Международные договоры как источники МФП.
Источники МФП
Международные договоры как источники МФП.
Источниками МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи.
Международные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаимных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.
В МФП, как и в международном праве вообще, различаются договоры двусторонние и многосторонние.
К договорным источникам МФП относятся также учредительные соглашения (уставы) международных организаций, в частности Договоры о Международном валютном фонде (МВФ) и Международном банке реконструкции и развития (МБРР).
Много договоров заключено и действует на региональном уровне. Примером может служить Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года.
Финансовая проблематика часто фигурирует в международных договорах общеполитического и общеэкономического характера.
Роль международного обычая как источника МФП требует специального научного исследования. Как представляется, международные обычаи занимают существенное место в поддержании международного финансового правопорядка. Так, во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.
В условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования международная финансовая система, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Достигается это, главным образом, за счет международных обычаев регионального, локального и универсального характера и мягкого права.
Договор о МВФ.
Главным источником МФП на универсальном уровне является Договор о Международном валютном фонде, являющийся фактически уставом этой организации. Договор был подписан - одновременно с Договором о МБРР - в июле 1944 года и вступил в силу в декабре 1945 года. Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья имеет разделы.
В качестве целей декларируется, что МВФ будет: способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, служить механизмом для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами; способствовать сбалансированному росту международной торговли; содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать исполь- зования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; за счет предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам исправлять диспропорции в платежных балансах, уменьшать масштабы этих нарушений.
Реальная практика далека от многих из провозглашаемых принципов, норм и от международно-правовой идеологии в международной финансовой системе. Следует констатировать, что США и другие развитые государства особенно активно манипулируют валютными курсами. Это наглядно проявилось и в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. Более того, сложившийся международный финансовый правопорядок позволяет США в одностороннем по- рядке манипулировать всей международной валютной системой в целом. Нет нужды подчеркивать, что подобное манипулирование производится в целях обеспечения односторонних преимуществ, на которых предполагается выиграть в конкуренции с другими «государствами-противниками». При таком поведении государств справедливость остается лозунгом, не обеспеченным юридическими гарантиями. Таким образом, недостаток контрольно-надзорных механизмов в сфере валютных курсов, пробелы в материально-правовых нормах, касающихся манипулирования валютными курсами, отсутствие процессуальных норм об ответственности государств в случае нарушения запрета на манипулирование валютными курсами, отсутствие гарантий справедливости в распределении преимуществ и в борьбе с несправедливыми преимуществами - все это недостатки, присущие механизму МВФ.
Многосторонние договоры в МФС. В международной финансовой системе, помимо Договоров о МВФ и МБРР, широко применяются многосторонние договоры, различные по предметному содержанию, субъектному составу и пространственному охвату. Наиболее распространенными многосторонними договорами являются: договоры о валютных союзах; договоры о платежных союзах. Эти соглашения тесно связаны с региональной экономической интеграцией и регулируют важные аспекты и этапы интеграции.
В сфере международных расчетных правоотношений к источникам МФП, в частности, относятся:
• Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях 1930 года;
• Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 года;
• Женевская конвенция о единообразном законе о чеках 1931 года;
• Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении пере- водных и простых векселей 1930 года.
Конвенции унифицировали международную практику в сфере вексельных и чековых правоотношений на частном уровне, внутренние правовые режимы государств-участников конвенций. Одновременно конвенции решают проблему коллизий внутренних правовых систем в данной сфере.
Правовому регулированию вопросов финансовой проблематики посвящены многие акты Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР ИЛИ договоры, заключенные в ее рамках. Примером может служить выработанное под эгидой ОЭСР Соглашение об основных условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, 1978 года.
В системе ВТО функционирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое охватывает своим действием и сферу финансовых услуг.
В 2000 году была подписана Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (БМД, № 5, 2003). Конвенция (ст. 18) обязывает государства-участники принять меры, в соответствии с которыми:
• финансовые учреждения и организации будут идентифицировать своих клиентов и обращать внимание на необычные и подозрительные финансовые операции;
• будет запрещено открытие счетов, владельцы которых не идентифицированы;
• финансовые учреждения должны сообщать компетентным властям обо всех подозрительных операциях клиентов;
• финансовые учреждения обязаны хранить в течение 5 лет все документы по финансовым операциям клиентов.
