Типичные функции основных функциональных модулей

Модуль расчетно-кассового обслуживания:

· учет данных о клиентах банка, заключенных договорах банковского обслуживания, открытие и ведение расчетных и валютных счетов клиентов;

· обработка банковских документов различных видов, в том числе платежных поручений в рублях и валюте, кассовых, конверсионных, мемориальных, внебалансовых и срочных документов;

· проведение рублевых расчетов через расчетную сеть Банка Росии, валютных расчетов через сеть S. W. I. F. T;

· автоматизированное ведение картотек документов, в том числе внебалансовых картотек и карточек документов, поступивших на счета невыясненных сумм;

· автоматический расчет и взимание комиссии за проведение операций;

· формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Банка Росии.

Модуль учета кассовых операций:

· учет наличных валютно-обменных операций в кассах банка;

· автоматический учет бланков строгой отчетности (формы 0406007 и др.);

· взаимодействие касс и хранилищ банка, учет наличных средств по рабочим местам кассиров.

Модуль учета клиентских конверсионных операций:

· регистрация заявок клиентов по покупку-продажу валюты;

· операции «обязательная продажа», «покупка-продажа за счет средств банка», «покупка-продажа на бирже».

С другой стороны, можно провести выделение модулей по основным объектам и процессам учета и автоматизации. В этом случае резонно выделить следующие аспекты функционирования АБС:

· автоматизация основной деятельности — это в основном характерные автоматизированные банковские системы (АБС);

· автоматизация бухгалтерского учета в банке;

· автоматизация кассовых операций;

· автоматизация депозитарных операций;

· автоматизация налоговой отчетности;

· автоматизация внутренней бухгалтерии банка как рядового предприятия (кадры, заплата);

· автоматизация работы с кредитами;

· автоматизация работы филиалов банка;

· автоматизация работы с клиентами системы «банк-клиент»;

· автоматизация межбанковских расчетов — системы электронных платежей;

· переход на систему безналичных расчетов с выпуском пластиковых карт;

· аналитические системы как системы поддержки принятия решений при перспективном стратегическом планировании.

В общем случае можно выделить две концепции развития АБС:

· все банковские операции могут быть автоматизированы в рамках единой монолитной программы универсального характера. Эта программа характерна для коммерческих банков, занимавшихся в основном только расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) юридических лиц. Эта концепция ориентируется на так называемый опердень, они автоматизировали РКО и вели баланс банка, формировали весь перечень отчетных банковских документов.

При расширении клиентов и, главное, перечня операций (кредитные депозитарные) в рамках одной программы выполнить это стало невозможно. Это послужило причиной разработки многокомпонентных, или модульных систем. Каждый модуль такой системы предназначен для обслуживания одной сферы деятельности банка и обеспечивает банковских служащих всем необходимым для полной автоматизации их деятельности на своем рабочем месте в данной сфере. В основе лежат некоторые общие рабочие модули нижнего уровня, предназначенные для ввода и обработки первичной информации. Наряду с этим современная система управления банком содержит также модули верхнего уровня для работы с агрегированной информацией, которые соответствуют аналитической обработке информации и предназначены для менеджеров высшего звена, обеспечивающих принятие эффективных решений.

Так, учет по лицевым счетам ведется в компонентах нижнего уровня, а учет на уровне баланса банка по аналитическим счетам, агрегируя в них информацию по лицевым счетам клиентов.

Кроме того, при формировании полного спектра отчетности необходим еще дополнительный учет и обработка данных по иным признакам.

Поэтому в АБС должна входить аналитическая подсистема, которая обеспечивает сбор, обработку и агрегирование информации, ее анализ в соответствии с требования Центробанка.

Схемы построения АБС

Можно выделить следующие схемы построения АБС:

· централизованная,

· консолидационная,

· репликационная,

· распределенная.

В централизованной схеме:

· для ведения всех баз данных используется единый вычислительный комплекс, находящийся в головном учреждении банка;

· доступ к данным из филиалов осуществляется в режиме «терминал-сервер»;

· обработка всей информации производится центральным компьютером.

Достоинство: данная схема в любой момент гарантирует актуальность данных.

Недостатки:большая нагрузка на центральный компьютер и высокие требования к телекоммуникациям.

Консолидационная схема:

· каждый филиал практически автономен.

· для ведения баз данных используется вычислительный комплекс филиала, там же производятся и все операции.

· расчеты между банковскими филиалами осуществляются по клиринговой схеме.

· с определенной периодичностью филиалы подключаются к центральному компьютеру головного учреждения для клиринга и (или) консолидации баланса.

Достоинства: низкие требования к телекоммуникациям и неограниченное число уровней иерархии в структуре банка.

Недостатки:

· банк не имеет оперативного представления ни о текущем состоянии своих активов, ни об их движении;

· клиенты не могут рассчитывать на получение во всех учреждениях банка одинакового набора услуг, т. к. полный доступ к лицевому счету имеется только в том отделении, где счет был открыт;

· консолидационная схема решает задачу объединения восходящих потоков информации;

· нисходящие (от головного учреждения к филиалам) и горизонтальные (между филиалами) потоки в ней не предусматриваются, за исключением клиринговой информации.

Репликационная схема:

· каждое учреждение банка имеет полнофункциональный вычислительный комплекс, работающий в автономном режиме;

· периодически производятся сеансы связи между филиалами и головным отделением;

· во время сеанса связи производится не просто консолидация баланса, а полная актуализация баз данных.

Достоинства: каждый филиал имеет полную актуальную БД.

Недостатки:

· высокие требования к вычислительным мощностям (каждый филиал должен обладать ресурсами, необходимыми для ведения баз данных всего банка) и телекоммуникациям (объем передаваемых при репликации данных довольно велик);

· актуальность данных сохраняется фактически лишь несколько мгновений непосредственно после репликации, а затем базы данных в разных учреждениях банка начинают быстро «расходиться»;

· ввиду первых двух недостатков вытекает естественное требование — репликации должны производиться часто.

Распределенная схема:

· предполагает использование монитора (менеджера) транзакций, который изолирует «клиентскую» часть от »серверной»;

· со стороны клиента монитор транзакций выглядит как обычный сервер, со стороны сервера — как обычный клиент;

· принципиальная разница заключается в том, что монитор транзакций «знает», на каком (или на каких) из серверов размещены данные, к которым обращается клиент;

· отдельные части этой информации могут находиться на разных серверах, тем не менее благодаря монитору транзакций клиент обращается к ним так, как будто они располагаются на одном сервере.

Достоинства: АБС, построенные по этой схеме, позволяют обращаться к любым имеющимся данным в режиме реального времени. При этом создается возможность оперативного анализа и управления активами банка. Естественно, все услуги становятся одинаково доступными для клиентов банка во всех его филиалах.

Однако распределенная схема имеет и ряд ограничений:

· такие АБС имеют высокую стоимость;

· чрезвычайно сложны во внедрении;

· требуют высококвалифицированного персонала;

· «не любят» плохих линий связи, т. е. требуют выделенных каналов связи и закрытых надежных систем телекоммуникации.

Вопросы для самоконтроля:

1) Определите понятие АБС.

2) Каковы основные принципы построения АБС?

3) Определите понятие принципа модульности.

4) Что входит в функции «фронт-офиса» в АБС?

5) Что входит в функции «бэк-офиса»?

6) В чем назначение «расчетного ядра» АБС? Как по-иному может быть названо это ядро?

Наши рекомендации