Система управленческих отчетов

Система управленческих отчетов отражает принятую практику управления организацией. Руководству высшего уровня рекомендуется представлять наименее подробные отчеты. По мере движения вниз по управленческой структуре отчеты предлагается делать более детализированными, но их область охвата должна сужаться. Объем информации, предоставляемый для анализа руководителю каждого подразделения, должен быть для всех примерно одинаковым.

В целях распределения ответственности по иерархическим уровням организации рекомендуется использовать понятие центров затрат. В результате возникает совокупность бюджетной подсистемы, подсистемы управления через центры затрат и системы, в которой через систему взаимосвязанных показателей объединяется деятельность подразделений компании.

55. Понятие и цель аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности в России. Виды аудита. Критерии для проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки.

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Данное определение закреплено в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. «Об аудиторской деятельности».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

§ издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

§ организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;

§ организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

§ осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;

§ ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

§ осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

§ принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

§ разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

§ рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

Аудитором в РФ признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качествеработника аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, а также в качестве индивидуального частного предпринимателя -индивидуального аудитора.

Критерий прохождения обязательного аудита:
1) ОАО
2) Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией ил общество взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством обязательные или добровольные отчисления юридических или физических лиц.
3) Объем выручки организации или ИП от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг за 1 год превышает в 500 тысяч рас установленный законом МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ.
4) Организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием основанного на праве государственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют п. 3 критерия.
5) Если обязательный аудит предусмотрен ФЗ.
Для проведения обязательного аудита организаций, в уставных капиталах которого доля государственной собственности не менее 25%, заключение договоров оказания аудитных услуг для осуществления по итогам проведенного открытого конкурса.

56. Международные стандарты аудита: назначение, порядок применения, состав.

Стандарты аудита – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.
Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг.
Международные стандарты аудита разрабатываются международной федерацией бухгалтеров, деятельность которых заключается в развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствуются гармонизирующими стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества.
Национальные стандарты аудита и сопутствующие услуги принятые в различных странах отличаются по форме и содержанию. Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) уделяет особое внимание таким документам и их различием и публикует МСА предложенные для принятия на международном уровне.
В исключительных обстоятельствах аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА, но он должен аргументировать такое отступление. МСА следует применять только к существующим аспектам.
МСА не отменяют местных нормативных актов.
Кроме стандартов разработаны также положения по международной аудиторской практике (ПМАП). Эти положения разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам соблюдения стандартов и обеспечения надлежащего аудиторской практики.
Использование МСА в различных странах многовариантно. Так в некоторых странах международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных национальных стандартов (Австрия, Бразилия, Нидерланды, Россия). Существует вторая группа стран, где решено не разрабатывать национальные стандарты, а применять международные в качестве национальных (Кипр, Малайзия, Нигерия).

57. Международные стандарты учета и отчетности: назначение, порядок применения, состав.

финансовой отчетности (International Finantional Reporting Standards и International Accounting Standards), сокращенно - МСФО, на сегодняшний день являются наиболее разработанными и распространенными бухгалтерскими стандартами в мире. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах, например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах, например, Чехии, странах Балтии, отчетность по МСФО обязаны составлять все крупные предприятия. Начиная с 2005 года (согласно Директиве ЕС, принятой в июне 2002 года и одобренной Парламентом ЕС в январе 2003 года) все компании стран Европейского союза, чьи акции котируются на биржах, должны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Фирмы, у которых на биржах котируются только долговые обязательства (облигации) также с 2007 года перешли на МСФО. Используются МСФО и в банковской сфере. Таким образом, полноценное использование МСФО позволяет устранять барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности.

Необходимость трансформации национальной бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов обусловлено развитием мировой экономики, требующей единой информационной бухгалтерской системы, как адекватного языка общения между компаниями, действующими на международных рынках.

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются результатом решения проблемы гармонизации, т.е. согласования методологии бухгалтерского учета на мировом уровне. Хотя международные стандарты регулируют только внешнюю финансовую отчетность, они оказывают влияние и на национальную методологию бухгалтерского учета.

Наши рекомендации