Основной капитал и источники его финансирования.

Основной капитал и источники его финансирования.

Капитал основной – это доля капитала производственного, полностью и многократно принимающего участие в процессе производства продукции. Он переносит свою стоимость на готовый продукт частично, в течение нескольких периодов. Основной капитал предприятия включает в себя часть авансированного капитала, затраченную на постройку и ремонт зданий, сооружений, закупку транспортных средств, оборудования и инструментов.

После того, как товар реализуется, капитал основной возвращается к предпринимателю по частям в виде прибыли. Этот капитал может подвергаться как моральному, так и физическому износу.

Основной капитал организации делится на такие группы:

1) Здания и сооружения.

2) Передаточные устройства.

3) Машины и оборудование. К ним относятся силовое оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, вычислительный инструментарий, другие машины и оборудование;

4) Инструменты и приспособления, служащие более одного года и стоящие более 1 млн. руб. за единицу. Инструменты и инвентарь, которые служат меньше года или стоят менее 1 млн. руб. за штуку относятся к оборотным средствам предприятия.

5) Инвентарь производственного и экономического характера.

Различные производственные здания, сооружения и инвентарь поддерживают функционирование активных частей основных фондов предприятия, поэтому они причисляются к пассивной их части.

В случае, если часть оборудования высока по стоимости, то при остальных стабильных показателях выпуск товаров и показатель фондоотдачи будет выше.

Источниками финансирования основного капитала является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.

Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются: собственные и заемные.

Воспроизводство имеет две формы:

· простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств соответствуют по величине начисленной амортизации;

· расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение

· износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации.

Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют долгосрочный характер и осуществляются в виде долгосрочных инвестиций (капитальных вложений) на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.

К источникам собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств относятся:

- уставный капитал;

- нераспределённая прибыль;

- амортизация;

- износ нематериальных активов;

- бюджетные целевые ассигнования,

- эмиссия акций.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

Методы управления затратами в корпорации.

Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сущность и условия применения метода

Метод Сущность метода Условия применения метода
Директ-костинг Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли Разделение затрат на переменные и постоянные
Абзорпшн-костинг В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные) Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
Стандарт-кост Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно Наличие системы стандартов (норм и нормативов)
Метод ABC Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций Выделение видов деятельности и операций по ним Расширение существующей системы бухгалтерского учета Дополнительное обучение персонала
Таргет-костинг На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия Постоянное применение Организация постоянного контроля уровня затрат Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке
Кайзен-костинг Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем Постоянное применение Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации
CVP-анализ (анализ точки безубыточности) Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых) Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4
Бенчмаркинг затрат Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами Правильный выбор предприятия-эталона Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения
Кост-киллинг Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии Стремление руководства предприятия к снижению издержек Определенным образом построенная система мотивации персонала
LCC-анализ Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта
Метод VCC Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием


Таблица 2. Преимущества и недостатки методов управления затратами

Метод Преимущества Недостатки
Директ-костинг Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных Слабое внимание к постоянным затратам Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов
Абзорпшн-костинг Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные Более точное определение финансового результата деятельности предприятия Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода Условный характер распределения накладных затрат Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции
Стандарт-кост Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство Применение для периодически повторяемых затрат Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат
Метод ABC Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление
Таргет-костинг Маркетинговая ориентация производства Определение целевых затрат для новых продуктов Контроль затрат еще на стадии разработки продукции Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня
Кайзен-костинг Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне Необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации
CVP-анализ (анализ точки безубыточности) Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат Простота, наглядность и оперативность метода Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют
Бенчмаркинг затрат Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий Неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий
Кост-киллинг Позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала) Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)
LCC-анализ Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов Отсутствие периодизации финансовых результатов Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации
Метод VCC Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов

Неотъемлемой частью рассмотренных методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприятия.

  1. Доходы, расходы и прибыль корпорации

1. Понятие и экономическое содержание доходов и расходов корпорации.

С точки зрения нормативного определенного понятия доходов, расходов и прибыли в рамках настоящего курса будем руководствоваться нормативными актами по финансовому учету.

Доходы по учетному признаку подразделяются на: - доходы от обычных видов деятельности( Доходы от уставной деятельности (производство, услуги и т.д.). Основные договора купли-продажи.), - прочие доходы(Доходы от операций с активами, Финансовые операции (получение %, дивидендов).

