История развития гражданско- правовых норм в России об обязательном страховании.

Глава 2. Виды обязательного социального страхования, осуществляемого работодателями

Пенсионное страхование.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

Задачами пенсионного страхования являются:

1)установление круга лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию;

2) обеспечение застрахованных граждан трудовыми пенсиями в случае наступления старости, инвалидности и по случаю потери кормильца;

3) обеспечение финансовой устойчивости и мобилизации денежных средств на обеспечение граждан трудовыми пенсиями.

Принципы обязательного пенсионного страхования:

1) обязательность уплаты страховых взносов в обязательном пенсионном страхование;

2) устойчивость финансовой системы обязательного пенсионного страхования;

3) обязательный характер;

4) всеобщность;

5) автономность системы обязательного пенсионного страхования;

6) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц.

Финансовая основа обязательного пенсионного страхования состоит из средств ПФР являются федеральной собственности и не входят в состав других бюджетов. Бюджет финансируется за счёт:

1) страховых взносов;

2) средств федерального бюджета;

3) сумм пений и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения временно свободных средств;

5) добровольных взносов;

6) иных источников незапрещенных законом.

Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направляются на:

1) выплату трудовых пенсий и пособий;

2) доставку пенсий;

3) обеспечение текущей деятельности страховщика и иные цели.

Субъектами такого страхования являются:

Страховщик - ПФР (и его территориальные органы), а также негосударственные пенсионные фонды, но только в отношении накопительной части трудовой пенсии.

Основные права и обязанности страховщика по обязательному пенсионному страхованию:

1) страховщик имеет право осуществлять управления средствами бюджета ПФР и контроль над их расходованием, проводить проверки с уплатой страховых взносов.

2) страховщик обязан предоставлять сведения об индивидуальном персонифицированном учёте, назначать и выплачивать своевременно, уплачивать страховое обеспечение и подготавливать обоснование тарифов страховых взносов.

В качестве страхователя выступают:

1) лица, производящие выплаты за других физических лиц: юридические лица, ИП, физические лица;

2) ИП и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Страхователь обязан уплачивать страховые взносы, регистрироваться в порядке установленном законом, предоставлять сведения о застрахованных лицах для ведения индивидуального персонифицированного учёта.

Страхователь имеет право участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием и бесплатно получать информацию и страховщика.

Застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование: граждане России, проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовому, авторскому и лицензионным договорам; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой;

3) лица, добровольно вступившие в правоотношения со страховщиком;

4) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Основные права и обязанности застрахованного лица:

1) имеет право своевременно и полностью получать обязательное пенсионное страхование, получать информацию и осуществлять контроль;

2) обязано представлять страховщику документы, сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющие на выплату страхового обеспечения, соблюдать условия для назначения пенсии.

Виды страхового обеспечения:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и инвалидности;

2) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

3) пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Страховые взносы уплачиваются за расчётный период, под которым понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов: 1-ый квартал, полугодие, 9-ть месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов исчисленных за отчетный период. Страхователь исчисляет сумму страховых взносов в соответствии со страховой базой. Страховая база – зарплата или иной доход застрахованного лица и иные выплаты, входящие в систему оплаты труда или с иного дохода.

Рекомендации по развитию обязательного страхования в РФ

Несмотря на то, что проблемы развития страхования исследуются учёными, профессиональными страховщиками достаточно широко и во многом наблюдается единство позиций, но по-разному расставляются акценты и приоритеты в комплексном решении проблем обязательного страхования.

Среди основных задач, решение которых является важным для формирования эффективной системы страхования, необходимо отметить следующие:

1) формирование адекватной законодательной базы;

2) создание и обеспечение эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

3) разработка и активное внедрение страховых продуктов, отвечающих интересам населения;

4) проведение политики максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам;

5) постепенная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, характеризующийся углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков;

6) развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

7) совершенствование информационных каналов обязательного страхования;

8) совершенствование продвижения и рекламное обеспечение имеющихся или ещё только разрабатываемых страховых продуктов, создание качественных сайтов с основными характеристиками страховых программ.

