Нарушение макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие может нарушаться в результате действия неценовых факторов. Возможны четыре ситуации:
1. Увеличение совокупного спроса (AD) при неизменном совокупном предложении (AS):
Рис.88. Нарушение макроэкономического равновесия через увеличение совокупного спроса (AD) при неизменном совокупном предложении (AS)
Отсюда рост совокупного спроса ведет к увеличению производства и росту цен.
2. Уменьшение совокупного спроса (AD) при неизменном совокупном предложении (AS):
Рис.89. Нарушение макроэкономического равновесия через уменьшение совокупного спроса (AD) при неизменном совокупном предложении (AS)
Уменьшение совокупного спроса ведет к уменьшению производства и снижению цен.
3. Увеличение совокупного предложения (AS) при неизменном совокупном спросе (AD):
Рис.90. Нарушение макроэкономического равновесия через увеличение совокупного предложения (AS) при неизменном совокупном спросе (AD)
Увеличение совокупного предложения приведет к уменьшению цены и росту производства.
4. Уменьшение совокупного предложения (AS) при неизменном совокупном спросе (AD):
Рис.91. Нарушение макроэкономического равновесия через уменьшение совокупного предложения (AS) при неизменном совокупном спросе (AD)
Уменьшение совокупного предложения приведет к снижению производства и росту цен.
Сбережение и потребление
Потребление – индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме потребление – это сумма денег, которая расходуется населением на приобретение товаров и услуг.
Д.М. Кейнс связывает потребление с величиной дохода. Помимо уровня дохода на потребление по его мнению влияют следующие факторы:
1. ставка банковского процента;
2. ожидания изменения дохода;
3. количество денег в стране;
4.даемое изменение потребительских цен;
5. реклама;
6. демографические, технологические и др. факторы.
Рис. 92. Потребление
Сбережение – это потребление, перенесенное на будущее, то есть часть дохода, которая не потребляется в настоящее время.
Делая выбор между сбережением и потреблением (или, что то же самое, между потреблением настоящим и потреблением будущим), домашнее хозяйство исходит из своих настоящих доходов. При этом оно должно рассчитать доход, который предполагает получить в будущем, и оценить потребление товаров и услуг, которое сможет себе при этом позволить.
Экономические агенты (домохозяйства и др.) не потребляют весь свой доход на покупку потребительских благ, а распределяют на потребление и сбережение по трем причинам:
1. Нивелирование потребления во времени;
2. Формирование богатства;
3. Наличие процентной ставки.
Нивелирование потребления во времени
В рыночной экономике величина дохода подвержена колебаниям во времени (то доход больше, то меньше), а величина потребления более или менее постоянна (рис.).
Соответственно, экономический агент может переживать периоды:
1. Когда его доходы превышают величину расходов;
2. Когда его расходы больше, чем доходы.
Поэтому, чтобы уравновесить эти периоды экономический агент должен откладывать часть дохода на будущее (сберегать).
Рис. 93. Нивелирование потребления во времени
Эту же теорию подтверждает гипотеза жизненного цикла Андо и Модильяни (рис.).
Рис. 94. Гипотеза жизненного цикла (Андо и Модильяни)
Смысл гипотезы состоит в том, что жизненный цикл человека условно делится на «начало жизни» (детство и ранняя молодость человека), «зрелые годы» (экономическая активность человека) и «конец жизни» (пенсионное состояние человека). В первый период жизни человек не получает доход – живет за счет родителей. То есть присутствует только потребление, сбережения родителей «идут в минус» (-S). Во второй период жизни человек распределяет свои доходы в соответствии со своими потребностями, при этом часть дохода он вынужден сберегать (+S), зная, что его ожидает третий период жизни (откладывает деньги на свой пенсионный возраст). В третий период жизни человек только потребляет, сбережения «идут в минус» (-S).
Формирование богатства
Экономический агент стремиться к тому, чтобы его доходы в целом превышали расходы, что в свою очередь позволит ему создать богатство (V). Богатство создается по ряду мотивов: престиж, власть, независимость, предосторожность, формирование наследства. С целью формирования богатства он должен стремиться больше сберегать и меньше потреблять в текущее время.
Рис. 95. Формирование постоянного богатства (V)
Из графика получается, что формирование богатства происходит за счет снижения текущего потребления.
Наличие процентной ставки
Ткущее богатство (сбережения) можно увеличить путем сберегания денег на банковском вкладе, с начислением процентов. Это стимулирует экономического агента к сбережению.
Выделяют два понятия банковских ставок:
1. Номинальная ставка процента (i) – назначается банками по кредитным операциям;
2. Реальная ставка процента (r) – отражает реальную покупательную способность дохода, получаемого в виде %, с учетом инфляции.
Взаимосвязь номинальной и реальной банковских ставок описывается уравнением И.Фишера:
i = r - ht (98)
где ht – темп инфляции.