Разберитесь, что уместно, а что – нет
Используя неуместный юмор, вы можете непоправимо испортить свой имидж. Несколько лет тому назад у меня состоялась беседа с клиенткой по поводу необходимости обновления тренинговой программы. Она просила, чтобы наша компания заменила инструктора, ведущего занятия. Когда я спросила, в чем проблема, она пояснила: «Сам по себе курс очень неплох. Проблема в инструкторе. Группа абсолютно не доверяет ей в этом вопросе».
«Почему?» – спросила я. Мне было интересно, как можно не доверять инструктору как слушателю. Часто случается, что курс лидерства ведут люди, которые не были лидерами ни в одной заметной организации, ни в одном проекте или ни на одном мероприятии. Бывает, что навыки ведения переговоров преподает человек, не заключивший ни один значительный контракт. Но не доверять человеку как слушателю ? Как такое может быть?
Клиентка продолжает: «Да, она способна объяснить, что значит хорошо слушать, и даже дать упражнение для закрепления материала. Но потом она рассказывает забавные истории о том, как сама она слушала невнимательно. Например, представляя технику запоминания имен, она говорила о том, что важно внимательно слушать, как зовут человека. А потом она рассказала, как на прошлых выходных ходила с матерью, у которой камни в почках, в отделение неотложной помощи в больнице и там все время забывала имена медсестер. Она на протяжении всего курса так поступала – рассказывала забавные истории о том, как она сама не умеет слушать других, пока не утратила всякое доверие класса».
Конечно, юмор помогает пробивать стены. Но умение преподнести себя требует как минимум некоторой сдержанности для поддержания доверия к своей персоне.
Остерегайтесь не только юмора, умаляющего ваше достоинство, но и шуток в адрес окружающих.
Вспомните сенсационное отстранение Дона Имуса от ведения программы «Утренний Имус» на MSNBC из-за его импровизированных уничижительных высказываний в адрес женской баскетбольной команды Рутгерского университета (высказываний, которые он счел смешными, а публика – нет).
Юмор должен служить подтверждением вашего человеколюбия, а не поводом для вашего падения.
Невежливость, которая зачастую порождается высокомерием, цветет в нашей культуре пышным цветом. Но люди, умеющие преподнести себя, вежливы и любезны. Они выделяются из толпы грубиянов.
Десять советов по поводу юмора
Юмор снимает стресс, укрепляет отношения и создает образ уверенного человека, но прежде всего требует серьезных размышлений. Предлагаем полезные советы.
Десять советов по использованию юмора для установления связи и формирования доверия
1. Избегайте оскорбительных (например, расовых или гендерных) шуток.
2. Никогда не делайте окружающих мишенью для смешных комментариев.
3. Шутите над собой, чтобы вас полюбили. Самокритика – признак скромности и ранимости.
4. Пусть особенности вашего чувства юмора будут понятны окружающим и не снижают их доверия к вам.
5. Моментально реагируйте на то, что с вами происходит. Импровизации отлично принимаются толпой, они придают вашей личности реальность и силу.
6. Чтобы реакция на потешную историю была лучше, расскажите ее ближе к концу презентации. Смех – это подарок. Аудитория должна прежде решить, достойны ли вы его.
7. Рассказывая смешные вещи, стойте слева от группы – и реакция будет лучше (а стоя справа, лучше рассказывать трогательные истории и произносить эмоциональные воззвания). Этот совет я почерпнула у профессиональных юмористов.
8. Собираясь опробовать новую шутку, обращайте внимание на размер аудитории. Большие группы лучше реагируют на юмор. Люди стесняются громко смеяться в небольшой компании, а толпа дает анонимность.
9. Подготовьте несколько фраз на случай незапланированных неполадок, которые часто случаются в формальных ситуациях (сбой техники, громкий шум, запоздалое начало, срабатывание пожарной сигнализации).
10. Если никто не смеется, сохраняйте на лице серьезность и держитесь так, словно говорили на полном серьезе. Двигайтесь дальше.
Юмор должен служить подтверждением вашего человеколюбия, а не поводом для вашего падения.
Пусть окружающие получают удовольствие от вашего общества, не опасаясь возможных обид. Ваше умение преподнести себя и чувство юмора поднимут настроение в день, который мог бы быть обычным.
Делайте то, о чем говорите
Честность – это то, что мы делаем, то, что мы говорим, и то, что мы говорим, что делаем.
Дон Гейлер
В фильме «Мистер Мамочка» муж, потеряв работу и столкнувшись с трудностями в поиске новой, остается дома с детьми, а его жена выходит на работу. Когда однажды утром новый босс жены заехал за ней, чтобы подвезти на утреннее собрание, мистер Мамочка быстро вооружается циркулярной пилой, надевает защитные очки, выпячивает грудь, как мачо, и направляется к двери поприветствовать босса, делая вид, что он во время отпуска обновляет обстановку.
Оглядывая гостиную, босс спрашивает:
– Так ты собираешься здесь всю проводку сменить?
– Да. По электрике все надо сделать.
– Будешь делать 220, да?
– 220, 221 – сколько потребуется.
Всем все ясно.
Одно лишь неуместное действие или высказывание способно раскрыть ваш обман. А подорвав доверие, возвращать его вы будете очень долго. Люди хотят видеть вас такими, какой вы на самом деле, хотят видеть ваше живое лицо, а не маску, и что вы делаете то, что обещаете.
В сегодняшнем экономическом ландшафте честность важнее цены.
Не так давно мы меняли местоположение одного из офисов нашей компании и распродавали некоторую мебель. Менеджер из компании, которая сопровождала наш переезд, привлек для этого три фирмы. Пока мы ждали, когда они прибудут для осмотра фронта работ и оценки стоимости, он заявил: «Таких фирм сотни. Но я пригласил эти три, потому что тут могу быть уверен, что они приедут и сделают. И сейчас важно именно это. Может, они не предложат вам лучшую цену, но они сделают работу. Бывает, что компания предлагает цену, а потом не делает то, что обещала. Меня это поражает. Когда ты кого-то переселяешь и у тебя работники должны выехать из одного здания и въехать в другое к определенному дню, ты должен быть надежным».
Он говорил о доверии. Вуди Аллен правильно отметил: «80 % успеха – это умение проявить себя». Люди, умеющие преподнести себя, проявляют себя. Они делают, что говорят. И это еще один важный секрет успеха.
И все же некоторые компании ежедневно с легкостью подрывают наше доверие. Они ставят своих работников в такие условия, что тем приходится врать и обманывать. Вам приходилось когда-нибудь, поддавшись рекламе «подешевевшего» товара, приехать в магазин и обнаружить, что он «буквально только что закончился», но есть другой, слегка подороже? А подумывали о том, чтобы на время переключиться на другого сотового оператора, чтобы потом вернуться как «новый покупатель» и подключиться на половинный тариф? А в самолете никогда не задумывались над тем, сколько заплатил за такое же место ваш сосед – вдвое больше или вдвое меньше? Все подобные уловки подрывают доверие и сводят с ума лояльных клиентов.
Точно такое же негодование вызывают и люди, говорящие неправду, неспособные хранить секреты или нарушающие обещания.