Для достижения поставленных задач и целей должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка:

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап предусматривает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Третий этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинён ущерб, в следующих случаях:

1) в результате воздействия источников повышенной опасности;

2) вследствие недостатков отдельных категорий товаров, работ и услуг;

3) при исполнении работниками своих трудовых обязанностей.

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

1) повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости;

2) формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;

3) соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска;

4) усиление государственного надзора за осуществлением обязательного страхования;

5) реализацию законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;

6) введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования.

Проблемы на пути развития страхования в нашей стране могут быть успешно разрешены при наличии высококвалифицированных кадров и соответствующего уровня экономического мышления.

Внося изменения в Федеральные законы обязательного страхования, законодателю необходимо исключить неоправданное нарушение прав и свобод страхователей.

Совершенствуя законодательную базу по видам страхования, специалисты страхового рынка выносят на рассмотрение законодателя изменения в системы:

1) обязательного страхования владельца опасного объекта;

2) страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

3) страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном;

4) ОМС.

Дополнительно рассматривается вопрос введения системы возмещения причинённого вреда третьим лицам субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении ими соответствующих видов профессиональной деятельности, так как Закон о защите прав потребителей не может охватить все аспекты.

При совершенствовании законодательства об обязательном медицинском страховании предлагается учитывать принципы конкурентной модели, повышения роли конкурентоспособности страховых медицинских организаций, заинтересованности страхователей во взаимосвязных продуктах медицинского обязательного и добровольного страхования.

Можно выделить несколько направлений дальнейшего развития системы ОМС в России:

1) введение единых норм и правил построения системы ОМС для всех субъектов РФ;

2) утверждение единых правил оценки качества медицинской помощи;

3) реализация реального права выбора гражданином медицинской организации и врача;

4) увеличение финансирования системы ОМС и улучшение качества медицинской помощи;

5) обеспечение баланса объема медицинской помощи для базовой программы ОМС с её финансовыми ресурсами;

6) совершенствование деятельности страховых медицинских организаций в системе ОМС.

Основными направлениями законодательства совершенствования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предлагается:

1) обеспечение консолидации данных по страховым случаям в разрезе страховщиков и страхователей, организация и функционирования единых баз с целью предотвращения страхового мошенничества;

2) совершенствование системы прямого возмещения убытков и компенсационных выплат;

3) обеспечение заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения за счет введения льготных тарифов при расчёте страховой премии;

4) внедрение унифицированных систем оценки причиненного ущерба и определения размеров убытков

В рамках совершенствования видов обязательного страхования необходимо совершенствовать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в части классификации опасных объектов и разработанных в соответствии с этим тарифов; расширения перечня опасных объектов и объёма ответственности страховщика по страховым рискам.

Законодательство обязательного страхования в нашей стране недостаточно развито, рынок страхования освоен не полностью. Эксперты в данной области прогнозируют его скорое развитие, при наличии благоприятной экономической ситуации. Дальнейшее совершенствование обязательного страхования должно быть направлено на повышение привлекательности добровольных страховых продуктов.

Именно с данной позиции необходимо рассматривать вопрос перспектив развития страхового законодательства в России.

В государственной политике наметились тенденции к замене выдачи лицензий на стимулирование самостоятельности, то есть направленность на увеличение числа саморегулируемых профессиональных организаций. Это может привести к появлению на страховом рынке новых видов страхования, а государственные органы избавятся от части обременительных контрольных функций в сфере страховой деятельности. Также государство будет избавлено от необходимости нести убытки из-за оказания некачественных профессиональных услуг страховщиками.

Необходимо понять, что реструктуризация системы обязательного страхования в России не может произойти мгновенно. Государственные органы на протяжении длительного периода времени должны поддерживать систему обязательного страхования до времени формирования стабильной системы страхования ответственности в РФ.

