Лекция 14. Банковский маркетинг: принципы, методы и стратегии
Маркетинговая деятельность осуществляется в несколько этапов, и включает в себя:
1.Подготовительный этап – сбор информации;
2.Анализ рынка;
3.Текущая маркетинговая ситуация – наблюдение и прогнозирование рынка;
4.Маркетинговый синтез – определение целей и задач банка (стратегическое планирование и тактические решения).
Подготовительный этап.Сбор информации.
Эта ступень программы посвящена сбору всей доступной и необходимой для дальнейшего построения стратегии информации и ее анализу.
Всю информацию банки получают из различных источников, которые можно подразделить на внешние источники и внутренние источники. А сама информация может быть первичной и вторичной. К первичной информации прибегают в случае недостаточности вторичной. Первичные данные - это данные маркетинговых исследований, то есть информация собранная специально для построения стратегии. Для полевых маркетинговых исследований применяют следующие методы:
1. Социальные опросы, которые могут быть как скрытыми так и открытыми, а также проводимые лично по телефону или по почте;
2. Интервью групповые или индивидуальные;
3. Наблюдения;
4. Эксперимент;
5. Имитация, то есть моделирование с помощью ЭВМ или методом деловых игр.[1]
К первичной информации будут относится и результаты маркетинговых исследований, проведенных сторонними организациями по заказу банка.
Вторичная информация - это все доступные данные, которые могут быть использованы в целях маркетинга. Внешние источники такой информации:
- сведения о других банках в СМИ,
- статистический материал,
- публикации Национального банка Молдовы (НБМ),
- мнения экспертов и научных деятелей о банковском рынке,
- информация, полученная с конференций, совещаний, презентаций и пресс-конференций,
- результаты проверок различных служб (аудиторов, НБМ, налоговой службой).
Внутренние источники:
- бухгалтерские и финансовые отчеты,
- данные исследований проводимых ранее,
- обзор отзывов клиентов,
- сообщения работников банка.
Вся эта информация разграничена по трем направлениям:
а) информация о макросреде ,
б) информация о микросреде ,
в) информация о своем предприятии (банке ).
Макросреда складывается из следующих элементов:
1)технологическая среда,
2) экономическая среда,
3) социокультурная среда,
4) политико-правовая среда,
5) природная среда.
Технологические факторы - это технические и технологические нововведения в банковской сфере, позволяющие сделать банковскую деятельность более эффективной ( ускорить платежи, автоматизировать некоторые операции и т. п. ).
Экономические факторы , такие как рост или спад производства, устойчивое денежное обращение или инфляция и рост неплатежей, снижение или повышение уровня жизни, оказывают непосредственное влияние на состояние банковского рынка и, следовательно, на состояние отдельных банков.
Влияние социально-культурных факторов выражено в изменении демографической ситуации, а отсюда изменения ассортиментной политики банка, в изменении общественно-культурного сознания или сохранении прежнего менталитета, что требует от банка осторожной разъяснительной рекламной политики, и т. д.
Политико-правовые факторы достаточно сильно изменяют положение в экономике и банковской сфере, что необходимо учитывать при формировании стратегии, а для этого требуется хорошо ориентироваться в законодательстве и текущей политической ситуации.
Природные факторы оказывают меньшее влияние на банковскую отрасль, чем на отрасли производства, но современная модель социально-этического маркетинга предполагает необходимымих учет не только для поднятия престижа (выступления против загрязнения окружающей среды), но и с коммерческой целью, так как все отрасли экономики взаимосвязаны и в конечном итоге зависят от состояния природной среды. [2]
Лишь принимая во внимание влияние совокупности всех этих факторов, можно построить и осуществлять жизнеспособную конкурентную стратегию. Однако, прежде всего , тип стратегии зависит от микросреды банка.
Микросреду составляют субъекты банковского рынка:
-клиенты,
-конкуренты,
-контрагенты.
Именно существование конкуренции обусловило появление и широкое применение маркетинга. Банки конкурируют между собой и с кредитно-финансовыми институтами.
Контрагентами банка выступают:
- поставщики финансовых, материальных, информационных, технологических, кадровых ресурсов;
- маркетинговые посредники и контактные аудитории.
