Направляйте свою страсть в нужное русло
Без страсти нет энергии; без энергии нет ничего.
Ничто великое на свете не совершалось без страсти.
Дональд Трамп
Случалось ли, что кто-то из ваших друзей, рассказывая о забавном случае, происшедшем на выходных, начинал смеяться, еще не добравшись до сути? Он, еще не дойдя до самого интересного, так веселится, что вы начинаете улыбаться прежде, чем понимаете, что произошло. Вы смеетесь с ним вместе раньше, чем он расскажет о том, что же случилось смешного. Иными словами, вас веселит его веселость – в большей мере, чем сама история.
Точно так же страсть, с которой вы относитесь к какой-то теме или идее, вызывает заинтересованность у окружающих. Мы часто слышим выражения: «У нее есть жажда жизни», «Его страсть к жизни заразительна – этому невозможно противостоять, рядом с ним заражаешься оптимизмом». Страсть – это сильное чувство, она ощутима. Вы можете быть страстно влюблены или страшно озлоблены.
Люди, контролирующие свои страсти и использующие их себе на пользу, обладают умением преподнести себя. Неспособные контролировать страсть выглядят как перевозбужденные нервные подростки. Совершенно бесстрастные не владеют и умением преподнести себя.
Посмотрим с другой стороны. Случалось ли вам, придя в гости, ощущать напряжение – как будто все на взводе по непонятной причине? А потом кто-то объяснял вам, что все повздорили перед вашим приходом. Как говорится, напряжение было таким плотным, что его можно было резать ножом. Возможно даже, такое случалось у вас на рабочих планерках.
Точно так же окружающие могут ощущать страсть, когда вы рядом. Она сочится через поры вашей кожи и проявляется с помощью языка вашего тела.
Люди, контролирующие свои страсти и использующие их себе на пользу, обладают умением преподнести себя. Неспособные контролировать страсть выглядят как перевозбужденные нервные подростки. Совершенно бесстрастные не владеют и умением преподнести себя.
Конечно же, школьникам известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», она часто используется при обучении искусству публичных выступлений. Нам наиболее интересны следующие фразы, отражающие страсть Лютера Кинга:
«У меня есть мечта, что однажды этот народ поднимется и воплотит истинный смысл своей веры: “Мы уверены в том, что все люди созданы равными”».
«У меня есть мечта, что придет день и на красных холмах Джорджии сыны бывших рабов и сыны бывших рабовладельцев смогут сесть вместе за один стол».
«У меня есть мечта: однажды даже штат Миссисипи, задыхающийся от несправедливости, задыхающийся от гнета, превратится в оазис свободы и справедливости».
«У меня есть мечта, что наступит день и мои четверо детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету кожи, а по личностным качествам».
Сэр Кен Робинсон, говоря о своем убеждении, что школа убивает в детях творческое начало, произносил со страстью (и гораздо меньшим красноречием) следующие слова:
«Они [дети] начинают бояться своих ошибок. А мы, кстати, так управляем своими компаниями. Мы считаем ошибки недопустимыми. И теперь мы управляем национальными системами образования, в которых ошибка – самое страшное, что можно совершить. А в результате мы учим людей в отрыве от их творческих возможностей. Пикассо однажды сказал, что все дети рождены художниками. Проблема в том, чтобы, вырастая, оставаться художником. Я страстно верю в то, что мы не взращиваем свои творческие возможности, а вырастаем из них. Скорее даже, нас учат без них».
Но вам не нужно слышать эти слова для того, чтобы представить себе разницу в их воздействии и значимости. Три ключевых отличия указывают на степень страсти, которая отражается в нашей способности подать себя в выгодном свете.
• Ходите небесцельно.
• Раскрасьте свою историю.
• Прочувствуйте свои жесты.
Ходите небесцельно
Вопреки названию известной книги Майи Энджелоу люди не знают, почему поет птичка в клетке или почему она мечется. А еще это их смущает. Поэтому избавьтесь от нервного хождения и блуждания. Некоторые люди во время своего выступления неосознанно совершают постоянные переходы от компьютера к экрану, от экрана к первому ряду и опять к экрану и первому ряду. Другие начинают выступление за кафедрой, отходят в сторону, секунд 30 опираются на нее локтем, затем возвращаются обратно за кафедру и повторяют этот маневр на протяжении всей речи. Иные за время лекции многократно проделывают дугообразный путь от одного конца помещения к другому.
Позиция на возвышении для презентации – то же самое, что параграф для страницы.
Если вы спросите такого рассказчика о причине его маневров, то, может оказаться, что он о них даже не подозревает. Некоторые люди мечутся, как звери в клетке, другие заламывают руки или бесконечно прочищают горло.
Но такие перемещения посылают наблюдателям явственный сигнал: «Я на автопилоте. Я не с вами». То есть пока вы совершали эти бездумные движения, вы утратили способность преподнести себя.
Чтобы предстать перед аудиторией в выгодном свете, двигайтесь осознанно. Стойте неподвижно, говоря о важнейших моментах. Переходные моменты освещайте, осознанно двигаясь к определенной точке. Остановитесь и сделайте очередное важное сообщение. Позиция на возвышении для презентации – то же самое, что параграф для страницы. Ваша аудитория почувствует, что, делая это заявление, вы на нем сконцентрированы.