Заключение

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что в данной дипломной работе проведено исследование понятия обязательного страхования, рассмотрена его сущность, характеристика видов страховых отношений, позволяющие понять целесообразность страхования. Обязательное страхование играет большую роль в обеспечении снижения рисков потери имущества и жизни людей, а также в выполнении социальной миссии. Обязательная форма страхования — это страхование, включающее виды имущественного и личного страхования, которые осуществляются на основании закона или нормативно-правового акта, где установлены объекты, стороны, условия страхования, предусматривающее возмещение ущерба или причинение вреда личности при наступлении страхового случая, которое является обязательным для всех участников страхования. Существенными характеристиками обязательного страхования являются: законодательная основа страховых отношений, общегосударственная основа страховых отношений, принудительный характер, всеобщность участия.

Определены основные причины, сдерживающие развитие рынка обязательного страхования в современных условиях (недостаточный перечень страховых услуг, препятствие для размещения акций страховых компаний на внутреннем фондом рынке, недоверие страхователей, принятие не полностью проработанных законов, введение обязательных видов страхования под патронажем отдельных министерств и ведомств, защита рынка от иностранных страховщиков, не достаточная информированность страхователей об изменениях в законодательстве, страховое мошенничество, расширение клиентской базы, монополия на страховом рынке) и факторы, стимулирующие этот процесс.

Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов обязательного страхования (в главной степени ОМС и ОСАГО) и разработку новых законопроектов, необходимость введения которых выявляет существующая социально-экономическая ситуация.

Обязательное страхование является социально значимой сферой, важной для государства.

Введение ОМС было обусловлено необходимостью здравоохранения, повышения качества медицинского обслуживания и так далее. Внедрение ОМС делает возможным выбор лечебного учреждения, лечащего врача. Страховые компании способствуют повышению качества медицинского обслуживания, так как за плохое лечение пациента по решению экспертного совета врач обязан возместить потраченные средства.

ОМС- не автоматическое увеличение окладов, а реальная плата за конкретные медицинские услуги, оказываемые пациентам. Оно становится тем экономическим рычагом, который позволяет провести структурную перестройку системы здравоохранения и финансируется исключительно из средств бюджетов всех уровней и страховых взносов предприятий, учреждений, организаций.

Практика страхования от несчастных случаев показывает, что оно может осуществляться в разнообразных формах. В настоящее время в России страхование от несчастных случаев может быть обязательным или добровольным.

Обязательное страхование рассмотрено с позиций ГК РФ, Закона РФ «Об организации страхового дела», большим объёмом иных федеральных законов.

Обязательное страхование - это переходный этап в становлении страховой культуры, позволяющий воспитывать потребность в приобретении страховых продуктов добровольных видов, минимизировать расходы государства на возмещение нанесённого ущерба, повысить интерес страхователей в страховой защите,

Значение обязательного страхования заключается в том, что оно даёт возможность оказания существенной материальной помощи при сравнительно небольших по размеру страховых взносах, что становится возможным только при более широком круге лиц, участвующих в правоотношениях в рамках обязательного страхования.

Ощущается необходимость совершенствования правового регулирования страховой деятельности. Учитывая это изменения в Закон РФ «Об организации страхового дела» от 28.12.2013 г. внесли основополагающие моменты, ранее законодательно отсутствующие в том числе и предусматривающие уточнение страховой терминологии, прав и обязанностей субъектов страхового дела; унификацию форм и методов контроля и надзора за субъектами страхового дела, обеспечение эффективного расходования средств бюджета на страхование, а так же повышение значимости страховой защиты, а так же позволяющие произвести унификацию деятельности страховых организаций, в том числе и путём ввода минимальных стандартных требований к правилам страхования. Но насущным остаётся вопрос правового регулирования процедуры возмещения.