При необходимости государства-участники Конвенции в вышеуказанных целях обязаны изменить свое внутреннее законодательство.
Двусторонние договоры в МФС. К источникам МФП относятся соответствующие двусторонние международные договоры. Можно выделить отдельные группы таких договоров, которые регулируют, в частности, вопросы платежно-расчетных, валютных, кредитных, долговых отношений и иные.
В международной финансовой системе распространена практика разработки унифицированных типовых международных договоров. Такого рода типовые - рекомендуемые - проформы имеют целью канализировать практику в определенных случаях, направить ее в стабильное, прогнозируемое русло, создать устойчивые нормы многостороннего уровня. Примером могут служить двусторонние типовые договоры об избежании двойного налогообложения. Последующее заключение двустороннего международного договора на основе этой проформы означает тенденцию к признанию государствами норм, зафиксированных в рекомендуемом тексте, и превращает нормы «типовых договоров» в нормы международного обычая.
Акты международных организаций. В качестве вспомогательных (дополнительных) источников МФП следует рассматривать акты международных организаций и конференций. Акты международных организаций носят, как правило, характер актов-рекомендаций либо актов правоприменительного характера. В то же время некоторые международные организации, особенно в международной экономической/финансовой системе, часто осуществляют нормотворческую деятельность, т.е. превращаются в своеобразных международных «квазизаконодателей», пусть и в отдельных аспектах. Это в значительной мере относится к актам МВФ, а также актам международных организаций, являющихся институциональной основой региональной экономической интеграции.
Источниками МФП можно считать, например, Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 года (В Декларации, в частности, зафиксированы: право государств «объединяться в организации производителей товаров для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития...» (ст. 5); право «участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых экономических, финансовых и валютных проблем...» (ст. 10); обязанность всех государств «рас- ширять оказание помощи» развивающимся странам (ст. 16), «содействовать сбалансированному развитию мировой экономи- ки» (ст. 31) и др.
К источникам МФП следует отнести также нормативные (прецедентные) решения международных судов, акты внутреннего права международных финансовых организаций. Акты международных конференций по своей природе более дифференцированы. В основном они носят процедурный, правоприменительный, рекомендательный, политический характер. Иногда работа конференций заканчивается принятием итоговых документов (заключительных актов), которые носят нормативный характер; они-то и являются источниками МП/МФП.
Источники транснационального финансового права. Международная торговая палата (МТП), являющаяся международной неправительственной организацией, обобщив практику расчетно-платежных правоотношений на частноправовом уровне, опубликовала:
• Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 года (публикация № 500);
• Унифицированные правила для инкассо 1996 года (публикация № 522);
• Унифицированные правила для контрактных гарантий 1978 года (публикация № 325);
• Унифицированные правила для гарантий но требованию 1922 года (публикация № 458);
• Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам 1996 года (пуб- ликация № 525).
К «Унифицированным правилам» присоединилось подавляющее большинство банков мира, в том числе российских. Эти «Правила» получают одобрение посредством локальных актов банков. Их применение санкционируется актами центральных банков и/или финансовых властей государств. «Унифицированные правила» - результат многосторонней частноправовой унификации норм транснационального права в финансовой сфере lex finanziaria. К такого же рода актам можно отнести и «Принципы между- народных коммерческих договоров», работа над которыми велась в рамках УНИДРУА и завершилась в 1994 году. Документ разде- лен на 7 глав и включает 119 статей. Ряд положений «Принципов» (ст. 6.1.7.-6.1.13; ст. 7.4.9.-7.4.12.) посвящен порядку платежей и последствиям их несовершения.
35. Критерии определения юридической силы модельных законов.
Модельный закон - законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры).
Создания модельных законов практикуется в США для штатов и в СНГ для государств-членов.
Модульный закон - рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, государственного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения.
Исторически модельные или примерные законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовят такие акты служащие, рекомендуем образцом для законодательных органов штатов (например модельный торговый кодекс или пример Уголовного кодекса).