Раскрасьте свою историю
Рассказывайте со смаком, описывайте так, чтобы слушатели перенеслись на место действия.
У каждой семьи есть свои смешные истории. Люди могут многие годы потешаться по поводу какого-нибудь добродушного родственника – обычно это шутки дяди Джерри или дедушки Макса. В нашей семье одна из таких историй связана с маминым обычаем ставить на праздники в центре стола всякие красивые штучки.
В первый год моего замужества около 18 членов семьи собрались в доме моих родителей в День благодарения. На мою маму обрушился поток обычных комплиментов по поводу ужина и центрального блюда в обрамлении тончайших кружков апельсина и желтой сладкой кукурузы.
Когда мы усаживались за стол, Кевин, мой зять-шутник, сказал моему мужу, что это не только красиво выглядит, но и на вкус замечательно.
В надежде произвести благоприятное впечатление на мою маму, муж взял немного кукурузы, отправил себе в рот – и сломал зуб.
Она была из пластмассы.
Это очень короткая история, но вы ведь представили, как было дело? Услышали всеобщий смех (всех, кроме моего мужа)? Эта история пересказывается из года в год с одинаковым воодушевлением.
Кинорежиссеры понимают, как важны для повествования декорации – задний план, костюмы, звуковые эффекты. Точно так и вам следует понимать, что качество повествования обладает огромной значимостью. Трудно быть «нереально впечатляющим» на футбольном стадионе. Столь же сложно продемонстрировать голосом, что вы спокойны и держите все под контролем, пытаясь перекричать шум, разговаривая по мобильному телефону.
Президент страны тратит время на то, чтобы выбрать, произнести ли ему речь на арене «Роуз-Гарден» или на школьных ступенях, – он знает, как важна сцена и все ее атрибуты. Подумайте над тем, как рассказывать свою историю со страстью – в декорациях, с подробностями и диалогами, необходимыми для придания вашему посылу яркости.
Прочувствуйте свои жесты
Вы когда-нибудь изучали иностранный язык? Если да, то вы понимаете, сколь огромна разница между теми, кто говорит на чужом языке настолько уверенно, что может на нем думать, и теми, кто вынужден думать на родном языке, потом переводить свои мысли и уж затем говорить. Обычно я попадаю во вторую группу. В поездках по Южной Америке у меня уходит целая неделя на то, чтобы начать «думать» по-испански. Первые несколько дней я прохожу через долгую процедуру: слышу испанскую речь, перевожу на английский, обдумываю английский ответ, перевожу на испанский и отвечаю.
Люди, у которых подобное происходит с жестами, обречены на проблемы со способностью предстать перед окружающими в выгодном свете.
Жесты – это не дополнение. Жесты передают ваше сообщение в то же время и с тем же результатом, что и слова. Они должны быть внесены в ваш молчаливый, но действенный словарь.
Те, кто заявляет, что во время выступлений обходятся без жестикуляции, просто подавляют себя и выглядят ненатурально. Иными словами, они проходят через процедуру «перевода» с «естественного» на «неестественный». Они убрали все натуральные жесты, помогающие донести сообщение до слушателей. Эти люди, узнав о том, что они подавляют или «переводят» себя для «деловых» тем или «деловой» обстановки, осознают эту огромную разницу между уровнем страсти и энергии, исходящим от их естественной личности и «противоестественной» личины.
Жесты – это не дополнение. Жесты передают ваше сообщение в то же время и с тем же результатом, что и слова. Они должны быть внесены в ваш молчаливый, но действенный словарь.
Люди, обладающие умением преподнести себя, чувствуют , что говорят. И это чувство передается через язык их тела. Как окружающие могут почувствовать их страсть?
• Лицо оратора «соответствует» словам – будь на нем улыбка, забота, смущение, удивление, возбуждение, разочарование или какая угодно эмоция.
• Поза оратора живая, выражает готовность перейти к действию, отвечать на вопросы, дать дополнительную информацию, спорить, перейти к другим значимым пунктам. Оратор стоит в позиции «готовности», вес перенесен на переднюю часть стоп.
• Жесты осмысленны и значимы. Руки оратора свободны. Страсть выражают не мелкие жесты, ограниченные пространством перед телом говорящего, а широкие, решительные – с размахом, вверх, вовне. Поднятие рук от плеча создает более мощный и всеобъемлющий жест, чем от локтя или от запястья. В целом чем больше помещение, тем более широких жестов оно требует. Не нужно оттачивать жесты – все получается естественным образом, когда вы испытываете сильные эмоции по поводу того, о чем говорите.
Так где состоится ваша следующая важная беседа? В лифте? За столом? В конференц-зале? На борту самолета? С помощью телеконференции? В ходе вебинара (интернет-конференции)? В коридоре? В учебной аудитории? В любой из этих ситуаций ваш энтузиазм при высказывании какой бы то ни было идеи повышает шансы увлечь окружающих. Короче говоря, страсть порождает искусство преподнести себя.