Это так же является препятствием для развития рынка обязательного страхования. Тормозит развитие и низкий уровень спроса на страховые услуги физических и юридических лиц, в силу низкого уровня доходов и сформировавшегося недоверия надёжности страховых организаций, неразвитость отрасли рыночных отношений, несовершенство нормативно-правовой базы.

Решение проблем развития страховой отрасли в России во многом будет определяться ролью государства. Государственное регулирование рынка страхования должно носить стимулирующий характер и развиваться в направлении развития обязательных видов страхования.

Развитие обязательного страхования приведет к резкому увеличению объёма страхового рынка, но прибыль не будет значительной. Вместе с тем это позволит сформировать отраслевые денежные фонды, которые позволят минимизировать затраты государств при наступлении страховых случаев.

Таким образом, проведённое исследование обязательного страхования позволило наметить основные тенденции в совершенствовании нормативно-правовой базы рынка страховых услуг, а именно:

1) установления приоритетных видов страхования, разработка основ обязательного страхования;

2) создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования.

Но в рамках данной работы не невозможно исследовать весь объём обязательного страхования. За годы существования рынка страховых услуг, он неоднократно претерпевал различные изменения, но так и не удалось сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Обязательное страхование тесно связано с экономикой общества, поэтому следует уточнить его роль в решение социально - экономических задач государства.

Ситуация на рынке обязательного страхования в настоящее время имеет проблемы, они были рассмотрены мной в данной работе. Но все эти проблемы решаемы, с помощью различных разработанных стратегий деятельности страховых компаний, посредством совершенствования законодательных и иных правовых норм. У российских страховых компаний много перспектив для развития, так как российские граждане все с большей серьёзностью стали относиться к страхованию своих имущественных и личных неимущественных благ. Наблюдается более зрелый подход потребителей к приобретению страховой защиты.

Направления развития обязательного страхования будут являться основой для разработки отраслевых программ в этой области. Стратегия развития страхового рынка позволит отрасли выйти на новые рубежи, достичь новых показателей в своей работе, увеличить активы страховых организаций, путём увеличения ассортимента и объёмов предоставляемых страховых услуг, привлечь как можно больше клиентов, путём удовлетворения их потребностей в страховой защите.

Таким образом, обязательное страхование представляет собой особое, предусмотренное законом средство обеспечения публичных интересов и характеризуется тем, что закон обязывает определённое лицо выступить страхователем по договору имущественного или личного страхования. Случаи обязательного страхования оговариваются законодателем в отдельных нормативных актах.

В целом же обязательное страхование является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется защите прав и интересов граждан.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ.- 29.01.1996.- № 5.- Ст. 410.

3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: // Российская газета- № 148-149-06.08.1998.

4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»: // Российская газета- № 139- 21.07.1999.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: // Российская газета- № 153-154- 12.08.1998.

6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: //Собрание законодательства РФ- 01.01.2007- № 1 (1 ч.)-ст. 18.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: // Российская газета- № 247- 20.12.2001.

8. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ";

9. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования";

10. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О негосударственных пенсионных фондах";

11. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111 (ред. от 01.12.2014) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";

12. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: // Парламентская газета- № 64- 10-16.12.2010.

13. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 ) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»// Российская газета- № 67- 07.04.1998.

14. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: // Парламентская газета- № 86-14.05.2002.

15. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»: // Собрание законодательства РФ- 02.08.2010- № 31, ст. 4194.

16. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»: // СЗ РФ-2012- № 25- Ст. 3257.

17. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: // Российская газета- № 6- 12.01.1993.

18. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 (в ред. от 22.07.1998 г.) «Об обязательном личном страховании пассажиров»: // САПП РФ- 1992- № 2- Ст. 35.

II. Материалы судебной практики

1. Определение Верховного Суда РФ от 20 января 2014 г. № 10-В11-15 // СПС "КонсультантПлюс".

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2013 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 5, 2013.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2013 № 300 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 2, февраль, 2014.