В России появление модельных законов связано с формированием в 1992 году межпарламентской Ассамблеи СНГ, когда потребовалось сохранить общие правовые связи государств-участников СНГ. Стали готовиться модульное законы в рамках Российской Федерации в виду резкого возросшего объема законотворчества Федерации и ее субъектов. Модульные законы могут быть рассчитаны на применение во всех или некоторых субъектах Российской Федерации. Разработку проектов модельных законов осуществляет научные юридические учреждения, группы юристов и специалистов. Модельный закон, одобренный законодательным органом, приобретает характер официальной законодательной рекомендации. Адресатом модульного закона является национальной законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений и изменений, использования как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. Модульный закон может быть составлен и без внимания
С учетом реальной обстановки объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованным урегулированию, различаются и виды модульных законов:
1. это могут быть и полнотекстовые законодательные акты
2. 2. Законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования
3. Законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально государственные законы
4. Законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений
5. законы адресные, содержащие указание на соответствующие органы и иные субъекты права, либо «безымянные», оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.
В Российской Федерации с помощью внутрифедеральных модульных законов консолидируются законодательные действия субъектов Российской Федерации и повышает эффективность региональных законов. Модельные законы для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке.
Признаками таких модульных законов являются:
- рекомендательный характер
- нормативная консолидирующая роль в законотворчестве
- возможное законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия модельного закона в своей законотворческой деятельности
- их разработка в рамках статьи 72 Конституции РФ для более строгого увязывания региональных законов с соответствующими федеральными законами
- способность модельного закона служить правовым стандартом законотворчества для субъектов РФ.
Модельные законы обычно разрабатываются юридическими научными учреждениями и группами специалистов. Затем они направляются соответствующим законодательным органам для рассмотрения и возможного принятия. В документах межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ модульный закон предусмотрен как вид ее актов. В протоколе консультативного совещания председателей парламентов государств-участников СНГ в 1992 году в регламенте Межпарламентской Ассамблеи в Положении о рекомендательных (модельных) законодательных актах Межпарламентской Ассамблеи установлено, что модельные законы - типовой законодательный акт, принимаемый Межпарламентской Ассамблеей в сфере общих интересов государств-участников, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам государств-участников для использования в законодательной деятельности. Такие модельные законы имеют международный характер.
Возможны следующие виды модельных законов:
- общие принципы
- согласованные принципы
- примерный закон (кодекс)
- основные положения
Модельные акты являются либо полнотекстовыми, как готовый образец для соответствующего национального закона (например модельный гражданский кодекс), либо примерными вариантами национального закона (например о нормативных правовых актах), либо концентрированным выражением принципов законодательного регулирования (например согласованные принципы регулирования гражданства в государствах-участниках межпарламентской Ассамблеи).
50. Все виды международных расчетов можно подразделить на две группы:
а) торговые (подавляющая часть расчетов);
Торговые расчеты включают: расчеты по внешнеторговым операциям; расчеты по международным кредитам; расчеты по международным перевозкам на всех видах транспорта.
Торговые расчеты осуществляются по тем суммам, о которых договариваются участники международной торговли, и в иностранной валюте.
б) неторговые.
К группе неторговых расчетов относятся: расчеты по содержанию дипломатических представительств; расчеты по расходам, связанным с пребыванием отдельных граждан, групп специалистов и делегаций в другой стране; расчеты по переводам за границу средств частных лиц и организаций.
Отличительной чертой неторговых расчетов является их проведение по внутренним розничным ценам на товары/услуги и в национальной валюте. Доля неторговых расчетов (платежей) в международной финансовой системе растет быстрее, чем торговых.
Общие принципы взаимных платежно-расчетных отношений между государствами применительно к международной торговле и прочим внешнеэкономическим связям устанавливаются в дву- сторонних торговых, платежных договорах, договорах об экономическом сотрудничестве и т.п. Можно выделить два основных подхода, которые используются государствами для организации расчетного процесса:
• первый подход основан на расчетах в свободно конвертируемой валюте - в соответствии с национальными правилами валютного регулирования каждой из стран и использованием курсовых соотношений, установленных рыночным путем;
• второй подход основан на расчетах между государствами по клиринговой системе. В этом случае осуществляется зачет встречных денежных требований и обязательств путем безналичных проводок по клиринговым счетам, открытым уполномоченными банками двух стран друг другу. Клиринговая форма расчетов позволяет государствам вести взаимную торговлю без свободно конвертируемой валюты. Обычно государства стремятся при этом выдерживать стоимостное равенство товарных поставок в обе стороны. Если импорт превысит стоимость экспорта по результатам года, то образовавшаяся задолженность погашается в следующем году либо свободно конвертируемой валютой, либо товарными поставками следующего года.
