Основные источники финансирования бизнеса

1.Источники финансирования.Это могут быть:

· собственные деньги или деньги партнеров

· деньги, вырученные от продажи акций

· прибыль, которую приносит деятельность фирмы

Бывает, что этих возможностей недостаточно.

Например, при создании акционерного общества учредителям понадобятся средства еще до того, как акции поступят в продажу: нужно напечатать акции, сделать им соответствующую рекламу, зарегистрировать фирму, снять помещение под офис. Или: фирма работает и приносит прибыль; в какой-то момент владельцы принимают решение расширить дело, но одной только прибыли не хватает, чтобы финансировать это мероприятие.

Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.

2.Внутренние источники финансирования –источники, которые есть у самой фирмы.

2.1.Прибыль – главный внутренний источник финансирования фирмы.

Прибыль фирмы ("П") — это разница между ее доходами (для простоты будем считать, что они равны выручке от реализации продукции — "Д") и затратами ("3") или себестоимостью продукции ("С"): П = Д - 3, или П = Д - С.

Поскольку Д = Ц х К и С = С/ед х К, где "Д" — доход фирмы (в нашем случае — выручка от реализации продукции); "Ц" — цена продукции; "К" — объем ее реализации; "С/ед" — себестоимость единицы продукции, мы можем записать следующую формулу: П = К(Ц-С/ед).

Теперь нетрудно разобраться, от чего зависит величина прибыли фирмы.

Во-первых, от цен на ее товары "Ц". При постоянных затратах и заданном объеме реализации продукции прибыль растет с ростом цены.

Во-вторых, от затрат на единицу продукции — "С/ед". При заданных объеме реализации и цене снижение себестоимости единицы продукта приводит к увеличению прибыли.

В-третьих, от объема реализации продукции — "К". Можно добиться роста прибыли, не меняя цену и себестоимость единицы продукта, но увеличив объем производства и реализации товаров.

2.2Валовая и остаточная прибыль

Величину "П" в формуле П = Д — С (3), экономисты называют валовой, или общей прибылью. Часть этой прибыли пойдет в уплату налогов государству. Какая-то сумма, возможно, будет выплачена банку в виде процентов.

Сумма, которая останется после того, как из валовой прибыли "П" мы вычтем все перечисленные суммы, называется остаточной, или чистой прибылью. Она может быть использована для финансирования бизнеса: на строительство новых зданий или перестройку старых, покупку новых машин, оборудования, компьютеров или даже проведение серии научных исследований. Из нее получают свои дивиденды акционеры (если речь идет об акционерном обществе). Часть остаточной прибыли предприниматель может израсходовать на стимулирование работников, выплачивая им премии сверх заработной платы. Какие-то средства будут потрачены на рекламу, на благотворительные цели, наконец, на личные нужды самого предпринимателя (если говорить об индивидуальном предприятии).

2.3 Проблема запасов

Разумно распорядиться остаточной прибылью — важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы — расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом — чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.

3. Внешние источники финансирования

3.1. Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

3.2 Продажа акций — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги — платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.

Торговый(или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.

Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.

Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.

Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это — частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.

Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.

Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм — это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

Ценные бумаги

1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги:

· документарность — ценная бумага есть документ;

· воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

· начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

· оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

· публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

Виды ценных бумаг

· Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

· Первичные ценные бумаги — основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

· Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

· Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

· фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

· свободно обращающиеся опционы — договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица) на

· предъявительские (ценные бумаги на предъявителя),

· именные,

· ордерные (ордерские).

4. Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

· Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельст­вующая о праве на долю соб­ственности в капитале ком­пании и получении дохода (дивиденда).

o Обыкновенные акции

o Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

· Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

· Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

· Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Рынок труда. Безработица

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд Предложение труда
Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10.Факторы, влияющие на величину заработной платы

· Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы

· Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму

· Уровень квалификации работников

· Развитость экономических и социальных условий жизни населения

· Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

· Величина номи­нальной заработ­ной платы

· Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги

· Размер налого­вого обложения

12.Формы зарплаты

· Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.

· Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.

· Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий

· Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум,такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.

БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

· Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

· Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

· Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

· Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

· Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

· Циклическая– характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

· Сезонная– зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы,т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

· Открытая(см. выше)

· Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

· Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

· Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:

· Проведение структурной пе­рестройки про­фессий на уров­не квалификации.

· Выплата посо­бий по безрабо­тице.

· Установление уровня мини­мальной зара­ботной платы.

Наши рекомендации