Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений
Ситуационные особенности доследственной проверки заявлений и сообщений о коррупционных преступлениях
Исходные ситуации дифференцируются, в первую очередь, в зависимости от того, поступило ли сообщение о готовящемся или совершенном преступлении. В первом случае с участием сотрудников органов дознания проводится тактическая операция по задержанию с поличным, результаты которой фиксируются в протоколах таких оперативно-розыскных мероприятий, как оперативный эксперимент, контрольная закупка и контролируемая поставка, а также составляемых в произвольной форме актах и протоколах.
При проверке заявлений и сообщений о совершенном преступлении важное значение приобретает исследование документов: определяющих компетенцию представителей органов местной власти; регламентирующих процедуру совершения должностных или служебных действий; отражающих выполнение указанными субъектами операций вопреки интересам службы из материальной или иной личной заинтересованности.
Основными задачами предварительной проверки являются выявление наличия или отсутствия признаков коррупционного преступления: выполнения представителем органа местной власти должностного или служебного действия вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности.
Следственные действия:
· Получение объяснений (разъяснение прав о возможности не свидетельствовать против себя и близких родственников; участие защитника обязательно – иначе объяснения будут признаны недопустимыми);
· Получение образцов для сравнительного исследования у определенных лиц, для проведения судебной экспертизы. Образцы для сравнительного исследования – объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала, вещества, необходимые эксперту для проведения исследования и дачи заключения. Оформляется постановлением и протоколом;
· Истребование документов и предметов (условия – нам точно известно какой документ нам нужен, где он и у кого; отсутствуют основания опасаться сокрытия документов, их уничтожения или повреждения);
· Изъятие документов (не обыск и выемка, так как нельзя до ВУД) – возможно в ходе осмотра места происшествия???
· Осмотр места происшествия с целью обнаружения следов преступления – предмета взятки.
Криминалистическая характеристика взяточничества
1. Обстановка
Пространственно-временные характеристики, а также установленный и сложившийся порядок осуществления долж. полномочий чиновников ОГВ, ОМС (ГУП, МУП) и др. Место- чаще всего служебные кабинеты, но и нейтральные сета (сауны, кафе). Место преступления иногда состоит из нескольких помещений, иногда даже на тер-рии неск. стран. Время характеризуется не отдельной временной точкой, датой, а отрезком времени от неск. дней до неск. лет.
2. Личность
Касаемо взяткополучателя мб выделены руководители (высшего, среднего, низшего уровня) и рядовые исполнители. Классифицировать также можно по распространению их полномочий: - фед. уровень, уровень субъекта, уровень МО.
Взяткодатель, посредник не используют долж. положение.
Мужчины 24-26 лет. Моральные установки на противоправное поведение в сфере выполнения долж. обязанностей. Ставят собственные интересы выше должностных, стремление к обогащению. Высокий уровень образования, развитые коммуникативные качества, способность быстро принимать решения, спец. знания. Практически всегда В. совершаются группой лиц. Коррупционные связи мб явными и скрываемыми; непродолжительные и долгосрочные; простые и сложные
3. Способ
Полноструктурные в большинстве случаев – подготовка, преступление, сокрытие.
Определение какие действия и в какие сроки дб выполнены каждым. Достижение договоренности. Разработка общего плана действий, определение размера, сроков. Осн. элемент способа состоит их 2 частей – долж. действие и передача. Для сокрытия – маскируется противоправ. хар-р (решения о внесении изменений, составл. фальсиф. документы), утаивание фактов матер. зависимости.
4. Механизм следообразования
отражение в документах
Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений
Коррупция – это общественно опасное явление в сфере политики или гос управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимся на гос службе, своего должностного положения для незаконного получения или благ имущественного, или неимущественного характера, а также преимуществ в любой форме. Определения коррупционных преступлений отсутствует. Большинство авторов относит к коррупционным преступления, совершенные субъектами, с использованием своего должностного или служебного положения из корыстной заинтересованности или иных личных побуждений.
Перечень коррупционных преступлений: 1) деяния посягающие на конституционные права человека и гражданина (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификация избирательных документов); 2) преступления против собственности (мошенничество, присвоение или растрата); 3) преступления в сфере экономической деятельности (регистрация незаконных сделок с землей, легализация денежных средств, приобретенных преступным путем, недопущение, ограничение или устранение конкуренции): 4) деяния, посягающие на интересы службы в коммерческих ил иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп); 5) преступления против общественной безопасности (организация преступного сообщества, участие в ней); 6) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (незаконный сбыт, производства наркотиков, нарушение оборота наркотиков); 7) деяния, посягающие на интересы гос власти, гос службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств); 8) преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования).
Признаки коррупционных преступлений (Указание Генпрокуратуры РФ): 1) надлежащий субъект; 2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (выгода для себя или для других); 4) совершение преступления только с прямым умыслом.
Субъекты: государственные, муниципальные служащие: должностные лица, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой ил иной организации, действующие от имени и в интересах юр лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся гос органом, органом местного самоуправления, гос и мун учреждением.
Одной из особенностей обстановки преступных деяний является, то что место их совершения иногда состоит из нескольких помещений, участков местности, между которыми трудно прослеживается территориальная связь. Время совершения деяний рассматриваемого вида также отличается определенным своеобразием. В большинстве своем это неоднократные, продолжаемые или длящиеся преступления. Значимым элементом являются условия выполнения своих обязанностей представителями органов местной власти, к которым относится определенный, установленный нормативными актами порядок осуществления названными органами служебных действий. При выполнении действий, образующих объективную сторону коррупционного преступления, этот установленный порядок нарушается. В результате совершения преступлений рассматриваемого вида в ряде органов и учреждений складываются отношения, обстановка, благоприятные для такого рода общественно-опасных деяний. Среди свойств личности субъектов рассматриваемого вида коррупционных преступлений выделяются их должностное и служебное положение. В соответствии с ним сотрудники органов местной власти наделяются совокупностью прав выполнения должностных и служебных действий, сопровождающихся составлением разнообразных документов. Специфика обстановки и свойств личности субъектов преступления обуславливают особенности способов совершения коррупционных преступлений рассматриваемого вида, которые, как правило, являются полноструктурными, включают в себя действия по подготовке, совершению и сокрытию данных деяний. Реализация этих способов в большинстве случаев связана с составлением, внесением изменений в служебные документы, изменением порядка документооборота. Это, в свою очередь, отражается на механизме следоообразования, заключающиеся в том, что признаки преступлений рассматриваемой категории отражаются, прежде всего, в различного рода документах.