расчетные единицыКак правило, в расчетах между государствами, используются мировые валюты. Но очень часто Стороны не могут выбрать в качестве расчетной единицы ни одну действующую национальную валюту и искусственно создают общую - коллективную - расчетную единицу. Каждая такая единица - это условный масштаб, который задуман и используется, среди прочего, для соизмерения одной валюты с другой, для определения курсовых соотношений валют.
В настоящее время двустороннее и региональное регулирование платежно-расчетных отношений фактически применяется в сочетании с многосторонним регулированием через систему МВФ.
В рамках МВФ используется единица под названием «специальные права заимствования» («Special Drawing Rights - SDR, или СДР»). Это резервная и платежная единица, эмитируемая Международным валютным фондом и используемая для расчетов с МВФ. Вначале единица СДР была приравнена к золоту, что делало ее равной 1 доллару США. С 1974 года курс СДР определялся на основе средневзвешенного курса 16 валют крупных западных стран с учетом их доли в международной торговле. В последующем состав валютной «корзины» менялся. В настоящее время в «корзину» входят: доллар, евро, фунт стерлингов и иена. СДР существует в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Как компонент международных ликвидных средств используется только на уровне правительств через центральные банки и международные организации.
Платежно-расчетные отношения международного характера между банками. Международно-правовые нормы, касающиеся международных расчетов, работают во взаимосвязи с нормами внутреннего права. Пробелы в этом регулировании заполняются обычаями делового оборота, нормами транснационального права - нормами, которые вырабатываются самими банками (lex financiaria).
Производить международные расчетные операции - это функция банков. Именно они переводят со счетов клиентов на счета в других (зарубежных) банках необходимые суммы, в том числе, при необходимости, с конвертацией денег в иностранную (свободно конвертируемую) валюту на основании денежных требований и платежных поручений. Расчеты могут производиться в разных формах. Расчетные операции между банками регламентируются сводами правил и обычаев, кодифицированных Международной торговой палатой, например:
• Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов;
• Унифицированными правилами по инкассированию товарных документов и другими.
К указанным Унифицированным правилам присоединяются не государства, а банки. Это примеры источников транснационального права в международной финансовой системе.
Способами международных расчетов во внешнеэкономической деятельности являются:
- инкассо, По инкассовой операции банк но поручению клиента-экспортера или кредитора получает платежи через корреспондентский банк от импортера (плательщика) после отгрузки товаров и оказания услуг.
- аккредитив, При аккредитивной форме расчетов во внешнеторговом обороте банк обязуется произвести по поручению импортера платежи экспортеру (акцептовать тратту, выставленную экспортером) в пределах определенной суммы и срока и против товаросопроводительных документов - коносамента, счета-фактуры, страхового полиса.
авансовый платеж,
платеж по открытому счету.
Средства расчетов - это
чек,Чек представляет собой денежный документ установленной формы, содержащий приказ банку о выплате предъявителю чека указанной в нем суммы из средств чекодателя.
вексель,Переводной вексель (тратта) представляет собой приказ кредитора заемщику об уплате третьему лицу в указанный срок определенной суммы.
банковская тратта, перевод, кредитная карточка.
Международное банковское сообщество выстраивает в своем транснациональном пространстве необходимую инфраструктуру.
Так, например, в 1973 году в Брюсселе представителями 240 банков из 15 стран было учреждено Общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций - СВИФТ - для автоматизированного ускоренного осуществления платежей через сеть компьютеров. СВИФТ - это кооперативное сообщество, зарегистрированное в соответствии с бельгийским законодательством и существующее на средства банков-участников. Российские банки участвуют в этой системе.
В 2002 году ведущие банки мира создали для обслуживания межбанковских нужд в Нью-Йорке всемирный клиринговый центрпод названием «Bank CLS» («Continuous Linked Settlements» - «непрерывно связанные расчеты»), главная цель которого - ускорение межбанковских расчетов и снижение рисков при расчетах по валютным сделкам. Bank CLS напрямую связан с центральными банками ведущих стран, Европейским центральным банком.
