Система межбюджетных отношений в Канаде
В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги. Причем, перечень налогов на федеральном уровне не определяется. Регулирующих налогов в Канаде нет. Это означает, что субнациональные власти проводят полностью самостоятельную налоговую политику.
В консолидированном бюджете Канады доля налоговых доходов федерального правительства составляет 48,2%; в бюджетах провинций – 43,3%; муниципалитетов – 8,5%; а с учетом финансовой помощи, соответственно, 42,7%; 46,1%; 11,2%. Однако в бюджетах конкретных провинций страны федеральная финансовая помощь колеблется от 14% до 42%. Доходы двух северных федеральных территорий (земель) почти полностью формируются за счет помощи из бюджета центрального правительства.
Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде трансфертов. Система федеральных трансфертом бюджетам провинций является частью более широкой системы бюджетных договоренностей между властями двух уровней.
Бюджетные договоренности включают следующие элементы:
1. Блочные трансферты. В Канаде существует два основных вида блочных трансфертов: выравнивающие трансферты и финансовая помощь, выделяемая в рамках Канадского трансферта на здравоохранение и социальное обеспечение (Canada Health and Social Transfer — CHST). Выравнивающие трансферты предоставляются провинциям с низкими бюджетными доходами, рассчитанными исходя из их налоговых возможностей, без каких-либо условий. Трансферты CHST представляют собой субсидии, которые выделяются провинциям из расчета на душу населения. Предназначены они для оказания содействия органам власти провинций в области финансирования здравоохранения, высшего образования и социальных программ. Эти трансферты обусловливаются требованиями относительно структуры программ в области здравоохранения, финансирования больниц, оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг. Трансферты CHST возникли на базе ряда программ совместного финансирования расходом в каждой из этих областей социальной политики.
2. Целевые трансферты. Примером их использования в настоящее время могут служить программы содержания автомобильных дорог и финансирования иммиграционных служб.
3. Меры по обеспечению гармонизации налоговых систем. Данные меры принимаются в рамках двусторонних соглашений об обеспечении гармонизации правил определения налоговой базы, а в некоторых случаях — и структуры налоговых ставок. Они предназначены для обеспечения единой системы налогообложения в стране. Такие соглашения заключены с некоторыми провинциями в отношении налога на доходы физических лиц, налогов на доходы корпораций и налогов с продаж.
4. Другие соглашения между федеральными властями и властями провинций. Существуют также различные соглашения между федеральным центром и провинциями, которые имеют своей целью обеспечение соответствия бюджетной политики органов власти провинций и федеральных властей интересам внутреннего экономического союза. Например, соглашения о внутренней торговле, об основах социального партнерства, соглашения, касающиеся функционирования иммиграционных служб, защиты окружающей среды, а также недавно заключенное соглашение о предоставлении через Национальную программу помощи детям субсидий семьям с детьми.
Совокупность названных выше бюджетных договоренностей способствует как бюджетной децентрализации и ответственности провинций, так и решению общенациональных задач.
Бюджеты различных уровней в Канаде имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита.
В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти - это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы. Органы власти провинций привлекают средства на внутреннем рынке долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы.
Местные органы власти имеют право привлекать заемные средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования.
Вопросы по теме для самоконтроля:
4. Что понимается под бюджетным федерализмом?
5. Какие существуют модели межбюджетных отношений?
6. Какая модель межбюджетных отношений применяется в Германии?
7. Каким образом построена система финансового выравнивания в Германии?
8. Какие существуют особенности построения межбюджетных отношений в Канаде?