Государственный долг учавствует в воспроизводственном процессе, играя важную роль:
— в перераспределении финансовых ресурсовв процессе перелива капитала между сферами производства и обращения.;
— в повышении эффективности использования средств,обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств;
— в ускорении концентрации финансовых ресурсов,позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов.
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им.
Под управлением государственным долгомпонимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.
Цель управления государственным долгом— нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Управление государственным долгом, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
-рефинансирование— погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
- конверсия— изменение доходности займа;
- консолидация— превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;
- новация— соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
- унификация— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
- отсрочка— консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
-дефолт— отказ государства от уплаты государственного долга.
Последствия накопления государственного долга:
- Переложение налогового бремени на будущие поколения.
- Перераспределение доходов среди населения.
- Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
10 .Международные финансы: содержание и принципы организации.
Международные финансы представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами.
Другими словами с помощью международных финансов осуществляется функция межгосударственного перераспределения финансовых ресурсов. Глобальной системой аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставление их заемщикам является международный финансовый рынок. Международные финансовые отношения -это система в которой происходят движения денежных потоков. Они могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
- между субъектами хозяйствования разных стран;
- взаимоотношения государства с юр. и физ. лицами других стран;
- взаимоотношения государства с правительствами других стран и международными финансовыми организациями;
- взаимоотношения государства и субъектов хозяйствования по международными финансовыми институтами.
Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных финансовых корпораций, международной банковской и инвестиционной деятельности. Основными участниками мировой системы финансов являются: банки, транснациональные корпорации, портфельные инвесторы и международные официальные заёмщики. Мировые финансовые операции оказывают существенное воздействие на финансовые системы отдельных стран, и во взаимодействии с мировой экономической средой явл.мощным инструментом интеграции экономических и финансовых рынков стран и регионов.
В сфере международных финансов необходимо отметить - международные финансовые организации и международные финансовые институты.
Финансы международных организаций, а так же международных финансовых институтов и международный финансовый рынок являются основными составляющими международных финансов.
Деятельность международных финансовых организаций связанного с выполнением определенного ряда функций.Финансовое обеспечение для выполнения этих функций осуществляется через существующие фонды денежных средств.Ведущими международными организациями являются: Организация Объединенный Наций и Европейский союз.
Международные финансовые институты создаются на мировом и региональном уровнях для дальнейшего содействия экономическому развитию стран - учредителей этих организаций. Их основной задачей является мобилизация средств и оказания помощи на кредитных началах для планирования и осуществления важных экономических проектов. К мировым международным финансовым институтам относятся: Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, а так же Банк международных расчетов.
Группа Всемирного банка - пять организаций, цель деятельности которых, оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам. В неё входят:
1.Международный банк реконструкции и развития - МБРР
2.Международная ассоциация развития - МАР
3.Международная финансовая корпорация - МФК
4.Многостороннее агентство по гарантии инвестиций - МАГИ
5.Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС
Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный банк.