Для расчетов с использованием чеков и векселей в международной финансовой системе вновь привлекается международно-правовой метод регулирования. Имеется несколько международных договоров, касающихся этих видов финансовых инструментов, в частности известные Женевские конвенции 1930 и 1931 гг., устанавливающие единообразные законы о векселях и чеках, а также правила разрешения коллизий национальных законов о векселях и чеках. Конвенция ООН о международных переводных и простых векселях 1988 года, в отличие от Женевских вексельных конвенций, направлена на создание единого международного векселя исключительно как инструмента международных расчетов. Набор финансовых инструментов многократно увеличился, многие из них были задействованы в международные платежнорасчетные отношения, образовался огромный международный рынок ценных бумаг. В то же время международное право практически никак не «отозвалось» на качественную и количественную эволюцию финансового инструментария.
К вопросам организации расчетного процесса, которые банки разных стран согласовывают между собой в двустороннем порядке, относятся:
• вид и валюта счетов, которые банки открывают друг другу;
• порядок начисления процентов;
• возможность перевода средств на счетах в другую валюту;
• перечень поступлений, которые могут осуществляться по счетам;
• возможность получения кредита и формы кредита;
• лимиты кредитования и порядок погашения;
•защитная оговорка к сальдо счетов;
• перечень учреждений и филиалов иностранного банка, которым предоставляется право совершать операции по счетам (с указанием точного адреса и необходимых данных).
Банки-корреспонденты остаются собственниками средств на открываемых ими счетах в банке-партнере. Они самостоятельно контролируют использование средств на своих счетах в банке-корреспонденте в режиме реального времени. Банки-корреспонденты обмениваются образцами подписей сотрудников, которые уполномочены подписывать (визировать) документы и коррес- понденцию, а также телексными ключами (кодами). На основе межбанковского соглашения банки принимают свои внутренние - локальные - акты о порядке расчетов с иностранным банком- корреспондентом. Банки используют различные виды банковских счетов: текущие, депозитные, кредитные, инвестиционные и др. Режимы таких банковских счетов определяются внутренним законодательством и локальным регулированием банков.
Текущие счета(current account) открываются для обслуживания личных расходов и доходов резидента или нерезидента, а не для хранения денег. Часто банком устанавливается минимальная сумма, которая требуется для открытия счета. Проценты на сумму счета, как правило, не начисляются (либо начисляются в очень незначительном размере).
Депозитный счет (fixed deposit account) предназначен для хранения денежных накоплений. Владелец счета обязывается держать деньги на таком счете в течение определенного фиксированного времени. По окончании такого периода начисляются проценты. Кредитный либо дебетовый карточные счета (card account) открываются для хранения денег, которыми владелец счета по пластиковой карточке рассчитывается за покупки или которые может снимать со счета через банкоматы. Проценты по суммам, которые лежат на счете, минимальны или отсутствуют вовсе. За каждую операцию по такому счету взимается банковская комиссия.
По кредитному карточному счету владельцу счета предоставляется возможность расплатиться за покупку или получить деньги в пределах определенной суммы, даже когда сумма на счете исчерпана.
По дебетовому карточному счету такая возможность не предоставляется.
Частный инвестиционный счет (private banking account) открывается на случаи покупки акций и других ценных бумаг. Суммы, которые лежат на таком счете, достигают очень значительных размеров. Крупные западные банки требуют, чтобы остаток по депозитным счетам не снижался ниже определенной суммы - часто 25 тысяч долларов (в Швейцарии - 100 тысяч долларов). Процент по депозитным вкладам очень низкий (порядка 2%).
Схема взаимодействия между банками-корреспондентами выглядит примерно так:
клиент банка в Москве (предприятие) поручает своему московскому банку снять с его счета сумму в евро для оплаты товаров/услуг и перечислить ее получателю платежа в Германии. Московский банк направляет немецкому банку-корреспонденту соответствующее платежное поручение. Немецкий банк перечисляет сумму получателю платежа. На эту сумму уменьшается корреспондентский счет московского банка в немецком банке.