Понятие расходов по ПБУ- Уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов в УК по решению собственников. Для целей управления расходы подразделяются на постоянные (фиксированные) и переменные. К постоянным затратам, не зависящим от объема производства, относятся административно-управленческие расходы, повременная з/п, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др. К переменным расходам (зависят прямо пропорционально от объема продукции) относятся расходы на сырье, материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная з/п. (график)

2. Экономическое содержание категории «прибыль». Функции прибыли. Формирование и распределение прибыли корпорации.

Категория прибыли относится к общеэкономическим категориям и в самом общем плане может быть определена как совокупный доход корпорации за вычетом расходов (издержек).

Экономическое содержание категории прибыль имеет различное толкование, однако наиболее часто определяется как доход предпринимателя, вознаграждающий его за принятие на себя предпринимательских рисков.

Выделим две основные функции прибыли: а) мера эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;

б) стимулирующая функция обусловлена тем, что объективно ожидаемая прибыль выступает в качестве стимула привлечения средств в компанию.

Валовая прибыль – разность между нетто-выручкой от продажи продукции и ее себестоимостью без условно-постоянных коммерческих и управленческих расходов.

Конечным финансовым результатом, представляющим наибольший интерес для собственников организации, является чистая прибыль как прибыль, остающаяся в их распоряжении после расчетов с бюджетом по налогам и обязательным платежам.

Чистая прибыль корпорации представляет собой основной финансовый результат, на который ориентируются потенциальные инвесторы, в первую очередь портфельные, и кредиторы.

Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

Право распоряжаться чистой прибылью имеют собственники хозяйствующего субъекта. Это право реализуется ими в ходе распределения прибыли на формирование резервного капитала, начисление дивидендов, формирование других фондов и резервов в соответствии с уставными документами и учетной политикой, оставление нераспределенного остатка в виде обезличенного источника финансирования.

В отечественной литературе принято выделять 3 основных направления распределения прибыли, сгенерированной корпорацией: - реинвестирование в деятельность корпорации, - распределение между собственниками, - на социальные нужды и материальное поощрение.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении корпорации, регламентируются внутренними документами, порядок использования фиксируется в уставе.

3. Операционная прибыль: экономическое содержание и роль в оценке финансовой эффективности корпорации.

Операционная прибыль- •Прибыль от осуществления основных (систематических) операций (выручка минус операционные расходы)

Прибыль по операционной или основной деятельности, или прибыль от продаж (прибыль от реализации). Эта прибыль в первую очередь интересует менеджеров подразделений (так как корпоративные расходы не находятся в их компетенции) и аналитиков, оценивающих перспективы компании именно с точки зрения базового направления деятельности. Этот показатель прибыли игнорирует вычет процентов по заемному капиталу, получение финансового дохода компанией. Кроме того, в этом показателе не находит отражения такая специфическая операция, как продажа долгосрочных активов (инвестиционные решения). Таким образом, операционная прибыль показывает финансовый результат работы компании, связанный исключительно с операционной деятельностью.

Банковское дело

Метод общего фонда средств.

Средства, за размещение которых отвечает управляющий коммерческого банка, поступают из различных источников, включая вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады, а также собственный капитал банка. В основе рассматриваемого метода лежит идея объединения всех ресурсов. Затем совокупные средства распределяются между теми видами активов (ссуды, правительственные ценные бумаги, кассовая наличность и т.д.), которые считаются подходящими. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей.

Данный метод требует от руководства банка равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Поэтому средства помещаются в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам.

Задачей номер один при определении структуры размещения средств является установление их доли, выделяемой в качестве первичного резерва

. Эта категория активов носит функциональный характер, она не фигурирует в балансовых отчетах коммерческих банков. Тем не менее банкиры придают ей большое значение и включают в первичные резервы те активы, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов и удовлетворения заявок на кредиты. Это - главный источник ликвидности коммерческого банка. В большинстве случаев в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью наличность и задолженность других банков, куда входят средства на корсчетах в Национальном банке, средства на корреспондентских счетах (вклады) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также другие платежные документы в процессе инкассирования.

