Прочие посреднические услуги
- Доверительные (трастовые) услуги коммерческих банков
- Консультационные услуги коммерческих банков
- Депозитарные операции коммерческих банков
Трастовые операции - это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах.
При выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях:
· являться полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в пределах договора;
· выполнять строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению.
С помощью трастовых операций у банков появляется возможность решить ряд задач:
· во-первых, это – развитие клиентской базы, улучшение ее качества;
· во-вторых, проникновение на другие сегменты банковского рынка;
· в-третьих, приобретение контроля над фирмами, различными фондами;
· в-четвертых, расширение круга операций и услуг;
· в-пятых, повышение роли банка как участника фондового рынка.
В практической деятельности банков используются следующие виды трастовых операций: доверительное управление и агентские услуги.
Первый вид трастовых операций -доверительное управление. Доверительный управляющий в своих действиях выступает от своего имени, но по поручению и за счет средств клиента – собственника имущества и в случаях, предусмотренных договором, несет материальную ответственность за результаты действий.
Объекты имущества, передаваемого в доверительное управление:
· материальное движимое и недвижимое имущество организаций и граждан;
· денежные средства и документы, сопровождающие их движение;
· права и документы на получение, владение, распоряжение и пользование имуществом, на получение доходов от имущества, финансовых средств;
· ценные бумаги.
Виды услуг по доверительному управлению:
а) для физических лиц:
· передача имущества в наследство;
· управление имуществом по договору;
· опека или попечительство над имуществом полностью или частично недееспособных лиц;
б) для юридических лиц:
· управление имуществом, имущественными правами;
· управление средствами пенсионных фондов;
· управление благотворительными и прочими специальными фондами;
· управление инвестиционными компаниями и фондами.
Второй вид трастовых операций — агентские услуги.
Участниками агентских услуг являются:
· принципал (доверитель) — лицо, поручающее другому лицу выполнить какие-либо действия и передающее ему свои полномочия;
· агент — лицо, действующее от имени принципала и выполняющее в точности его поручение.
Агент выполняет лишь функции поверенного. В соответствии с договором он несет ответственность только за качество исполнения самого поручения, а не за конечные результаты, последствия данного поручения. Агент действует за счет средств принципала и получает от него вознаграждение.
Агентские услуги могут оказываться как юридическим, так и физическим лицам и включают:
· операции на рынке ценных бумаг;
· хранение и передачу денежных и других ценностей;
· оформление доверенности и другие нотариальные услуги;
· получение дохода по акциям и облигациям;
· услуги депозитария и др.
Наиболее распространенными в настоящее время являются следующие виды трастовых услуг, предоставляемых банками:
· ведение личных банковских счетов клиента;
· управление ценными бумагами клиента;
· взимание доходов в пользу клиентов;
· осуществление функций депозитария, а также выполнение операций, сопутствующих этой деятельности;
· временное оперативное управление компанией в случае реорганизации (слияния, поглощения или банкротства) и т.д.
Перечисленные выше трастовые операции не исчерпывают их разнообразия. В банковской системе западных стран их перечень включает несколько сотен видов.
Консультационные услуги;
Расширение разнообразия банковских операций, а также увеличение их сложности вызывают необходимость предоставления клиентам различныхконсультационных услуг (консалтинговых операций).
Банки заинтересованы в консультировании клиентов по целому ряду причин, среди которых в качестве основных можно отметить следующие:
· удержание имеющихся клиентов:
· демонстрация уровня профессионализма служащих банка и их готовности к развитию партнерских отношений с клиентами;
· создание положительного имиджа банка;
· рост банковской квалификации клиентов, что облегчает общение и повышает эффективность взаимодействия сторон;
· привлечение новых клиентов;
· увеличение объема реализации основных услуг (поддерживаемых с помощью консультационных) и в конечном счете получение большей прибыли.
Виды консультационных услуг
Всю совокупность консультационных услуг, которые банки могут оказывать клиентам, целесообразно разделить на два блока:
· услуги общего характера;
· услуги специальные.