С кем ходит рядом независимость
Идеализация независимости пересекается со многими другими, являясь как бы частью, аспектом другой, более выраженной идеализации. Наиболее часто с ней соседствуют следующие идеализации:
$ Идеализация своих способностей (я могу всего добиться исключительно своими силами, я могу сам, без посторонних советов прожить свою жизнь, я достаточно умен и развит, чтобы обойтись без указаний, способен жить, не завися ни от кого и т. д.)
$ Идеализация своей исключительности, или гордыня (кто они такие, чтобы мне указывать, я такой исключительный, а тут меня вынуждают..., я никогда не унижусь… и т. д.)
$ Контроль окружающего мира (ни от кого не завишу, более того, многие зависят от меня, и я научу их, как нужно...)
$ Идеализация своего несовершенства (я неполноценный человек, пока мною понукают, если со мной так обращаются, значит, я из себя ничего не представляю, я ничтожество...)
$ Идеализация отношений (люди должны уважать мое право жить своей жизнью, диктат в отношениях унижает человека, так не должно быть).
$ Идеализация творчества (я свободный художник, и никто не может диктовать мне, как я должен творить, иначе всё это не имеет смысла).
$ Идеализация работы (никто не может указывать, как я должен делать свою работу, в своём деле я не должен ни от кого зависеть, моя работа – самое ценное, что у меня есть, и я сам знаю, что и как делать).
$ Идеализация денег (мне нужно зарабатывать больше денег, чтобы ни от кого не зависеть, тогда я смогу посылать всех куда подальше!)
$ Идеализация цели (во что бы то ни стало я должен стать независимым, это моя главная цель).
Случай из жизни
Соне 30 лет. С раннего детства она чувствовала, что обязана постоянно радовать родителей своей порядочностью и правильностью. По словам Сони, мама всегда была озабочена морально-нравственном обликом своей дочери. Нужно говорить только правильные вещи, желать только правильных вещей.
Думать можно только правильно, вести себя правильно.
После окончания школы Соня поступила в институт в другом городе. Начала встречаться с молодым человеком. Познакомила его с родителями. Мама заняла позицию: «Ты должна выйти замуж именно за него». Поэтому Соня считает, что её замужество – скорее выбор мамы, чем её собственный. Выйдя замуж, она осознала, что получила в мужья вторую маму. Муж с удвоенной силой принялся воспитывать Соню. Как ей себя вести, как одеваться, как разговаривать – муж пытался взять решение этих вопросов на себя. К тому же он оказался достаточно ревнив. По словам Сони, её муж хочет только того, что считается морально правильным, и обязывает к этому свою жену.
Через год после замужества у Сони родился сын. Воспитание ребенка стало очередной почвой для споров с мужем. Он считал, что его жена слишком вольна в воспитании ребенка и сама с ним зачастую впадает в детство. Выйдя из декретного отпуска, Соня устроилась в организацию, где работала педагогом. Администрация вскоре начала давить на неё в плане идеологии её работы. По словам Сони, ей буквально диктовали, в каком ключе следует работать. Советовали больше налегать на нравственное воспитание подрастающего поколения. Во всем этом Соне слышались родные уже нотки. Однако она не хотела оставлять работу: ей трудно было даже представить свою жизнь только в пределах квартиры.
В последнее время Соню стало тяготить ощущение, что она живёт «как бы не свою жизнь». Точнее, она поняла, что не реализует право быть самой собой, иметь собственные желания. Живя, она должна в первую очередь выполнять не свои роли.
На работе Соне стали намекать, что лучше бы ей уволиться. Она уволилась. У мужа появилось больше оснований для того, чтобы воспитывать Соню. У неё же появилось ощущение, что она вообще не живёт в последнее время.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. С первого взгляда может показаться, что Соня – жертва злого рока. Тем не менее, если всё это с ней произошло, значит, она сама создала эту ситуацию. Или благоприятствовала тому, что «случилось».
Главная идеализация Сони – идеализация собственной независимости.
Что за этим стоит? Во-первых, большая внутренняя потребность быть свободной и независимой во всех своих проявлениях, какими бы они не были. Соня с детства отличалась этим качеством, и именно поэтому она появилась в семье с избыточно властными родителями, тотальными контролерами.Скорее всего, чувствуя в своем ребёнке бунтарские замашки, мама с папой решили вырвать ростки инакомыслия, пока они ещё малы. Соня, конечно, была недовольна этим, и нашла, как ей казалось, спасительный выход – уйти из-под родительской опеки. Однако, устранив один диктат из своей жизни, Соня тут же получила второй – в мужья ей досталась «вторая мама». В таких условиях ей было трудно чувствовать себя человеком, имеющим право на собственное мнение. В довершение ко всему, выйдя на работу, Соня попадает под авторитарную дирекцию. Получается, что вся её жизнь – скрытая борьба за независимость.