Задачей номер два при размещении средств будет создание некассовых ликвидных активов, которые к тому же приносят определенный доход. Эти резервы включают высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. Основное назначение резервов второй очереди - служить источником пополнения первичных резервов. Как и последние - это скорее экономическая категория, нежели бухгалтерская, и она также не фигурирует в банковском балансе. Во вторичные резервы

входят активы, которые обычно составляют портфель ценных бумаг, и - в некоторых случаях - средства на ссудных счетах.

Третий этап размещения средств по методу общего фонда средств - формирование портфеля кредитов

. После того как банк определил размеры первичных и вторичных резервов, он может предоставлять ссуды своим клиентам. Это важнейший вид банковской деятельности, приносящий доход. Ссуды - самая важная часть банковских активов, а доходы по ссудам - самая крупная составляющая банковской прибыли. Ссудные операции являются одновременно и самым рискованным видом банковской деятельности.

И, наконец, в последнюю очередь при размещении средств определяется состав портфеля ценных бумаг

. Средства, остающиеся после удовлетворения обоснованных потребностей клиентов в кредитах, могут быть помещены в сравнительно долгосрочные первоклассные ценные бумаги. Назначение портфеля инвестиций - приносить банку доход и быть дополнением резерва второй очереди по мере приближения срока погашения долгосрочных ценных бумаг.

Использование метода общего фонда средств в управлении активами дает банку широкие возможности выбора категорий активных операций. Этот метод устанавливает приоритеты, которые формулируются довольно общо. В то же время указанный метод не содержит четких критериев для распределения средств по категориям активов и не дает решения дилеммы ликвидность - прибыльность.

Метод научного управления.

Управление активами с помощью научных методов и исследования операций предполагает использование более сложных моделей и современного математического аппарата для анализа сложных взаимосвязей между различными статьями банковского баланса и отчета о прибылях и убытках. Этот подход может оказать большую помощь руководству банка в принятии решений.

Два метода, рассмотренные в предыдущих разделах, сводятся к применению простейших приемов научного управления для анализа связей между различными статьями актива и пассива. Они указывают пути размещения всех доступных для инвестирования средств таким образом, чтобы обеспечить достаточную норму прибыли, осуществляя операции в пределах ограничений ликвидности, установленных руководством банка (т.е. изнутри) или органами банковского контроля (т.е. извне).

Более сложная методика предполагает научный подход к решению управленческих проблем с использованием прогрессивных математических методов и ЭВМ для изучения взаимодействия элементов в сложных моделях. Этот подход требует определения целей, установления связей между различными элементами проблемы, идентификации переменных, находящихся и не находящихся под контролем руководства, оценки возможного поведения неконтролируемых переменных и выявления тех внутренних и внешних ограничений, которые регламентируют действия руководства. Метод научного управления

делает попытку ответить на три вопроса: в чем суть проблемы?, каковы варианты ее решения?, какой вариант наилучший?

Одним из методов, используемых специалистами по управлению для решения производственных проблем, является линейное программирование. Этот метод увязывает проблему управления активами с проблемой управления пассивами, с учетом ограничений в отношении как прибыльности операций, так и ликвидности.

При управлении активами и в иных сферах деятельности руководство коммерческого банка может эффективно использовать также и другие методы научного управления.

Оценка ликвидности банка

Ликвидность банка рассчитывается на основе данных баланса и оценки денежных потоков. Оценка ликвидности банка зависит от многих факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

наличие значительных собственных денежных средств

качество и количество активов и депозитов

определенная зависимость от внешних источников и факторов

сопряженность активов и пассивов по срокам.

К внешним факторам относятся:

политическая и экономическая обстановка в стране и мире

развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка

организация системы рефинансирования

эффективность надзорных функций.

Оценить ликвидность банка можно методом коэффициентов, который является самым простым. Коэффициентный метод анализа ликвидности банка включает в себя:

выявление и определение состава, периодичности расчета и предельных показателей ликвидности

анализ и оценку состояния показателей ликвидности на основе: сравнения фактических значений с нормативными, предельными; анализа динамики фактических значений показателей; факторного анализа изменений фактических значений

определение способов устранения несоответствий, установленных на основе анализа.

В принципе, состав показателей и методы оценки ликвидности определяются каждым банком, исходя из специфических факторов, влияющих на ликвидность конкретного финучреждения.