III. Учебная и научная литература

1. Адамчук Н.Г., Асабина С.Н., и др. Теория и практика обязательного страхования. Москва: Анкил 2012. – 575 с.

2. Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. М.: Анкил 2012. – 578 с.

3. Аксенова И.О. Страхование ответственности за причинение вреда // Приложение к газете «Финансовая Россия». – 2013. – N 3.

4. Страхование: учебник для студентов/ под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В.В. Шахова.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.- 495 с.

5. Бондарев Ю.А. Право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, в соотношении с нормами о страховых выплатах по обязательному государственному страхованию // Общество и право.- 2013. -№ 1. - 112 с.

6. Гогин А. А. О некоторых проблемах страхового законодательства / // Финансовое право. - 2013. - N 7. - 50 с.

7. Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации // Законы России: опыт, анализ, практика. -2013. -№ 9.

8. Страхование: учебник для вузов Ермасова Н.Б., Ефимова Н.Ю. и др. -Москва: Юрайт-Издат, 2013.- 256 с.

9. Гражданское право: Учебник для вузов Мартьянова Т.С. Т. 4. 3-е изд. -Москва: Волтерс Клувер, 2013.- 257 с.

10. Страховое право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В. Григорьева, С.Л. Ефимова.- М.: Юнити-Дана; Закон и право. 2013.- 253 с.

11. Сокол П.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (постатейный). -М.: ЗАО "Юстицинформ", 2014.

12. Фогельсон Ю.Б., Рассохин В.В. Гарантированность возмещения вреда в обязательном страховании ответственности и правовые средства ее реализации // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2013. -№ 11.

13. Фогельсон Ю.Б. Правовое регулирование ОСАГО. Решённые и нерешённые проблемы//Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №9 -78 с.

14. Страхование: /Учебник для вузов Балабанов И. Т., Балабанов А. И.– СПб: Питер, 2012. – 256 с.

15. Страховое право: /Учебник для вузов Белых B.C., Кривошеев И.В.– Москва: Просвещение, 2012.

22. Зурабов М.Ю. Пенсионная реформа в России. Москва: Просвещение 2012.- 38 с.

24. Социальное страхование: /Учебное пособие. Павлюченко В.Г. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 412 с.

25. Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы, 2013. - №10.- 56 с.

26. Страховое право: Учебник для вузов/ Петров Д.А.– СПб., 2013.- 356 с.

27. Проблемы государственной политики в области обязательного страхования / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2013. - № 17 (84).

28. Романова М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2011. №1.

29. Страховое право: Учебник для вузов Худяков А.И. / Спб.: Юридический центр Пресс, 2013.

30. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". - "Деловой двор", 2013 г.

1.

2.

3.

4.

5. См.: пункт 2 ст. 927 Гражданского кодекса РФ.

6.

7.

8.См.: Страховое право: Учебное пособие" /Ширипов Д.В. Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", Москва, 2010.

10.

11.См.: Страхование: учебник для студентов/ под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В.В. Шахова.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2011.- С.211

12. См.: Там же. С. 292

13. См.: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

14.

15. См.: решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2010 г. N ГКПИ07-658 данное решение оставлено без изменения.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22. См.: п. 1 ст. 14 Закона N 255-Ф

23.

24.

25.

26.

История развития гражданско- правовых норм в России об обязательном страховании.

Первые упоминания о пенсионном обеспечении на территории России относятся к древним временам. В летописях упоминается, что славянские князья и воеводы заботились о провизии, оружии, снаряжении своих подданных, об их обеспечении в случае ранения или по достижении старости.

В 1917 г. было принято Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных», а в 1918 г. Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников науки и преподавателей рабфаков. В 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для преподавателей сельских и городских школ, размеры которых зависели от величины условий труда, среднемесячного заработка, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., систему пенсионного обеспечения заменили на систему социального страхования, работающую по принципу: все организации отчисляли государству налоги для формирования бюджета страны, из которого определялись расходы на все государственные нужды, в том числе и на пенсионное обеспечение граждан.

