Типичные функции основных функциональных модулей
Модуль расчетно-кассового обслуживания:
· учет данных о клиентах банка, заключенных договорах банковского обслуживания, открытие и ведение расчетных и валютных счетов клиентов;
· обработка банковских документов различных видов, в том числе платежных поручений в рублях и валюте, кассовых, конверсионных, мемориальных, внебалансовых и срочных документов;
· проведение рублевых расчетов через расчетную сеть Банка Росии, валютных расчетов через сеть S. W. I. F. T;
· автоматизированное ведение картотек документов, в том числе внебалансовых картотек и карточек документов, поступивших на счета невыясненных сумм;
· автоматический расчет и взимание комиссии за проведение операций;
· формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка Росии.
Модуль учета кассовых операций:
· учет наличных валютно-обменных операций в кассах банка;
· автоматический учет бланков строгой отчетности (формы 0406007 и др.);
· взаимодействие касс и хранилищ банка, учет наличных средств по рабочим местам кассиров.
Модуль учета клиентских конверсионных операций:
· регистрация заявок клиентов по покупку-продажу валюты;
· операции «обязательная продажа», «покупка-продажа за счет средств банка», «покупка-продажа на бирже».
С другой стороны, можно провести выделение модулей по основным объектам и процессам учета и автоматизации. В этом случае резонно выделить следующие аспекты функционирования АБС:
· автоматизация основной деятельности — это в основном характерные автоматизированные банковские системы (АБС);
· автоматизация бухгалтерского учета в банке;
· автоматизация кассовых операций;
· автоматизация депозитарных операций;
· автоматизация налоговой отчетности;
· автоматизация внутренней бухгалтерии банка как рядового предприятия (кадры, заплата);
· автоматизация работы с кредитами;
· автоматизация работы филиалов банка;
· автоматизация работы с клиентами системы «банк-клиент»;
· автоматизация межбанковских расчетов — системы электронных платежей;
· переход на систему безналичных расчетов с выпуском пластиковых карт;
· аналитические системы как системы поддержки принятия решений при перспективном стратегическом планировании.
В общем случае можно выделить две концепции развития АБС:
· все банковские операции могут быть автоматизированы в рамках единой монолитной программы универсального характера. Эта программа характерна для коммерческих банков, занимавшихся в основном только расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) юридических лиц. Эта концепция ориентируется на так называемый опердень, они автоматизировали РКО и вели баланс банка, формировали весь перечень отчетных банковских документов.
При расширении клиентов и, главное, перечня операций (кредитные депозитарные) в рамках одной программы выполнить это стало невозможно. Это послужило причиной разработки многокомпонентных, или модульных систем. Каждый модуль такой системы предназначен для обслуживания одной сферы деятельности банка и обеспечивает банковских служащих всем необходимым для полной автоматизации их деятельности на своем рабочем месте в данной сфере. В основе лежат некоторые общие рабочие модули нижнего уровня, предназначенные для ввода и обработки первичной информации. Наряду с этим современная система управления банком содержит также модули верхнего уровня для работы с агрегированной информацией, которые соответствуют аналитической обработке информации и предназначены для менеджеров высшего звена, обеспечивающих принятие эффективных решений.
Так, учет по лицевым счетам ведется в компонентах нижнего уровня, а учет на уровне баланса банка по аналитическим счетам, агрегируя в них информацию по лицевым счетам клиентов.
Кроме того, при формировании полного спектра отчетности необходим еще дополнительный учет и обработка данных по иным признакам.
Поэтому в АБС должна входить аналитическая подсистема, которая обеспечивает сбор, обработку и агрегирование информации, ее анализ в соответствии с требования Центробанка.
Схемы построения АБС
Можно выделить следующие схемы построения АБС:
· централизованная,
· консолидационная,
· репликационная,
· распределенная.
В централизованной схеме:
· для ведения всех баз данных используется единый вычислительный комплекс, находящийся в головном учреждении банка;
· доступ к данным из филиалов осуществляется в режиме «терминал-сервер»;
· обработка всей информации производится центральным компьютером.
Достоинство: данная схема в любой момент гарантирует актуальность данных.
Недостатки:большая нагрузка на центральный компьютер и высокие требования к телекоммуникациям.
Консолидационная схема:
· каждый филиал практически автономен.
· для ведения баз данных используется вычислительный комплекс филиала, там же производятся и все операции.
· расчеты между банковскими филиалами осуществляются по клиринговой схеме.
· с определенной периодичностью филиалы подключаются к центральному компьютеру головного учреждения для клиринга и (или) консолидации баланса.
Достоинства: низкие требования к телекоммуникациям и неограниченное число уровней иерархии в структуре банка.
Недостатки:
· банк не имеет оперативного представления ни о текущем состоянии своих активов, ни об их движении;
· клиенты не могут рассчитывать на получение во всех учреждениях банка одинакового набора услуг, т. к. полный доступ к лицевому счету имеется только в том отделении, где счет был открыт;
· консолидационная схема решает задачу объединения восходящих потоков информации;
· нисходящие (от головного учреждения к филиалам) и горизонтальные (между филиалами) потоки в ней не предусматриваются, за исключением клиринговой информации.
Репликационная схема:
· каждое учреждение банка имеет полнофункциональный вычислительный комплекс, работающий в автономном режиме;
· периодически производятся сеансы связи между филиалами и головным отделением;
· во время сеанса связи производится не просто консолидация баланса, а полная актуализация баз данных.
Достоинства: каждый филиал имеет полную актуальную БД.
Недостатки:
· высокие требования к вычислительным мощностям (каждый филиал должен обладать ресурсами, необходимыми для ведения баз данных всего банка) и телекоммуникациям (объем передаваемых при репликации данных довольно велик);
· актуальность данных сохраняется фактически лишь несколько мгновений непосредственно после репликации, а затем базы данных в разных учреждениях банка начинают быстро «расходиться»;
· ввиду первых двух недостатков вытекает естественное требование — репликации должны производиться часто.
Распределенная схема:
· предполагает использование монитора (менеджера) транзакций, который изолирует «клиентскую» часть от »серверной»;
· со стороны клиента монитор транзакций выглядит как обычный сервер, со стороны сервера — как обычный клиент;
· принципиальная разница заключается в том, что монитор транзакций «знает», на каком (или на каких) из серверов размещены данные, к которым обращается клиент;
· отдельные части этой информации могут находиться на разных серверах, тем не менее благодаря монитору транзакций клиент обращается к ним так, как будто они располагаются на одном сервере.
Достоинства: АБС, построенные по этой схеме, позволяют обращаться к любым имеющимся данным в режиме реального времени. При этом создается возможность оперативного анализа и управления активами банка. Естественно, все услуги становятся одинаково доступными для клиентов банка во всех его филиалах.
Однако распределенная схема имеет и ряд ограничений:
· такие АБС имеют высокую стоимость;
· чрезвычайно сложны во внедрении;
· требуют высококвалифицированного персонала;
· «не любят» плохих линий связи, т. е. требуют выделенных каналов связи и закрытых надежных систем телекоммуникации.
Вопросы для самоконтроля:
1) Определите понятие АБС.
2) Каковы основные принципы построения АБС?
3) Определите понятие принципа модульности.
4) Что входит в функции «фронт-офиса» в АБС?
5) Что входит в функции «бэк-офиса»?
6) В чем назначение «расчетного ядра» АБС? Как по-иному может быть названо это ядро?