Система межбюджетных отношений в Канаде

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете стра­ны, а также наличием у властей штатов и муниципали­тетов полномочий вводить собственные налоги. При­чем, перечень налогов на федеральном уровне не опре­деляется. Регулирующих налогов в Канаде нет. Это оз­начает, что субнациональные власти проводят полнос­тью самостоятельную налоговую политику.

В консолидированном бюджете Канады доля нало­говых доходов федерального правительства составляет 48,2%; в бюджетах провинций – 43,3%; муниципалите­тов – 8,5%; а с учетом финансовой помощи, соответ­ственно, 42,7%; 46,1%; 11,2%. Однако в бюджетах кон­кретных провинций страны федеральная финансовая помощь колеблется от 14% до 42%. Доходы двух север­ных федеральных территорий (земель) почти полнос­тью формируются за счет помощи из бюджета цент­рального правительства.

Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде трансфертов. Система федеральных трансфертом бюджетам провинций является частью более широкой системы бюджетных договоренностей между властями двух уровней.

Бюджетные договоренности включают следующие элементы:

1. Блочные трансферты. В Канаде существует два основных вида блоч­ных трансфертов: выравнивающие трансферты и финансовая помощь, выде­ляемая в рамках Канадского трансферта на здравоохранение и социальное обес­печение (Canada Health and Social Transfer — CHST). Выравнивающие транс­ферты предоставляются провинциям с низкими бюджетными доходами, рассчи­танными исходя из их налоговых возможностей, без каких-либо условий. Трансферты CHST представ­ляют собой субсидии, которые выделяются провинциям из расчета на душу на­селения. Предназначены они для оказания содействия органам власти провин­ций в области финансирования здравоохранения, высшего образования и соци­альных программ. Эти трансферты обусловливаются требованиями относитель­но структуры программ в области здравоохранения, финансирования больниц, оказания социальной помощи и предоставления социальных услуг. Трансферты CHST возникли на базе ряда программ совместного финансирования расходом в каждой из этих областей социальной политики.

2. Целевые трансферты. Примером их использования в настоящее время могут служить программы содержания автомобильных дорог и финансирования им­миграционных служб.

3. Меры по обеспечению гармонизации налоговых систем. Данные меры принимаются в рамках двусторонних соглашений об обеспечении гармонизации правил определения налоговой базы, а в некоторых случаях — и структуры на­логовых ставок. Они предназначены для обеспечения единой системы налого­обложения в стране. Такие соглашения заключены с некоторыми провинциями в отношении налога на доходы физических лиц, налогов на доходы корпораций и налогов с продаж.

4. Другие соглашения между федеральными властями и властями про­винций. Существуют также различные соглашения между федеральным цен­тром и провинциями, которые имеют своей целью обеспечение соответствия бюджетной политики органов власти провинций и федеральных властей инте­ресам внутреннего экономического союза. Например, соглашения о внутренней торговле, об основах социального партнерства, соглашения, касающиеся функционирования иммиграционных служб, защиты окружающей среды, а также недавно заключенное соглашение о предоставлении через На­циональную программу помощи детям субсидий семьям с детьми.

Совокупность названных выше бюджетных договоренностей способству­ет как бюджетной децентрализации и ответственности провинций, так и решению общенациональных задач.

Бюджеты различных уровней в Канаде имеют право привлекать заемные средства в целях финансирования дефицита.

В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти - это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы. Органы власти провинций привлекают средства на внутреннем рынке долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы.

Местные органы власти имеют право привлекать заемные средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования.

Вопросы по теме для самоконтроля:

4. Что понимается под бюджетным федерализмом?

5. Какие существуют модели межбюджетных отношений?

6. Какая модель межбюджетных отношений применяется в Германии?

7. Каким образом построена система финансового выравнивания в Германии?

8. Какие существуют особенности построения межбюджетных отношений в Канаде?

Наши рекомендации