Проблемы институционализации ЧГП: западный опыт и российские особенности.
Институционализация это - превращение какого-либо политического движения или явления в организованное учреждение; формализация, упорядочение процесса
Актуальность рассмотрения западного опыта частно-государственного взаимодействия обусловлена необходимостью изучения общего контекста становления и развития этого феномена с целью оценки дальнейших перспектив использования международного опыта на национальном уровне.
Идеи создания подобного рода партнерства относятся к концу прошлого столетия и связаны с пересмотром системы государственного снабжения, вызванного макроэкономическими изменениями в 1970–1980-х годах. Изначально практики частно-государственного партнерства носили единичный характер и в большей степени строились на индивидуальных договоренностях.
Первым опытом создания систематизированной основы взаимодействия принято считать инициативу правительства Великобритании, разработанную кабинетом Джона Маджора в 1992 году и получившую название Частная финансовая инициатива.
На современном этапе наиболее успешными практиками частно-государственного партнерства являются проекты, реализованные в США, Великобритании и Австралии в сферах здравоохранения и образования, развития городской инфраструктуры.
Партнерства между государственными и частными субъектами представляют собой добровольные взаимоотношения сотрудничества между различными субъектами государственного и частного секторов, в рамках которых все участники договариваются работать совместно, стремясь к достижению общей цели или проводя конкретные мероприятия. Партнерские взаимоотношения могут принимать такие формы, как финансирование или пожертвования в натуральном выражении со стороны участников партнерства или между ними; совместная разработка и проведение проектов или другой оперативной деятельности; организация совещаний или иных мероприятий и т.д.
В западной литературе внимание акцентируется на двух моделях ЧГП:
- к первой относятся страны «неолиберального» блока, где роль государственной системы в области финансирования социальной политики ограничена.
- ко второй – страны «консервативно-корпоративистского типа государства всеобщего благосостояния», основанного на кейнсианской теории, предполагающей активное исполнение государством функций социальной защиты. Данное выделение стало основанием выбора кейсов Великобритании и Германии для сравнительного анализа. Анализ реализации частно-государственного партнерства в различных институциональных условиях (Великобритании и Германии) позволил выявить как ключевые черты, характеризующие ЧГП вне зависимости от национального контекста, так и особые черты взаимодействия бизнеса и власти, возникающие вследствие специфики институтов и акторов, действующих в различных странах.
Англия стала одной из первых стран, создающих проекты партнерских отношений между бизнесом и властью на систематической основе. Позднее проекты, организованные по этой модели, стали реализовываться в других странах (Австралии, Канаде, США, Индии, странах Западной Европы), а также начали практиковаться такими международными организациями, как Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк и Международный валютный фонд. Суть схемы состоит в обеспечении финансовой поддержки проектов частно-государственного партнерства посредством частных инвестиций.
Стремительный рост числа частно-государственных партнерств в самой Германии приходится на 2004 год. Особое развитие данные формы сотрудничества получают на муниципальном уровне в различных социальных сферах и направлениях развития инфраструктуры. Безусловными лидерами по числу действующих ЧГП являются сферы образования (30%), спорта и туризма (28%), транспортных коммуникаций (19%).
Общее направление развития практик взаимодействия между бизнесом и властью на Западе свидетельствует о продолжении процесса институционализации модели частно-государственного партнерства не только на уровне отдельных государств, но и на глобальном уровне, включающем во взаимодействие международные организации. Основные преимущества ЧГП как модели реализации социальной политики состоят в распределении рисков и обязанностей между партнерами: государство как гарант стабильности, бизнес как инвестор и агент, обеспечивающий предоставление услуги/условий ее предоставления.
Исследования российского опыта 1 партнерства бизнеса и власти показывают, что важным благоприятным фактором развития среды для ЧГП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития. Стратегическое планирование позволяет учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Данный вид планирования способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и их успешной реализации.