Идеальная модель Сони – жить так, как хочется, без посторонних советов. А поскольку Соня переживает из-за нехватки свободы, эта модель рушится всё более и более. Полноценные отношения, как Соня считает, возможны только, когда один предоставляет другому полную свободу и не претендует на его независимость. Она внутренне не может позволить другому человеку ограничивать её свободу. В порядке «воспитательного» процесса в её окружение постоянно попадают люди, не желающие видеть в ней самостоятельную личность, имеющую собственные права.
Примеры заполнения Дневника самонаблюдений
Событие, вызвавшее негативные переживания | Выявленная идеализация | Отработка идеализации | |||
Вика Л., студентка Пожалуй, у нас с сестрой такого еще не было. Я открыла дверь осторожно, думая, что все уже спят. Пробралась на кухню, и вдруг – резкий свет в глаза. В дверях стояла Жанна. Оказалось, что предки наши уехали на дачу и она пообещала им, что присмотрит за мной. А я ушла на вечеринку, не сказав ей, да еще и пришла за полночь. Я не привыкла, что мне нужно перед ней отчитываться. И потом, сегодня пятница, почему я не могу прийти поздно? Чего только на меня не посыпалось! Она орала, будто ее обокрали. Обозвала меня шлюхой. Я ушла в свою комнату, хлопнула дверью как следует, чтобы показать ей, что не хочу | Откровенно говоря, я не вижу за собой никакой вины за произошедшее. А почему было обидно? Я-то думала, что уже круто взрослая. Не тут-то было. Жанка дала мне понять, что я еще мелкая и мне нужно отпрашиваться у нее. Я же так не считаю. Мне восемнадцать лет, и я могу жить так, как хочу. Может, в этом и состоит мое основное заблуждение? Похоже, это идеализация свободы и независимости.Я слишком переживаю, если мне указывают, что я должна делать, а на что не имею права. Да как они смеют? Я же не спрашиваю их, куда они идут и чем будут заниматься. Мне до | Я прошу прощения Жизни и у себя самой за мои негативные эмоции. Я знаю, что придаю своим идеализациям избыточное значение. Впредь я отказываюсь от своих переживаний по этим вопросам, и теперь буду к этому относиться значительно легче. Я полностью беру на себя ответственность за этот эпизод и за все мои эмоции. Я благодарю Жизнь за урок и внимательность ко мне! Я обязуюсь | |||
продолжения разговора. Закурила в открытое окно. Я вроде бы и плакать не хотела, но слезы катились сами. Я смогла немного успокоиться только, когда подумала, что Жанка мне просто завидует. Она толстая и парень у нее – так себе, но ей трудно что-то изменить. Они встречаются уже три года, все идет к свадьбе. Он от нее не отцепится. Ну и пусть выйдет за этого козла и скучает всю оставшуюся жизнь. А я назло ей буду молодая и красивая. | них дела никакого нет. Вторая моя явная идеализация – отношений. Я не люблю, когда не меня кричат (а кто любит?), и долго переживаю после конфликта. Что же мне делать? Смириться я не готова. Всё равно буду делать так, как хочу. Просто нужно быть хитрее. И не стоит переживать, если кто-то зудит или даже кричит над ухом. | впредь не впадать в длительные переживания, оказавшись в подобной ситуации. | |||
Для чего дано воспитание?
Главный урок, который Жизнь даёт борцам за свободу – урок смирения. Но не рабски покорного внешнего смирения с внутренним протестом, а смирения истинного, осознанного, добровольного. Вдумайтесь в это слово: СМИРЕНИЕ, то есть жизнь С МИРОМ в душе.
Отнеситесь с миром к тому, кто пытается вас контролировать или указывать вам, как жить или работать. Попробуйте получить удовольствие от того, что вас контролируют – ведь они делают это не со зла, а из самых лучших побуждений.
Позвольте им получить удовольствие от своих попыток контроля, это придаст им чувства собственной значимости и самоуважения. Возможно, они и борются только за эти ощущения таким странным способом. Наверное, других способов получить уважение и признание окружающих они не знают.
А сами спокойно делайте то, что считаете нужным (конечно, если это не противоречит вашим должностным инструк-циям или требованиям руководства). Без скандалов, без протеста и попыток доказать окружающим что-то. Но не из чувства протеста, а просто потому, что вам так действительно хочется. Против такой свободы Жизнь ничего не имеет, лишь бы вы ей радовались.
Задание
Если вы нашли у себя признаки идеализации независимости, сформулируйте её несколькими характерными для вас фразами и запишите их ниже.
Мои характерные мысли, относящиеся к идеализации независимости:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
А я ближе к Богу!