Клиринговые палаты - сеть специальных межбанковских центров, которые производят безналичные расчеты путем зачета взаимных требований. Наиболее известная организация подобного рода - это Лондонская расчетная палата.
Источники МФП
Международные договоры как источники МФП.
Источниками МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи.
Международные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаимных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.
В МФП, как и в международном праве вообще, различаются договоры двусторонние и многосторонние.
К договорным источникам МФП относятся также учредительные соглашения (уставы) международных организаций, в частности Договоры о Международном валютном фонде (МВФ) и Международном банке реконструкции и развития (МБРР).
Много договоров заключено и действует на региональном уровне. Примером может служить Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года.
Финансовая проблематика часто фигурирует в международных договорах общеполитического и общеэкономического характера.
Роль международного обычая как источника МФП требует специального научного исследования. Как представляется, международные обычаи занимают существенное место в поддержании международного финансового правопорядка. Так, во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.
В условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования международная финансовая система, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Достигается это, главным образом, за счет международных обычаев регионального, локального и универсального характера и мягкого права.
Договор о МВФ.
Главным источником МФП на универсальном уровне является Договор о Международном валютном фонде, являющийся фактически уставом этой организации. Договор был подписан - одновременно с Договором о МБРР - в июле 1944 года и вступил в силу в декабре 1945 года. Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья имеет разделы.
В качестве целей декларируется, что МВФ будет: способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, служить механизмом для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами; способствовать сбалансированному росту международной торговли; содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать исполь- зования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; за счет предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам исправлять диспропорции в платежных балансах, уменьшать масштабы этих нарушений.
Реальная практика далека от многих из провозглашаемых принципов, норм и от международно-правовой идеологии в международной финансовой системе. Следует констатировать, что США и другие развитые государства особенно активно манипулируют валютными курсами. Это наглядно проявилось и в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. Более того, сложившийся международный финансовый правопорядок позволяет США в одностороннем по- рядке манипулировать всей международной валютной системой в целом. Нет нужды подчеркивать, что подобное манипулирование производится в целях обеспечения односторонних преимуществ, на которых предполагается выиграть в конкуренции с другими «государствами-противниками». При таком поведении государств справедливость остается лозунгом, не обеспеченным юридическими гарантиями. Таким образом, недостаток контрольно-надзорных механизмов в сфере валютных курсов, пробелы в материально-правовых нормах, касающихся манипулирования валютными курсами, отсутствие процессуальных норм об ответственности государств в случае нарушения запрета на манипулирование валютными курсами, отсутствие гарантий справедливости в распределении преимуществ и в борьбе с несправедливыми преимуществами - все это недостатки, присущие механизму МВФ.
Многосторонние договоры в МФС. В международной финансовой системе, помимо Договоров о МВФ и МБРР, широко применяются многосторонние договоры, различные по предметному содержанию, субъектному составу и пространственному охвату. Наиболее распространенными многосторонними договорами являются: договоры о валютных союзах; договоры о платежных союзах. Эти соглашения тесно связаны с региональной экономической интеграцией и регулируют важные аспекты и этапы интеграции.
В сфере международных расчетных правоотношений к источникам МФП, в частности, относятся:
• Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселях 1930 года;
• Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 года;
• Женевская конвенция о единообразном законе о чеках 1931 года;
• Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении пере- водных и простых векселей 1930 года.
Конвенции унифицировали международную практику в сфере вексельных и чековых правоотношений на частном уровне, внутренние правовые режимы государств-участников конвенций. Одновременно конвенции решают проблему коллизий внутренних правовых систем в данной сфере.
Правовому регулированию вопросов финансовой проблематики посвящены многие акты Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР ИЛИ договоры, заключенные в ее рамках. Примером может служить выработанное под эгидой ОЭСР Соглашение об основных условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, 1978 года.
В системе ВТО функционирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое охватывает своим действием и сферу финансовых услуг.
В 2000 году была подписана Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (БМД, № 5, 2003). Конвенция (ст. 18) обязывает государства-участники принять меры, в соответствии с которыми:
• финансовые учреждения и организации будут идентифицировать своих клиентов и обращать внимание на необычные и подозрительные финансовые операции;
• будет запрещено открытие счетов, владельцы которых не идентифицированы;
• финансовые учреждения должны сообщать компетентным властям обо всех подозрительны<