Глава 1. теоретические основы кредитных организаций

1.1. Понятие кредитных организаций и их правового статуса

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – юридическое лицо (вид финансовой организации), которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом.

Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет книгу государственной регистрации (ст. 12 Закона о банках)[1].

Основными признаками кредитной организации являются следующие:

1) кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации - получение прибыли;

2) кредитная организация может быть создана только в строго определенной законом организационно-правовой форме - хозяйственного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам принадлежат общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;

3) кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;

4) право осуществлять банковскую деятельность возникает у кредитной организации только после получения специального разрешения (лицензии) Банка России;

5) кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, то есть государственной, частной и других форм собственности;

6) кредитная организация является элементом банковской системы РФ.

Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций[2].

Что касается правого статуса кредитных организаций, то для его рассмотрения необходимо обратиться к сущности категории правового статуса.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению содержания категории «правовой статус» и его структуры, природы и сущности. По нашему мнению, это вызывает необходимость анализа позиций ученых, предметом исследования которых был правовой статус именно на категориальном и структурном уровне.

Так, Н. И. Матузов применяет простой подход к классификации элементов структуры правового статуса и включает только:

1) правосубъектность субъекта общественных отношений; принципы конституционно-правового статуса;

2) права и свободы субъекта и гарантии их реализации;

3) обязанности и гарантии их выполнения, правоотношения общего (статусного) типа[3].

Некоторые авторы в качестве элементов правового статуса включают также правовое обязательство, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм, справедливость. По нашему мнению, это не является оправданным, поскольку законность, правопорядок, демократизм являются условиями или предпосылками правового статуса, обеспечивающих его нормальное функционирование и реализацию. Обосновывались также возражения относительно включения к правовому статусу юридических норм[4] и правоотношений[5]. Но без соответствующих правовых норм, главным образом, конституционных, регулирующих наиболее важные связи лица и государства, установка, закрепление правового статуса невозможно. Тоже можно сказать и об общих (статусных) правоотношениях, в которых находятся лица с государством и друг с другом по реализации своих основных прав, свобод и обязанностей, их обеспечения. Основой правового статуса выступают права и обязанности, а связи между их носителями реализуются через правоотношения, поэтому нормы права и правоотношения на их основе не могут не определять правовой статус субъектов.

Подытоживая вышесказанное, по нашему мнению, в структуру правового статуса кредитной организации входят:

1) правовые нормы, определяющие статус (речь идет о нормах конституционного и текущего законодательства, международные договоры);

2) основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

3) правосубъектность;

4) правовые принципы;

5) гарантии прав и свобод;

6) юридическая ответственность;

7) правоотношения общего (статусного) типа.

Права субъекта общественных отношений в структуре правового статуса - это формально определенные и юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами и реализовывать субъективные интересы. Это, во-первых, - определенные возможности субъекта действовать определенным образом или воздерживаться от определенных поступков с тем, чтобы обеспечить собственное нормальное существование, свое развитие, удовлетворение тех потребностей, которые сформировались.

Во-вторых, содержание и объем возможностей субъекта зависят прежде всего от возможностей всего общества, главным образом, от уровня его экономического развития. И с этой стороны, права субъекта - явление прежде всего социальное, что порождается самим обществом и той степенью и характером взаимодействия субъектов, что сформировался.

В-третьих, они не должны отчуждаться, отбираться кем-либо, не могут быть и предметом «дарения» со стороны государства или любой другой организации или лица.

Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению субъектов общественных, официально закрепленная мера необходимой деятельности в интересах стороны, которой принадлежит субъективное право. Если права - это мерило возможного поведения, то обязанности - мерило необходимого поведения. Права и обязанности неразрывно связаны и не могут существовать независимо друг от друга.

Следовательно, правовой статус является самостоятельной категорией и характеризуется следующими признаками.

1. Правовой статус имеет универсальный характер, поскольку распространяется на всех субъектов.

2. Отображение особенности лица и государства как участников общественных отношений и степень и характер их взаимодействия.

3. Права и свободы, что составляют основу статуса, не могут реализоваться без других его компонентов - обязанностей и ответственности.

4. Эта категория обеспечивает системность прав, свобод и обязанностей.

5. Элементы структуры правового статуса являются взаимозависимыми и взаимодействующими.