Степени ликвидности и доходности активов банка

По степени ликвидности активы банка можно разделить на несколько групп:

первоклассные ликвидные активы - это денежные средства в кассе или на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги

высоколиквидные активы банка - это межбанковские кредиты, корпоративные ценные бумаги, предназначенные для продажи

низколиквидные активы банка - это краткосрочные и иногда долгосрочные ссуды, факторинговые операции, инвестиционные ценные бумаги, лизинговые операции

неликвидные активы - это просроченные ссуды, некоторые ценные бумаги, мебель, техника и сооружения.

По степени доходности активы банка подразделяются на две группы: приносящие и не приносящие доход. Ко второй группе можно смело отнести неликвидные активы и некоторые низколиквидные активы. Соответственно, чем менее ликвидны ресурсы, тем выше риск и ниже доходность финучреждения.

Качественное и количественное равновесие притока и оттока средств кредитного потенциала является главным фактором в поддержании ликвидности банка.

Нормативы ликвидности Центрального банка РФ

В России нормативы ликвидности устанавливает ЦБ РФ и все коммерческие банки ежемесячно представляют в ЦБ РФ отчет о состоянии следующих показателей:

норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня

норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней

норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы.

Недостаточная и избыточная ликвидность банка.

Недостаточная ликвидность банка может вызвать дефицит платежных средств, который должен быть покрыт путем повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение прибыльности, рентабельности и доходности банка. Недостаточная ликвидность приводит к неплатежеспособности банка.

Дефицит ликвидности можно исправить с помощью поступления в банковскую систему государственных ресурсов. От избыточной ликвидности избавиться гораздо сложнее.

Избыточная ликвидность - это денежные средства, которые банк имеет, но не желает размещать на рынке в силу существенных рисков невозврата. Российская банковская система на сегодняшний день, в целом, имеет избыточную ликвидность.

Избыточная ликвидность, с которой столкнулось большинство банков, стала прямым следствием антикризисных мер, принятых как государством, так и самими финансовыми институтами. Кредитование восстанавливается очень медленно из-за существования высоких финансовых рисков в стране и мире. Сегодня банки предпочитают работать с узким кругом качественных заемщиков. А заемщики, в свою очередь, стараются жить по средствам и сокращают размеры заимствований.

Избыток денежных средств приводит к снижению ставок по кредитам, соответственно, процентные доходы банков падают. Так, недавно, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что банкам необходимо решать вопросы избыточной ликвидности, так как из-за этого они имеют более дорогие ресурсы и дополнительные затраты на обслуживание этой ликвидности. По мнению Бесхмельницына, банкам необходимо оптимизировать риски, «перестать бояться реального сектора, выдавать кредиты и снижать процентные ставки».

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод, что ликвидность банка есть качественная характеристика деятельности банка, обусловленная множеством факторов, находящихся в постоянном изменении и взаимосвязи.

Страхование

1. Экономическая сущность и функции страхования

Страхование — это система экономических отношений, подразумевающая образование за счет взносов предприятий, организаций и граждан страхового фонда и его использование для возмещения ущербов, возникающих вследствие наступления страховых рисков.

каждый страхователь платит страховщику страховой взнос, из которого образуется страховой фонд. В случае возникновения страхового случая у кого-либо из страхователей его убыток покрывается из страхового фонда, созданного всеми страхователями.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Страхование как экономическую категорию характеризуют следующие признаки:

Наличие денежных перераспределительных отношений, обусловленных наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб.

Замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких субъектах на все субъекты, вовлеченные в страхование (см. рис. 1).

Создание денежного страхового фонда целевого назначения, формируемого за счет фиксированных взносов участников страхования, для организации замкнутой раскладки ущерба. Средства этого фонда используются только среди участников его создания, и размер страхового взноса представляет собой долю каждого из них в раскладке ущерба.

Перераспределение ущерба между разными территориальными единицами и во времени. При соблюдении этого условия возможна раскладка ущерба от стихийных бедствий, охватывающих большие территории.

Возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей. Страховые платежи определяются на основе страховых тарифов, состоящих из двух частей: а) нетто-платежей, предназначенных для возмещения вероятного ущерба, и б) накладных расходов на содержание страховой организации, проводящей страхование.

Функции страхования

Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.

Содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.

Назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм.

Содержание сберегательной функции страхования заключается в том, что при помощи стр

Наши рекомендации