Для изучения клиентов необходимо выяснить какие категории потребителей могут вступить в контакт с банком. Так в клиентурном рынке выделяются пять сегментов.[3]
1.Юридические и физические лица, являющиеся собственниками или ведущие операции с недвижимостью.
2.Корпорации, финансово-промышленные группы.
3.Институциональный рынок (банки-корреспонденты).
4.Правительственныйрынок (органы федерального и регионального правительства, местные органы власти).
5.Юридические и физические лица по линии доверительных услуг.
Также потребителей можно рассматривать по степени удаленности от банка, по возрастной дифференциации.
В зависимости от возраста выделяются следующие группы клиентов:
1.Молодежь 15-20 лет. Это студенты, лица впервые нанимающиеся на работу; люди, готовящиеся вступить вбрак. Имнеобходимы услуги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно простые формы сбережений, банковские услуги, связанные с туризмом.
2.Молодые люди, недавно образовавшие семьи (25-30 лет),которым предстоит купить дом или квартиру, приобрести потребительские товары длительного пользования. Данная группа нуждается в открытии совместного банковского счета для мужа и жены, в кредитных карточках для покупки товаров, в разных формах возобновляемого кредита. Они прибегают к целевым формам сбережений и к услугам по финансовой защите семьи.
3.Семьи «со стажем» (30-45лет). Это люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свбодой финансовых действий. Первоочередные цели – улучшение жилищных условий, предоставление образования детям. Они ползуются потребительским кредитом для покупки товаров в рассрочку и улучшения жилищных условий. Практикуют сбережения. Нуждаются в консультировании по вопросам финансирования, образования, инвестирования сбережений, налогообложения, страхования.
4.Лица зрелого возраста, готовящиеся к уходу на пенсию. Они имеют накопленный капитал и стремятся обеспечить его сохранность и настоящий устойчивый доход. Данные банковские клиенты хранят крупные остатки на банковских счетах. Требуют высокого уровня персонального обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в распоряжении капиталом, завещательные распоряжения и т.д.
Коммерческие предприятия, в зависимости от величины торгового оборота, могут нуждаться в определенных услугах:
1. Прежде всего, это мелкие фирмы, представляющие семейные предприятия с ограниченными финансовыми возможностями. Для них харктерно отсутствие административного аппарата. Сфера деятельности территориально невелика. Финансовая экспертиза ограничена советами банка или бухгалтеров–специалистов. Для них банк предлагает персональное обслуживание и планирование управления недвижимостью; специальные «стартовые ссуды»; покупку потребительских товаров в кредит с погашением в рассрочку; страхование жизни; услуги по переводу денег и бухгалтерскому оформлению документации.
2. Средние фирмы. Для них характерно значительное число работников;потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операций, немалый объем бухгалтерской и счетной работы, а также операции с наличными деньгами; достаточно остро стоят проблемы финансирования. Банк предлагает этой клиентуре следующие услуги: платежные операции, компьютерные услуги, платежные карточки для работников фирмы, лизинговые и факторинговые операции, среднесрочные и долгосрочные ссуды для пополнения основного капитала.
3. Для крупных фирм характерны ориентация на экспансию и захват рынков, наличие широкойсети филиалов, большая потребность в капиталовложениях в здания и оборудование, постоянный ввод новых продуктов, необходимость в научно-исследовательских работах, высокий уровень специализации производства, относительно низкая отдача капитала. Для этих клиентов банк предлагает операции по выплате заработной платы, консультации по вопросам бизнеса, услуги по экспорту и импорту, регистрации ценных бумаг, долгосрочное кредитование.
Как понятно из вышеописанного, анализ потребителей формирует соответствующие новые потребительские свойства банковских товаров.
Информация о своей фирме - это информация о конкурентной позиции банка на рынке. То есть о состоянии банка и о том какое положение он занимает на рынке. Об этом еще пойдет речь ниже.
[1] Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М. : Экономна. 1993г. - с. 35.
[2] Коробов Ю. И. Практика банковской конкуренции. Саратов: Издат. центр Сарат. экон. академии, 1996г. - С. 33,34,35.
[3] Уткин Э.А.Банковский маркетинг. М.,1995г. - с.80-85