Правовой статус характеризуется относительной стабильностью. Именно этот признак в сочетании с динамичностью и изменчивостью общественной жизни позволяет ему играть чрезвычайно важную роль в общественной жизни, а именно, когда в обществе проходят негативные, регрессивные процессы.

Правовой статус, оставаясь неизменным и отражая определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении лиц, поскольку права, свободы и обязанности, как неотъемлемые элементы правового статуса, должны быть обеспечены государством независимо от специфики периода, в который оно вступило.

1.2. Классификация кредитных организаций

Кредитные организации можно классифицировать по разным критериям:

1) по форме собственности - на государственные и частные;

2) по форме организации - на имеющие собственное дело (один владелец), общество (владельцы - партнеры), корпорацию (является юридическим лицом, капитал которой отделен от капитала владельцев)

3) по выполняемым операциям - на универсальные и специализированные (лизинговые, страховые компании и др.)

4) по территории деятельности - на международные (МВФ, МБРР, Европейский фонд развития), региональные и национальные (связанные с национальной кредитной системой, способствующей развитию государственных кредитных институтов)

5) по сути, и выполняемым функциям в кредитной системе - на национальные (центральные), коммерческие банки, специальные финансово-кредитные институты.

В целом, кредитные организации можно разделить на две группы: банки и небанковские кредитные организации. Рассмотрим их более детально.

Из двух указанных групп наиболее часто встречаются банки, поэтому им мы уделим больше внимания.

Банк выступает как бы наиболее совершенной кредитной организацией, и это потому, что он может осуществлять любые виды деятельности, как банковские, так и небанковские. Небанковские кредитные организации могут осуществлять любые банковские операции, кроме тех, которые законом отнесены к компетенции банка. А это значит, что понятие «банк» входит в понятие «кредитная организация» наряду с понятием «небанковская кредитная организация», вместе с которым они и образуют это общее определение.

Дискуссионным остается вопрос о том, что означает понятие «банк» и в банковском законодательстве США. Так, американский ученый П. Роуз характеризует банк как финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг[6].

После анализа различных взглядов о сущности банка ученые-экономисты пришли к выводу, что банк - это «особое кредитно-финансовое предприятие, которое осуществляет различные операции, в том числе выполняет основные базовые функции, в процессе выполнения которых, а также по поводу присвоения имеющихся у него активов, возникает определенная совокупность производственных отношений между различными экономическими субъектами с целью получения доходов, прежде всего присвоения прибыли»[7].

Как видим, ученые-экономисты по-разному определяют понятие банка: одни называют банк учреждением, вторые - кредитной организацией, третьи - институтом, четвертые - финансово-кредитным учреждением, пятые - кредитно-финансовым предприятием, шестые - связывают юридическую категорию «банк» с разрешенной банковской деятельностью. Причем иногда понятие «банк» определяется путем перечисления отдельных функций, выполняемых им, чаще всего отождествляя функции банков с определенным направлениям или видам их деятельности, а иногда просто с отдельными операциями.

Определять банком любое учреждение, принимающее вклады, которые вкладчик может на законных основаниях изымать по требованию, и которое осуществляет деятельность по предоставлению коммерческих займов - значит ограничивать предмет банковской деятельности только указанными функциями. При таком узком подходе много банковских услуг остаются вне сферы банковской деятельности. Существует немало организаций и учреждений, которые на основании разрешений могут предоставлять коммерческие кредиты, но избегают определения их как банков. Этим они не нарушают норм закона, но и не имеют правовых оснований для отнесения их к категории «банки».

Анализируя научные исследования понятие «банк», можно утверждать, что этот вопрос не является столь простым, как это кажется на первый взгляд.

Слова, которые были похожи со словом bank и обозначали разные понятие в сфере денежного обращения, вошли в большинство европейских языков практически одновременно - в эпоху развития торговли в средневековой Европе.

Страны, принадлежащих к континентальной системе права, рассматривают банковское учреждение как совокупность осуществляемых им функций. Страны англосаксонской правовой системы, в отличие от континентальных стран, отошли от традиционного подхода в определении банковского учреждения. Так, в английском праве акцент с понятия «банк» перемещен на регулирование банковской деятельности, то есть правил (например, условий договоров), которые применяются в банковской практике[8].