Эта система существовала до распада СССР, в 1991 г. она исчерпала свои возможности. Даже максимальная пенсия не могла превышать трёх установленных законом минимальных размеров пенсии. На фоне быстрого роста цен снижался уровень обеспечения пенсионеров. Расчёты показали, что в 2010-2020 гг. возникнет проблема нехватки средств для выплаты пенсий, так как число, выходящих на пенсию ощутимо превысит число работающих.

Данную проблему можно было решить увеличением доходов пенсионной системы. Возникла необходимость внедрения системы, в которой присутствовал бы стимул к выплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР). Стимулом в таком случае может служить уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним в виде пенсионных выплат.

Современный этап реформ пенсионной системы Российской Федерации (далее- РФ) отсчитывается от 1995 года, после утверждения Правительством РФ концепции реформы, которая определила общие рамки, структуру и механизмы новой пенсионной системы, выделив в ней страховую, базовую и накопительную части. Концепция была утверждена постановлением Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения". Нынешнее развитие пенсионной реформы фактически определено правительственной программой, разработанной в 2000 г. при участии Минэкономразвития Правительством России принято решение о проведении пенсионной реформы. Цель реформы - создание многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. С 2001 г. внедрена новая модель, включившая в себя государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, дополнительное негосударственное пенсионное страхование,

Становление и развитие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в российской истории связано с образованием Волжского общества речного страхования. В 1781 г. издан Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям, который содержал постановление о морском страховании.

В результате Октябрьской революции страховое дело было национализировано. Декретом Совнаркома от 23.03. 1918 г. "Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального" в стране установилось государственное регулирование всего страхового дела.

Утверждением ЦИК и Совета Народных Комиссаров (далее - СНК) СССР «Положения о государственном страховании СССР» от 18.09.1925 г., все виды страхования были объявлены государственной монополией СССР, установлено, что государственное страхование осуществляется на всей территории Советского Союза единым предприятием - Госстрахом. Отсутствие условий для развития страхования гражданской ответственности в СССР и неоднозначное толкование сущности этого вида страхования привело к прекращению операций по страхованию подобного вида ответственности.

С принятием Постановления СНК СССР от 03.02 1938 г. "О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций", которым предписывалось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду или в пользование отдельным лицам или частным организациям, добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, домашнего имущества и транспортных средств, находящихся в собственности граждан, было связано дальнейшее укрепление позиций обязательного государственного страхования.

В период новой экономической политики (далее - НЭП) увеличился рост числа страхователей и перечень объектов, подлежащих страхованию, созданы системы тарифов и льгот для самых бедных слоев населения. Первую попытку принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности можно отнести к 1962 г. В Госстрахе была создана рабочая группа, приступившая к разработке проектов документов и условий обязательного страхования транспортных средств и гражданской ответственности за ущерб, нанесённый личности или имуществу при эксплуатации средств транспорта. В мае 1962 г. на Совете Министров СССР данный законопроект был отклонён по причине преждевременности. Вторая попытка принять данный законопроект в 1963 г. успеха не имела по той же причине.

С начала 90-х годов в нашей стране началось возрождение страхового рынка, появились частные страховые компании. В настоящее время действует Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела). Данный документ регулирует организацию системы страхования в целом. В нём сформулированы основные страховые категории и страховые понятия, установлены общие правила государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, определены требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков.

В России необходимость принятия закона, обеспечивающего надёжную страховую защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее- ДТП), зрела давно, и перспектива введения института страхования гражданской ответственности автовладельцев на момент принятия закона неоднократно обсуждалась. В 1992 г. Верховный Совет принял в первом чтении законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но по определённым обстоятельствам второго чтения не состоялось. Федеральный закон от 25.04. 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принят в развитие норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ). В нём определены экономические, организационные, правовые принципы и основы обязательного

Наши рекомендации