями социальных (профессиональных) рисков в зависимости от вредности или опасности усл<