В законодательстве Европейского Союза понятия кредитного института было закреплено Первой банковской Директивой. Все последующие нормативные акты ЕС, касающиеся вопросов регулирования деятельности кредитных институтов, выходили именно с понятия кредитного института, предоставленного Первой банковской директивой. Согласно Первой банковской директиве, кредитным институтом признавалось предприятие, деятельность которого заключалась в приеме от неопределенного круга лиц депозитов или других средств с обязательным возвратом и предоставление кредитов за свой счет. Это определение основывалось на классическом для правопонимания континентальной Европы понятии «банк» как учреждения, которое постоянно занимается принятием вкладов и предоставлением кредитов.

Исходя из данного определения, А.А. Вишневский пришел к выводу, что для того, чтобы предприятие рассматривалося как кредитный институт, оно должно соответствовать трем критериям[9]:

1) прием кредитным институтом депозитов и других средств с обязательным возвращением;

2) прием депозитов должен быть основным видом деятельности такого предприятия;

3) предприятие только тогда является кредитным институтом, когда его деятельность связана не только с принятием средств с последующим их возвратом, но и с предоставлением кредитов за свой счет.

Автор считал, что такой подход был слишком широким для определения банка, причем «европейская реальность банковского дела в части субъектов банковской деятельности была такова, что за пределами определения осталась значительная часть институтов, которые предоставляли услуги, традиционно банковских, но не подпадало под определение кредитного института, предоставленного Первой банковской директивой»[10].

Конечно, нельзя было это считать несовершенством Первой Директивы. Это еще раз доказывало то, что разница в банковском законодательстве различных европейских стран, а также в формах организации банковского дела в таких странах настолько велика, что ее невозможно преодолеть одной лишь Директивой. Первая Директива рассматривалась как первые шаги на пути гармонизации банковского права в Западной Европе, о чем было подчеркнуто в ее преамбуле: «ввиду степени этих разногласий (различия между банковскими законами государств - членов ЕС), условия, необходимые для создания общего рынка для кредитных институтов, не могут быть образованы путем принятия одной Директивы». В результате провозглашалась необходимость в гармонизации банковского права в странах ЕС.

С принятием Директивы ЕС от 20 марта 2000 много предыдущих Директив (и в том числе Первая) утратили силу. Директива 2000/12 / Е С Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 (с изменениями, вносимыми Директивой Европейского Парламента и Совета 2000/28 / ЕС от 18 сентября 2000) заложила основные правовые принципы банковской деятельности. Согласно этой Директивы «кредитным учреждением» считается:

1) субъект предпринимательской деятельности, деятельность которого в получении от общественности депозитов или других средств на возвратной основе и предоставления кредитов за свой счет;

2) учреждение, которое проводит электронные расчеты в значении Директивы 2000/28 / ЕС Европейского Парламента и Совета от 18 сентября 2000 по основанию деятельности и ее ведения учреждениями, которые осуществляют электронные расчеты пруденциального надзора за ними.

С целью внедрения надзора на консолидированной основе кредитным учреждением считается кредитное учреждение, а также любые субъекты предпринимательской деятельности или государственные учреждения, отвечающие определению кредитного учреждения и получившие лицензию на осуществление деятельности в третьей стране.

С целью внедрения надзора и контроля за большими рисками, кредитным учреждением считается кредитное учреждение, как это указано в определении, включающее филиалы - структурные подразделения кредитной организации в третьих странах - и любые субъекты предпринимательской деятельности или государственные учреждения, включая их филиалы, которые отвечают определению кредитного учреждения и получившие лицензию в третьей стране.

Финансовым учреждением в соответствии с данной Директивой, считается субъект предпринимательской деятельности, который не является кредитным учреждением, основная деятельность которого заключается в приобретении участия в финансовом учреждении или осуществлении одного или более видов деятельности, указанных в пунктах 2 12 Приложения 1 (в частности, предоставление кредитов, финансовый лизинг, услуги по переводу денег, выпуск и обслуживание платежных средств - кредитных карточек, дорожных и банковских чеков и т.д.).

Следовательно, банк является финансовым учреждением, имеющий на основании лицензии исключительное право осуществлять в совокупности депозитные, кредитные и расчетные операции. Особенность банка по сравнению с другими финансовыми учреждениями заключается в том, что банк является основным финансовым институтом, который призван осуществлять банковскую деятельность, имеет исключительный характер. В то же время все остальные финансовые учреждения - это в основном специализированные организации, выполняющие определенный круг банковских операций в зависимости от своего правового статуса.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Перечень банковских операций, которые имеют право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».


Наши рекомендации